Курс лекций по дисциплине "Менеджмент"

Содержание:


-Сущность и содержание менеджмента

-Основные этапы развития менеджмента

-Принципы,используемые в менджменте

-Миссия организации

-Сущность целей в системе менеджмента. Их виды,предъявляемые типы и требования.

-Построение дерева целей

-Организационная структура управления

-Функции менеджмента

-Стратегический менеджмент

-Информация используемая в менджменте

-Информационное обеспечение менеджмента

-Коммуникационный процесс в менеджменте

-План производства

-Логика и технология принятия управленческих решений

-Управление конфликтом

-Мотивация персонала в менеджменте.Основные теории мотивации

-Власть и лидерство


Функции менеджмента

Функции менеджмента вид управленческой деятельности, направленный на решение конкретных задач управления, который осуществляется специальными приёмами и методами.

Все функции управления подразделяются на общие и конкретные.

1. Общие :

  • прогнозирования и планирования,
  • организация,
  • координирование,
  • регулирование,
  • мотивация,
  • контроль,
  • учёт,
  • анализ.

2. Конкретные - производственные функции управления.

  • управление производством,
  • управление трудом и з/п,
  • управление персоналом,
  • управление финансами,
  • управление маркетингом и т.д.

Общие функции управления

1. Прогнозирования и планирования – т.е. составление планов-прогнозов, определение целей деятельности, средств и методов их достижения, составление стратегических планов, планов экономического и социального развития.

Вид планирования и соответствующий тип плана зависят от уровня организационной иерархии, на котором они осуществляются.

Так, в стратегическом планировании предусматривается выдвижение таких целей, реализация которых обеспечивает организации её эффективное функционирование в долгосрочной перспективе и в той рыночной нише, которую она занимает .

Стратегическое планирование осуществляется высшим руководством организации .

На среднем уровне управления производится тактическое планирование, т.е. определяются промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач. В основу данного планирования положены идеи, выработанные при стратегическом планировании.

На нижнем уровне осуществляется оперативное планирование (текущее), т.е. на короткие промежутки времени.

Все типы планов составляют общую систему, которую называют генеральным планом или бизнес-планом организации.

Бизнес-планирование процесс разработки системы мероприятий по реализации предпринимательского, инвестиционного проекта, по развитию организации на определенный период времени, оформляемый в виде бизнес-плана.

Бизнес-план постоянно действующий документ, в который могут вносится изменения, дополнения, связанные с переменами как внутри организации, так и во внешней среде.

Бизнес-план состоит из следующих разделов :

  1. Введение.
  2. Характеристика организации.
  3. Описание продукции (работ, услуг).
  4. Анализ рынка и конкурентов.
  5. Маркетинговый план.
  6. План производства.
  7. Организационный план.
  8. Финансовый план.
  9. Инвестиционный план.
  10. Приложение.

Объем бизнес-плана составляет от 20-25 до 80 страниц.

2. Организация (организовывание):
содержанием данной функции является совокупность приёмов, методов, способов, направленных на создание и совершенствование взаимосвязей между элементами организационной и производственной структур, как по вертикали, так и по горизонтали . При осуществлении данной функции используют ряд принципов :

  • Определение и детализация целей , выработанных в ходе планирования.
  • Определение способов, методов деятельности по достижению данных целей .
  • Распределение задач между отдельными работниками в порядке распределения труда и объединения их в управляемые структурные подразделения (цеха, отделы, бюро).
  • Обеспечение оптимального сочетания централизма и самостоятельности , свободы действий работников и административных предписаний баланса прав и ответственности.
  • Контрольная функция – в общем виде, контроль представляет собой процесс сопоставления фактически достигнутых результатов с запланированными целями хозяйственной деятельности .

Различают следующие виды контроля :

  • Предварительный – оценка квалификации персонала, выработка стандартов в отношении материальных ресурсов, составлении бюджета и т.д.
  • Текущий – осуществляется в процессе проведения работ.
  • Заключительный – позволяет руководству организации предотвратить ошибки в будущем при планировании вопросов.