Курс лекций по дисциплине "Менеджмент"

Содержание:


-Сущность и содержание менеджмента

-Основные этапы развития менеджмента

-Принципы,используемые в менджменте

-Миссия организации

-Сущность целей в системе менеджмента. Их виды,предъявляемые типы и требования.

-Построение дерева целей

-Организационная структура управления

-Функции менеджмента

-Стратегический менеджмент

-Информация используемая в менджменте

-Информационное обеспечение менеджмента

-Коммуникационный процесс в менеджменте

-План производства

-Логика и технология принятия управленческих решений

-Управление конфликтом

-Мотивация персонала в менеджменте.Основные теории мотивации

-Власть и лидерство


Коммуникационный процесс в менеджменте

Коммуникация – обмен информацией между 2 и более людьми. Основная её цель – обеспечение понимания информации, которая является предметом обмена.

В коммуникационном процессе выделяют 4 базовых элемента :

  1. Отправитель – лицо, собирающее и передающее информацию.
  2. Сообщение – собственно информация, закодированная с помощью символов.
  3. Канал передачи информации.
  4. Получатель информации – лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует её.

В процессе передачи информации от отправителя к получателю, сообщение может быть искажено или утрачено.

 

ЭТАПЫ КОММУНИКАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

При передаче информации отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача – составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею.

Основными этапами являются:

  1. Формирование идеи сообщения.
  2. Кодирование и выбор канала , т.е. отправитель должен закодировать информацию, используя слова, интонации, жесты, символы.
  3. Передача сообщения.
  4. Декодирование информации , т.е. в данном процессе производится превращение символов отправителя в мысли получателя, который реагирует на сообщение соответствующим образом.

Для подтверждения получения сообщения, получатель в порядке обратной связи направляет отправителю адекватную информацию. Обратная связь позволяет понимать, в какой мере было правильно принято и воспринято исходное сообщение. Она также способствует значительному повышению эффективности обмена управленческой информацией.

Двухсторонний обмен информацией протекает медленнее, но он более точен и повышает уверенность в правильности интерпретации сообщения.

Обратная связь повышает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи или шумы.

Различают следующие виды искажения информации :

  1. Сознательное
  2. Непреднамеренное – в силу непродуманности структуры управления, перегрузки информации, трудностей межличностных контактов или ошибок.

Отрицательное влияние на коммуникационный процесс оказывают плохие отношения между отдельными подразделениями, конфликтные ситуации между отдельными сотрудниками и руководителями.

Межличностные коммуникации занимают много времени руководителя, и чтобы избежать неэффективной коммуникации необходимо:

  1. Обдумывать содержание информации, предназначенной для передачи.
  2. Следить за точностью выбранных слов, используемой интонации, позы, жестов.
  3. Необходимо быть внимательным к чувствам собеседника, получателя сообщения или указания для исполнения.
  4. Необходимо добиваться установления обратной связи.
  5. Положительная реакция собеседника, получателя сообщения, подчиненного, заметно влияет на повышение эффективности обмена управленческой информацией.

 

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ

 

Общение – разносторонний процесс развития контактов между людьми, обусловленный потребностями совместной деятельности.

При взаимодействии и обмене информацией выделяют 3 составляющие:

  1. Коммуникативная – передача и обмен информации между участниками.
  2. Интерактивная – взаимодействие общающихся не только словами, но и действиями, поступками.
  3. Перцептивная – взаимовосприятие общающихся.

Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущего к взаимопониманию, от лат. «общее, разделенное с другими». Если в процессе общения не достигнуть взаимопонимание, то коммуникация не состоялась.

Элементы коммуникации:

отправитель (собирает необходимую информацию)

сообщение (послание в закодированном виде)

канал(средство передачи информации)

получатель(тот, кто получает и раскодирует информацию)

кодирование

раскодирование

шум

 

КОММУНИКАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБЩЕНИЯ

 

Характеризуется:

  • умением устанавливать психологический контакт;
  • учетом особенностей психологического воздействия;
  • логичностью, аргументированностью и адекватностью ситуационного общения;
  • эффективностью сочетания вербальных и невербальных коммуникаций.

ТИПЫ КОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ

ОТКРЫТЫЕ

ЗАКРЫТЫЕ

СМЕШАННЫЕ

« Змея »

А

Б

В

(общение на одном уровне)

А

Б

В

(А – руководитель, Б и В – руководители низшего уровня)

« Колесо »

Б

В

Д

Г

А

« Палатка »

А

Б

В

Д

Г

« Звезда »

А

Б

В

Г

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

А

Б

В

Г

(Б и В – начальники вышестоящего уровня)

« Круг »

« Соты »

« Тент »

А

Б

В

Г

Д


(А – руководитель, Б и В – заместители, Г и Д – подчиненные)

 

Коммуникационная составляющая предполагает:

  • наличие как минимум 2-х индивидов-участников процесса обмена информацией;
  • взаимное или одностороннее психическое воздействие на партнера;
  • единая система кодирования информации.

При отсутствии вышеперечисленных условий возможно возникновение коммуникационных барьеров.

Коммуникационные барьеры:

 

I Социальные барьеры – возникают при отсутствии единого понимания ситуации, вызванного глубинными различиями между партнерами (религиозными, профессиональными, социальными). Профессиональные различия проявляются в особенностях деловой культуры. В современном обществе выделяют 3 уровня деловой культуры:

  1. Национальный
  2. Организационный
  3. Управленческий (организационная структура).

Стимулирующим фактором формирования деловой культуры выступает мотивация. Существует 4 вида мотивации, соответствующей той или иной культуре:

  • целевая – стремление стать лидером на рынке (в большинстве промышленно развитых стран – стремление выйти первыми с нововведениями).
  • защитная – стремление к созданию стабильного жизненного уклада, исключающее вмешательство в профессиональную деятельность извне;
  • уравнительно-социальная – при которой ценится качество жизни, но проявляются консервативные тенденции («лучше так, чем хуже»);
  • рисково-социальная – направлена на сознательный риск для улучшения качества жизни.

Наиболее ярко выраженная деловая культура в России – происходит смешение культуры русских и культуры россиян.

В национальных культурах базовая структура образует контекст высшего и низшего уровня. Если в межличностных отношениях большую роль играет ситуация и интуиция, а также традиции, договоренности строго соблюдаются (в некоторых африканских и арабских странах) – то это высший контекст межличностных отношений.

Россия находится между проявлениями высокого и низкого контекстов межличностных отношений.

II Психологические барьеры – обусловлены индивидуальными психологическими особенностями партнеров по общению.

3 формы барьеров:

  1. Барьеры понимания :

    - фонетический – при невыразительной, медленной речи, быстрой речи.

    - стилистический – несоответствие стиля речи ситуации общения, стиля общения.

    - семантический – различия в системах значения слов.

    - логический – сложной, непонятной логики рассуждения.

  2. Барьеры социально-культурного различия – имеют в своей основе особенности воспитания, образования, национальной культуры, религиозных взглядов.
  3. Барьеры отношений – проявляются в неприязни, недоверии к партнеру, которое распространяется на передаваемую информацию.

 

Коммуникативные отношения между партнерами осуществляются с помощью вербальных и невербальных коммуникаций.

К вербальным относят устные и письменные сообщения.

Способы обеспечения вербальной коммуникации:

  • слушание
  • речь
  • чтение
  • письмо

Важное значение в обеспечении эффективности вербальных коммуникаций имеет тип личности.

Экстраверт

Интроверт

Восстановление энергии

предпочитает черпать энергию из внешнего мира

Черпает энергию из внутреннего состояния

Сбор информации

Человек сенсорного типа, предпочитает получать информацию при помощи 5 органов чувств, склонен к реальному

Интуитивный тип, воспринимает информацию посредством 6-го чувства

По способу принятия решения

Мыслительно-логический тип

Эмоционально-чувствующий тип

По образу жизни

Решающий тип – предпочитает упорядоченный и распланированный образ жизни

воспринимающий тип – предпочитает гибкий распорядок дня, отсутствует планирование

 

Существует 4 канала связи с миром:

  1. Определяет тип человека
  2. Продуктивный или творческий
  3. Слабое звено
  4. Канал внушения