Курс лекций по дисциплине "Менеджмент"

Содержание:


-Сущность и содержание менеджмента

-Основные этапы развития менеджмента

-Принципы,используемые в менджменте

-Миссия организации

-Сущность целей в системе менеджмента. Их виды,предъявляемые типы и требования.

-Построение дерева целей

-Организационная структура управления

-Функции менеджмента

-Стратегический менеджмент

-Информация используемая в менджменте

-Информационное обеспечение менеджмента

-Коммуникационный процесс в менеджменте

-План производства

-Логика и технология принятия управленческих решений

-Управление конфликтом

-Мотивация персонала в менеджменте.Основные теории мотивации

-Власть и лидерство

Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент – такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как её основу , ориентирует свою производственную деятельность на запросы потребителей , осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации по достижению своих целей в долгосрочной перспективе.

Стратегический менеджмент ориентирован на долгосрочную перспективу от 3 до 7 лет . Основными факторами построения системы управления для стратегического менеджмента являются люди , система информационного обеспечения и рынок .

При управлении персоналом, стратегический менеджмент рассматривает работников как основу организации, как источник благополучия организации.

Эффективность в стратегическом менеджменте выражается в том, насколько эффективно (своевременно и точно) организация в состоянии реагировать на новые запросы со стороны рынка и соответственно изменяться в зависимости от изменения окружения.

Стратегический менеджмент рассматривается как совокупность 5 взаимосвязанных процессов:

  1. Анализ среды – является важным исходным процессом стратегического менеджмента, т.к. он создает базу для определения миссии и целей фирмы, для выработки стратегии её развития. Очень важно, чтобы и внутренняя и внешняя среда анализировалась по различным направлениям.
  2. Определение миссии и целей организации – определение смысла существования организации, долгосрочных и среднесрочных целей.
  3. Анализ и выбор стратегии - сердцевина стратегического менеджмента. Она может опираться на следующие базовые сценарии:
    • Стратегия ограниченного роста.
    • b Стратегия роста.
    • c Стратегия сокращения.
    • d Комбинированная стратегия
  4. Реализация стратегии – является критическим процессом, т.к. в случае успешного осуществления, он приводит фирму к достижению поставленных целей. Существует несколько составляющих для успешного выполнения стратегии:
    • Цели стратегии и планы хорошо доводятся до работников для того, чтобы как можно быстрее вовлечь персонал в процесс реализации стратегии.
    • Руководство не только своевременно обеспечивает поступление всех необходимых ресурсов, но и имеет план реализации стратегии в виде целевых установок и обязательно фиксирует достижение каждой цели. В процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои задачи и осуществляет закрепленные за ним функции.
  5. Контроль реализации стратегии - в процессе реализации той или иной стратегии необходимо грамотно осуществлять контроль реализации стратегии, основными задачами которого являются:
    • Определение того, что и по каким показателям проверять .
    • Оценка состояния контролируемого объекта должна осуществляться в соответствии с принятыми стандартами и нормативами
    • Выяснение причин отклонения и осуществление корректировки при её необходимости.

Стратегический менеджмент позволяет использовать в своей деятельности различные методические подходы. Удобным инструментом является разработанная бостонской консультативной группой специальная матрица , в которой для определения перспектив развития организации предлагается использовать единственный показатель – рост объема спроса.

Данная матрица позволяет установить её размеры по вертикали, а по горизонтали задается соотношение доли рынка, принадлежащей конкурентам. Данное соотношение должно определять сравнительные конкурентные позиции организации в будущем.