Структура управления организацией – упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого.
В рамках структуры управления протекает управленческий процесс, между участниками которого распределены функции и задачи управления.
Организационная структура управления – совокупность управленческих звеньев , расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами . Это также форма разделения и координации труда управленцев, направленной на достижение целей организации.
В структуре управления выделяют следующие элементы :
- Звенья (отделы, цеха, группы)
- Уровни/ступени управления
- Связи , которые могут быть:
- горизонтальными – носят характер согласования и являются как правило одноуровневыми.
- вертикальные – связи подчинения, возникающие при наличии нескольких уровней управления.
- линейные – подчинение линейным руководителям.
- функциональные – подчинение по определенной группе проблем функциональному руководителю.
Структура управления должна определять цели и задачи фирмы, быть подчиненной производству и меняться вместе с производством.
МЕТОДЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР
-
Метод аналогий – организационная структура выстраивается по аналогии с лучшими предприятиями вашей отрасли или зарубежными образцами.
-
Экспертный метод – позволяет приглашать специалистов со стороны для построения организационной структуры.
-
Нормативный метод - по которому определяется количество рабочих, специалистов, руководителей и служащих. Данные категории работников определяются по нормативам, существующим в области управления.
-
Типовой метод – может применяться, если имеется типовой проект организационной структуры управления.
ПРИНЦИПЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ПОСТРОЕНИИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
-
Организационная структура управления должна прежде всего отражать цели и задачи организации, следовательно – быть подчиненной производству и его потребностям.
-
Следует предусматривать оптимальное распределение труда между органами управления и отдельными работниками , обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку .
-
Формирование структуры управления необходимо связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления с учётом вертикальных и горизонтальных связей.
-
Между функциями и обязанностями с одной стороны, и полномочиями и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.
-
Организационная структура управления призвана быть адекватной социально-культурной среде организации . Это значит, что не всегда приводит к эффективной работе копирование аналогичных структур управления в аналогичных социально-культурных условиях.
Реализация данных принципов означает необходимость учёта при формировании (или перестройке) структуры управления множества различных факторов воздействия на организационную структуру управления.
К факторам , влияющим на организационную структуру управления относят :
- Характер производства и его отраслевые особенности (состав производимой продукции (услуг/работ), технология изготовления, масштаб и тип производства, уровень технической оснащенности производства).
- Формы организации управления (линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная).
- Степень соответствия структуры аппарата управления иерархической структуре производства .
- Соотношение между отраслевой и территориальными формами управления (по продукту, по региону).
- Соотношение между централизованной и децентрализованной формами управления .
- Уровень механизации и автоматизации управленческих работ, квалификация работников, эффективность их труда .
- Соответствие иерархической структуре производства как управляемой системе . В иерархической структуре производства (под ней понимают соотношение между различными уровнями (ступенями/звеньями) производства по формам их связи и субординации). Различают 2 взаимодополняющих друг друга подструктуры: а) организационную ; б) производственну ю. Каждая из подструктур выступает как самостоятельная по отношению к другой структуре.
ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР
1. Линейная структура управления – характеризуется тем, что во главе стоит руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками.
Достоинства :
- подчиненные имеют только одного руководителя;
- оперативность в принятии решений,
- личная ответственность руководителя за конечные результаты работы.
Недостатки :
- высокие требования к руководителю, который имеет обширные связи, разносторонние знания и опыт по всем функциям управления (деятельности),
- большая перегрузка информацией.
2. Функциональная структура управления – предполагает чёткое разделение труда и каждый орган управления специализирован на выполнении отдельных видов деятельности.
Достоинства :
- высокая компетентность специалистов, отвечающих за конкретные функции (управление финансами, персоналом, производством и т.д.),
- расширение возможностей линейных руководителей по оперативному управлению производством в результате высвобождения их от функциональной деятельности.
Недостатки :
- размыта ответственность и распорядительность, т.к. ни один из отделов не несёт ответственности за результаты деятельности всей организации.
- недостаточная гибкость при управлении и выдаче команд от руководителя к исполнителю,
- длительная процедура принятия решений,
- возможность получения противоречивых указаний и распоряжений,
- сложность контроля.
3. Линейно-функциональная организационная структура – предполагает, что первому линейному руководителю помогает специализированный аппарат управления, состоящий из функциональных подразделений (служб/отделов). Данные подразделения проводят свои решения через высшего руководителя или через специализированные службы, находящиеся на нижестоящем уровне.
4. Матричная структура управления – характеризуется тем, что во главе данного предприятия стоит руководитель, которому подчиняются руководителя различных проектов. Данная структура имеет решетчатую форму, которая построена по принципу двойного подчинения исполнителей. При данной структуре персонал функциональных подразделений, оставаясь в их составе и подчинении, обязан также выполнять указания руководителей проектов или специальных штабов, которые образуются для выполнения руководства отдельными проектами.
Функциональное подразделение |
Функциональное подразделение |
Функциональное подразделение |
Достоинства :
- она настроена на взаимную согласованность действий всех подразделений организации для достижения целей различных проектов.
- в результате – упрощается координация выполняемых работ,
- она достаточно гибка, т.к. быстро осуществляется перераспределение персонала для выполнения первоочередных задач.
- Недостатки :
- двойное подчинение, что влияет на усложнение механизма управления.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
Данная оценка может быть произведена по уровню реализации заданий, надёжности и организованности принимаемых управленческих решений.
Экономическая эффективность управления определяется отношением экономичности управления (Э с ) к экономичности производства (Э п ).
В конечном счёте, вся работа по проектированию структуры управления сводится к выработке направлений по совершенствованию действующей организационной структуры и повышению эффективности работы аппарата управления.
|