Коммуникация – обмен информацией между 2 и более людьми. Основная её цель – обеспечение понимания информации, которая является предметом обмена.
В коммуникационном процессе выделяют 4 базовых элемента :
- Отправитель – лицо, собирающее и передающее информацию.
- Сообщение – собственно информация, закодированная с помощью символов.
- Канал передачи информации.
- Получатель информации – лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует её.
В процессе передачи информации от отправителя к получателю, сообщение может быть искажено или утрачено.
При передаче информации отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача – составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею.
Основными этапами являются:
-
Формирование идеи сообщения.
-
Кодирование и выбор канала , т.е. отправитель должен закодировать информацию, используя слова, интонации, жесты, символы.
- Передача сообщения.
- Декодирование информации , т.е. в данном процессе производится превращение символов отправителя в мысли получателя, который реагирует на сообщение соответствующим образом.
Для подтверждения получения сообщения, получатель в порядке обратной связи направляет отправителю адекватную информацию. Обратная связь позволяет понимать, в какой мере было правильно принято и воспринято исходное сообщение. Она также способствует значительному повышению эффективности обмена управленческой информацией.
Двухсторонний обмен информацией протекает медленнее, но он более точен и повышает уверенность в правильности интерпретации сообщения.
Обратная связь повышает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи или шумы.
Различают следующие виды искажения информации :
-
Сознательное
- Непреднамеренное – в силу непродуманности структуры управления, перегрузки информации, трудностей межличностных контактов или ошибок.
Отрицательное влияние на коммуникационный процесс оказывают плохие отношения между отдельными подразделениями, конфликтные ситуации между отдельными сотрудниками и руководителями.
Межличностные коммуникации занимают много времени руководителя, и чтобы избежать неэффективной коммуникации необходимо:
-
Обдумывать содержание информации, предназначенной для передачи.
-
Следить за точностью выбранных слов, используемой интонации, позы, жестов.
-
Необходимо быть внимательным к чувствам собеседника, получателя сообщения или указания для исполнения.
-
Необходимо добиваться установления обратной связи.
- Положительная реакция собеседника, получателя сообщения, подчиненного, заметно влияет на повышение эффективности обмена управленческой информацией.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ
Общение – разносторонний процесс развития контактов между людьми, обусловленный потребностями совместной деятельности.
При взаимодействии и обмене информацией выделяют 3 составляющие:
-
Коммуникативная – передача и обмен информации между участниками.
-
Интерактивная – взаимодействие общающихся не только словами, но и действиями, поступками.
-
Перцептивная – взаимовосприятие общающихся.
Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущего к взаимопониманию, от лат. «общее, разделенное с другими». Если в процессе общения не достигнуть взаимопонимание, то коммуникация не состоялась.
Элементы коммуникации:
отправитель (собирает необходимую информацию) |
сообщение (послание в закодированном виде) |
канал(средство передачи информации)
|
получатель(тот, кто получает и раскодирует информацию)
|
КОММУНИКАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБЩЕНИЯ
Характеризуется:
-
умением устанавливать психологический контакт;
-
учетом особенностей психологического воздействия;
-
логичностью, аргументированностью и адекватностью ситуационного общения;
-
эффективностью сочетания вербальных и невербальных коммуникаций.
ТИПЫ КОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ
ОТКРЫТЫЕ |
ЗАКРЫТЫЕ |
СМЕШАННЫЕ |
« Змея »
(общение на одном уровне)
(А – руководитель, Б и В – руководители низшего уровня) |
« Колесо »
|
« Палатка »
|
« Звезда »
(Б и В – начальники вышестоящего уровня)
|
« Круг » |
« Соты » |
« Тент »
(А – руководитель, Б и В – заместители, Г и Д – подчиненные) |
Коммуникационная составляющая предполагает:
-
наличие как минимум 2-х индивидов-участников процесса обмена информацией;
-
взаимное или одностороннее психическое воздействие на партнера;
-
единая система кодирования информации.
При отсутствии вышеперечисленных условий возможно возникновение коммуникационных барьеров.
Коммуникационные барьеры:
I Социальные барьеры – возникают при отсутствии единого понимания ситуации, вызванного глубинными различиями между партнерами (религиозными, профессиональными, социальными). Профессиональные различия проявляются в особенностях деловой культуры. В современном обществе выделяют 3 уровня деловой культуры:
-
Национальный
-
Организационный
-
Управленческий (организационная структура).
Стимулирующим фактором формирования деловой культуры выступает мотивация. Существует 4 вида мотивации, соответствующей той или иной культуре:
- целевая – стремление стать лидером на рынке (в большинстве промышленно развитых стран – стремление выйти первыми с нововведениями).
- защитная – стремление к созданию стабильного жизненного уклада, исключающее вмешательство в профессиональную деятельность извне;
- уравнительно-социальная – при которой ценится качество жизни, но проявляются консервативные тенденции («лучше так, чем хуже»);
- рисково-социальная – направлена на сознательный риск для улучшения качества жизни.
Наиболее ярко выраженная деловая культура в России – происходит смешение культуры русских и культуры россиян.
В национальных культурах базовая структура образует контекст высшего и низшего уровня. Если в межличностных отношениях большую роль играет ситуация и интуиция, а также традиции, договоренности строго соблюдаются (в некоторых африканских и арабских странах) – то это высший контекст межличностных отношений.
Россия находится между проявлениями высокого и низкого контекстов межличностных отношений.
II Психологические барьеры – обусловлены индивидуальными психологическими особенностями партнеров по общению.
3 формы барьеров:
-
Барьеры понимания :
- фонетический – при невыразительной, медленной речи, быстрой речи.
- стилистический – несоответствие стиля речи ситуации общения, стиля общения.
- семантический – различия в системах значения слов.
- логический – сложной, непонятной логики рассуждения.
-
Барьеры социально-культурного различия – имеют в своей основе особенности воспитания, образования, национальной культуры, религиозных взглядов.
-
Барьеры отношений – проявляются в неприязни, недоверии к партнеру, которое распространяется на передаваемую информацию.
Коммуникативные отношения между партнерами осуществляются с помощью вербальных и невербальных коммуникаций.
К вербальным относят устные и письменные сообщения.
Способы обеспечения вербальной коммуникации:
Важное значение в обеспечении эффективности вербальных коммуникаций имеет тип личности.
|
Экстраверт |
Интроверт |
Восстановление энергии |
предпочитает черпать энергию из внешнего мира |
Черпает энергию из внутреннего состояния |
Сбор информации |
Человек сенсорного типа, предпочитает получать информацию при помощи 5 органов чувств, склонен к реальному |
Интуитивный тип, воспринимает информацию посредством 6-го чувства |
По способу принятия решения |
Мыслительно-логический тип |
Эмоционально-чувствующий тип |
По образу жизни |
Решающий тип – предпочитает упорядоченный и распланированный образ жизни |
воспринимающий тип – предпочитает гибкий распорядок дня, отсутствует планирование |
Существует 4 канала связи с миром:
-
Определяет тип человека
-
Продуктивный или творческий
-
Слабое звено
-
Канал внушения
|