Курс лекций по дисциплине "Менеджмент"

Содержание:


-Сущность и содержание менеджмента

-Основные этапы развития менеджмента

-Принципы,используемые в менджменте

-Миссия организации

-Сущность целей в системе менеджмента. Их виды,предъявляемые типы и требования.

-Построение дерева целей

-Организационная структура управления

-Функции менеджмента

-Стратегический менеджмент

-Информация используемая в менджменте

-Информационное обеспечение менеджмента

-Коммуникационный процесс в менеджменте

-План производства

-Логика и технология принятия управленческих решений

-Управление конфликтом

-Мотивация персонала в менеджменте.Основные теории мотивации

-Власть и лидерство

Сущность целей в системе менеджмента

Цель организации конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация.

Поставленные менеджментом цели используют для установления стандартов, для оценки эффективности организации, а также дают общий ориентир для деятельности.

Целью также может быть приобретение или сохранение определенных факторов. Обычно цели основаны на гипотезах развития в будущем, поэтому их обоснованность зависит от точности этих гипотез. Причем чем более отдаленный период рассматривается, тем выше неопределенность будущего, тем в более общей форме должны ставиться цели.

Цели обладают рядом характеристик ( виды ):

1. По периоду установления :

  • стратегические
  • тактические
  • оперативные

2. По содержанию:

  • экономические
  • социальные
  • организационные
  • политические
  • научные

3. По сфере действия:

  • маркетинговые
  • производственные
  • инновационные
  • финансовые
  • кадровые
  • административные

4. По среде:

  • внутренние
  • внешние

5. По измеримости :

  • количественные
  • качественные

6 . По повторяемости :

  • постоянные
  • разовые

7. По иерархии :

  • цели организации
  • цели подразделений

8 . По стадиям жизненного цикла :

  • проектирование и создание объекта
  • рост
  • зрелость
  • завершение

Цели также обладают рядом характеристик :

1).должны быть конкретными и измеримыми , т.е. выражая цели в конкретных измеримых формах, создается чёткая база для последующих решений и оценки хода работ.

2).должны быть ориентированы во времени , т.е. вначале вырабатываются долговременные цели, затем – среднесрочные и краткосрочные для обеспечения долгосрочных.

3).должны быть достижимыми , т.е. – они устанавливаются так, чтобы не превышались возможности организации (человека).

4).должны быть взаимоподдерживающими , т.е. – действия и решения необходимые для достижения одной цели не должны мешать достижению других.

Требования, предъявляемые к целям :

  1. Необходимость выведения цели из следующих вопросов :

    a )В чём состоит наш бизнес ?

    b)Чем он будет в будущем ?

    c) Чем он должен быть ?

  2. Цели не должны быть абстрактными
  3. Операциональность целей – т.е. цели должны преобразовываться в конкретные задачи, рабочие задания. Они должны быть пригодными в качестве базиса и мотивации исполнения .
  4. Нацеленность на концентрацию ресурсов и усилий , т.е. – реализуя цели, нужно учитывать имеющиеся ресурсы.
  5. Множественность целей , т.к. организации призваны решать большое количество проблем, поэтому целью может быть не только получение прибыли, но и накопление средств , необходимых для продолжения деятельности организации, для достижения позиций на рынке и т.д.