Курс лекций по дисциплине "Менеджмент"

Содержание:


-Сущность и содержание менеджмента

-Основные этапы развития менеджмента

-Принципы,используемые в менджменте

-Миссия организации

-Сущность целей в системе менеджмента. Их виды,предъявляемые типы и требования.

-Построение дерева целей

-Организационная структура управления

-Функции менеджмента

-Стратегический менеджмент

-Информация используемая в менджменте

-Информационное обеспечение менеджмента

-Коммуникационный процесс в менеджменте

-План производства

-Логика и технология принятия управленческих решений

-Управление конфликтом

-Мотивация персонала в менеджменте.Основные теории мотивации

-Власть и лидерство

Принципы,используемые в менджменте

Принципы менеджментаопределяемые закономерности, в рамках которых реализуются связи между различными структурами управленческой системы.

Основоположник принципов административного управления – Файоль.

Принципы менеджмента определяют требования к системе организации.

Принципы менеджмента – это также правила, основные положения, нормы, которыми руководствуются менеджеры в практической деятельности.

ПРИНЦИПЫ

  1. Принцип научности .
  2. Принцип целостности , т.е. свойства системы находятся в определенной зависимости от составляющих её элементов, которые образуют единое целое.
  3. Структурность – т.е. определённая упорядоченность действий.
  4. Взаимозависимость структуры от среды – т.е. – система функционирует в процессе взаимодействия со средой, но при этом среда значительно воздействует на систему, но и система воздействует на среду.
  5. Иерархичность – т.е. взаимозависимость различных подразделений по горизонтали и вертикали.
  6. Принцип сочетания научности и творчества – т.е. – каждый руководитель должен управлять на строго научных основаниях, используя также свои профессиональные знания и навыки.
  7. Принцип целенаправленности - т.е. предполагается, что управленческая деятельность должна быть направлена на достижение определённой цели организации с помощью сотрудников этой организации.
  8. Сочетания специализации и универсализации – заключается в том, что к решению каждой проблемы необходим индивидуальный подход, но разрешение проблемы является составляющей деятельности организации и строится на общих принципах её функционирования.

< Этапы принятия решений:

  1. Изучение проблемы.
  2. Рассмотрение альтернатив.
  3. Определение оптимального варианта.
  4. Организация выполнения.
  5. Контроль. >
  1. Последовательности – заключается в том, что действия должны выполняться в строго определенной последовательности, как во времени, так и в пространстве. Нарушение этой последовательности может привести к неразберихе в работе, т.е. затягиванию выполнения задач.
  2. Принцип непрерывности – т.е. каждый вид деятельности является основой для следующего вида.
  3. Сочетание централизации руководства и самоуправления – выражается в определенной доле самостоятельности при принятии решений на более низком уровне, но в соответствии с распоряжениями и указаниями менеджера высшего звена.
  4. Концентрация внимания на индивидуальных особенностях сотрудников , а также их способности взаимодействия с коллегами . Это создает благоприятную психологическую атмосферу в коллективе, определенную организационную культуру, что влияет на эффективность работы.
  5. Обеспечение целостности прав и ответственности на каждом уровне работы.
  6. Предельно широкое вовлечение сотрудников в процесс принятия управленческих решений , т.е. – решение, принятое более охотно и легко, выполняется лучше, чем то, которое в приказном порядке исходит от руководства.