| 
   Коммуникация  – обмен информацией между 2 и более людьми. Основная её цель – обеспечение понимания информации, которая является предметом обмена.  
  В коммуникационном процессе выделяют 4 базовых элемента :  
  
    
      - Отправитель  – лицо, собирающее и передающее информацию.
          
 
      - Сообщение  – собственно информация, закодированная с помощью символов.
          
 
      - Канал передачи информации. 
          
 
      - Получатель информации  – лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует её. 
 
     
   
  В процессе передачи информации от отправителя к получателю, сообщение может быть искажено или утрачено.  
    
  
  При передаче информации отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача – составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею.  
  Основными этапами являются:  
  
                  
                    -                       
 Формирование идеи сообщения. 
                         
                     
                    - 
                      
                    Кодирование и выбор канала , т.е. отправитель должен закодировать информацию, используя слова, интонации, жесты, символы. 
                       
                     
                    -  Передача сообщения.                     
 
                    - Декодирование информации , т.е. в данном процессе производится превращение символов отправителя в мысли получателя, который реагирует на сообщение соответствующим образом.                    
 
                 
                  
                    Для подтверждения получения сообщения, получатель в порядке обратной связи направляет отправителю адекватную информацию. Обратная связь позволяет понимать, в какой мере было правильно принято и воспринято исходное сообщение. Она также способствует значительному повышению эффективности обмена управленческой информацией.  
                    Двухсторонний обмен информацией протекает медленнее, но он более точен и повышает уверенность в правильности интерпретации сообщения.  
                    Обратная связь повышает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи или шумы.  
                    Различают следующие виды искажения информации :  
                  
                  
                    -                       
 Сознательное 
                         
                     
                    - Непреднамеренное  – в силу непродуманности структуры управления, перегрузки информации, трудностей межличностных контактов или ошибок.                    
 
                 
                  
                    Отрицательное влияние на коммуникационный процесс оказывают плохие отношения между отдельными подразделениями, конфликтные ситуации между отдельными сотрудниками и руководителями.  
                    Межличностные коммуникации занимают много времени руководителя, и чтобы избежать неэффективной коммуникации необходимо:  
                  
                  
                    - 
                      
                     Обдумывать содержание информации, предназначенной для передачи. 
                       
                     
                    - 
                      
                     Следить за точностью выбранных слов, используемой интонации, позы, жестов. 
                       
                     
                    - 
                      
                     Необходимо быть внимательным к чувствам собеседника, получателя сообщения или указания для исполнения. 
                       
                     
                    - 
                      
                     Необходимо добиваться установления обратной связи. 
                       
                     
                    -  Положительная реакция собеседника, получателя сообщения, подчиненного, заметно влияет на повышение эффективности обмена управленческой информацией.
 
                 
                    
                
                     МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ 
                      
                    Общение – разносторонний процесс развития контактов между людьми, обусловленный потребностями совместной деятельности.  
                    При взаимодействии и обмене информацией выделяют 3 составляющие:  
                    
                      
                        - 
                          
                          Коммуникативная – передача и обмен информации между участниками.
                           
                         
                        - 
                          
                          Интерактивная – взаимодействие общающихся не только словами, но и действиями, поступками. 
                         
                        - 
                          
                            Перцептивная – взаимовосприятие общающихся.  
                           
                         
                       
                     
                    Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущего к взаимопониманию, от лат. «общее, разделенное с другими». Если в процессе общения не достигнуть взаимопонимание, то коммуникация не состоялась.  
                    Элементы коммуникации:  
                    
                      
                        отправитель  (собирает необходимую информацию)   | 
                       
                     
                    
                      
                        сообщение  (послание в закодированном виде)   | 
                       
                     
                    
                      
                        канал(средство передачи информации)  
                         | 
                       
                     
                    
                      
                        получатель(тот, кто получает и раскодирует информацию)  
                         | 
                       
                     
                    
                    
                    
                      
                   КОММУНИКАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБЩЕНИЯ  
                       
                    Характеризуется:  
                
                
                  - 
                    
                   умением устанавливать психологический контакт; 
                     
                   
                  - 
                    
                   учетом особенностей психологического воздействия; 
                     
                   
                  - 
                    
                   логичностью, аргументированностью и адекватностью ситуационного общения; 
                     
                   
                  - 
                    
                   эффективностью сочетания вербальных и невербальных коммуникаций.  
                   
                 
                 ТИПЫ КОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ   
                
                  
                    ОТКРЫТЫЕ   | 
                    ЗАКРЫТЫЕ   | 
                    СМЕШАННЫЕ   | 
                   
                  
                    « Змея »  
                        
                         
                        
                        
                        (общение на одном уровне)
                        
                        
                         
                        
                        
                        
                        (А – руководитель, Б и В – руководители низшего уровня)   | 
                    « Колесо »  
                        
                         
                        
                        
                        
                        
                         | 
                    « Палатка »  
                        
                         
                        
                        
                        
                        
                         | 
                   
                  
                    « Звезда »  
                        
                         
                        
                        
                        
                        
                        
                         
                        
                        
                        
                        
                        
                        
                        
                        
                        
                        
                        
                        (Б и В – начальники вышестоящего уровня)
                         | 
                    « Круг »   | 
                    « Соты »   | 
                   
                  
                    « Тент »  
                        
                         
                        
                        
                        
                        
                        
                         
                        (А – руководитель, Б и В – заместители, Г и Д – подчиненные)   | 
                   
                                   
                Коммуникационная составляющая предполагает:  
                
                  - 
                    
 наличие как минимум 2-х индивидов-участников процесса обмена информацией;  
                   
                  - 
                    
 взаимное или одностороннее психическое воздействие на партнера;  
                   
                  - 
                    
 единая система кодирования информации.  
                   
                                 При отсутствии вышеперечисленных условий возможно возникновение коммуникационных барьеров.  
                 Коммуникационные барьеры:  
                  
                I Социальные барьеры  – возникают при отсутствии единого понимания ситуации, вызванного глубинными различиями между партнерами (религиозными, профессиональными, социальными). Профессиональные различия проявляются в особенностях деловой культуры. В современном обществе выделяют 3 уровня деловой культуры:  
                
                  - 
                    
 Национальный  
                   
                  - 
                    
 Организационный  
                   
                  - 
                    
 Управленческий (организационная структура).  
                   
                                 Стимулирующим фактором формирования деловой культуры выступает мотивация. Существует 4 вида мотивации, соответствующей той или иной культуре:  
                
                  - целевая – стремление стать лидером на рынке (в большинстве промышленно развитых стран – стремление выйти первыми с нововведениями). 
 
                  -  защитная – стремление к созданию стабильного жизненного уклада, исключающее вмешательство в профессиональную деятельность извне; 
 
                  -  уравнительно-социальная – при которой ценится качество жизни, но проявляются консервативные тенденции («лучше так, чем хуже»); 
 
                  -  рисково-социальная – направлена на сознательный риск для улучшения качества жизни. 
 
                                 
                Наиболее ярко выраженная деловая культура в России – происходит смешение культуры русских и культуры россиян.                  
                В национальных культурах базовая структура образует контекст высшего и низшего уровня. Если в межличностных отношениях большую роль играет ситуация и интуиция, а также традиции, договоренности строго соблюдаются (в некоторых африканских и арабских странах) – то это высший контекст межличностных отношений.  
                Россия находится между проявлениями высокого и низкого контекстов межличностных отношений.  
                II Психологические барьеры  – обусловлены индивидуальными психологическими особенностями партнеров по общению.  
                3 формы барьеров: 
                
                  - 
                    
Барьеры понимания : 
                       - фонетический – при невыразительной, медленной речи, быстрой речи.  
                      - стилистический – несоответствие стиля речи ситуации общения, стиля общения.  
                      - семантический – различия в системах значения слов.  
                      - логический – сложной, непонятной логики рассуждения.  
                     
                   
                  - 
                    
Барьеры социально-культурного различия  – имеют в своей основе особенности воспитания, образования, национальной культуры, религиозных взглядов.  
                   
                  - 
                    
Барьеры отношений  – проявляются в неприязни, недоверии к партнеру, которое распространяется на передаваемую информацию.  
                   
                                                   
                Коммуникативные отношения между партнерами осуществляются с помощью вербальных и невербальных коммуникаций.  
                К вербальным относят устные и письменные сообщения.  
                Способы обеспечения вербальной коммуникации:  
                                
                 Важное значение в обеспечении эффективности вербальных коммуникаций имеет тип личности. 
                
                  
                     | 
                    Экстраверт   | 
                    Интроверт   | 
                   
                  
                    Восстановление энергии   | 
                    предпочитает черпать энергию из внешнего мира   | 
                    Черпает энергию из внутреннего состояния   | 
                   
                  
                    Сбор информации   | 
                    Человек сенсорного типа, предпочитает получать информацию при помощи 5 органов чувств, склонен к реальному   | 
                    Интуитивный тип, воспринимает информацию посредством 6-го чувства   | 
                   
                  
                    По способу принятия решения   | 
                    Мыслительно-логический тип   | 
                    Эмоционально-чувствующий тип   | 
                   
                  
                    По образу жизни   | 
                    Решающий тип – предпочитает упорядоченный и распланированный образ жизни   | 
                    воспринимающий тип – предпочитает гибкий распорядок дня, отсутствует планирование   | 
                   
                                                    Существует 4 канала связи с миром:  
                
                  - 
                    
 Определяет тип человека  
                   
                  - 
                    
 Продуктивный или творческий  
                   
                  - 
                    
 Слабое звено  
                   
                  - 
                    
 Канал внушения  
                   
                                   
                  
                  
                    |