Мотивация человека в деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий.
Мотив – то, что вызывает определенные действия.
Мотивирование – процесс побуждения к действиям путем пробуждения мотивов.
Стимулы – рычаги воздействия.
Схема мотивационного процесса:
2 стадия
поиск путей устранения потребности |
3 стадия
определение направления действия |
5 стадия
осуществление действия за получение вознаграждения |
4 стадия
осуществления действия |
6 стадия
устранение потребности |
1 стадия
возникновение потребности |
1.Теория содержания мотивации
Соотношение иерархии потребностей Маслоу и Альдефера:
Различие: по Маслоу – движение только снизу вверх, по Альдерферу – в обе стороны.
Схема восхождения и обратного хода вниз по иерархии потребностей Альдерфера:
Потребность существования |
Отсутствие удовлетворенности |
Отсутствие неудовлетворенности |
Процесс 1 находится под влиянием факторов, связанных с содержанием работы, такие факторы называются внутренними или мотивирующими (достижение, признание, ответственность, продвижение и т.д.)
Процесс 2 определяется влиянием факторов, связанных с окружением, в котором осуществляются работы. Такие факторы – внешние или факторы здоровья (з/п, безопасность на рабочем месте, статус, правила и т.д.).
Характерной особенностью всех 4-х теорий является:
· Они изучают потребности и дают классификацию потребностей, позволяющую делать выводы о механизме мотивации.
· Выделенные в различных теориях группы потребностей определенно соответствуют друг другу.
· Все 4 теории основное внимание уделяют анализу факторов, лежащих в основе мотивации и тоже время практически не уделяют внимание анализу процесса мотивации, что является их главным недостатком.
2.Теория процесса мативации
1 Теория ожидания – учение, описывающее зависимость мотивации от 2-х моментов: + как много человек хотел бы получить; + насколько возможно для него получить то, что он хочет, как много усилий он готов затратить для этого. Теория появилась в 30-е гг., авторы – Курт Левин, Врум, Портер, Лоуэлл.
Блоки:
Результат 1-го уровня – выполнение работ, 2-го уровня – последствия 1-го уровня – вознаграждение ил наказание.
Валентность – в какой степени желателен каждый результат.
Ожидание – в какой мере действия приведут к результату (коэффициенты от 0 до 1).
3. Теория постановки целей
Постановка целей – сознательный процесс, а осознанные цели и намерения – это то, что лежит в основе определения поведения человека. Концепция разработана впервые Тейлором, основной разработчик – Эдвин Лог, автор статьи «Теория мотивирования и стимулирования целей».
Характеристики целей:
-
Сложность
-
Специфичность
-
Приемлемость
-
Приверженность
Факторы:
- Организационные
- Способности работника.
Основатель – Стейси Адамс.
Основная идея в том, что в процесс работы человек сравнивает то, как были оценены его действия с тем, как были оценены действия других и на основе этого сравнения в зависимости от того, удовлетворен ли он своей сравнительной оценкой или нет, человек модифицирует свое поведение.
Основные категории:
-
Индивид
-
Сравниваемые лица
-
Воспринятое вознаграждение индивида
-
Воспринятое вознаграждение других
-
Воспринятые затраты других
- Норма – соотношение вознаграждения и затрат
- первого типа – 3/5
- второго типа – 4/6
Возможные реакции на неравенство:
-
Человек может решить, что надо сократить затраты, не надо много работать и затрачивать большие усилия.
-
Индивид может предпринимать попытку увеличивать вознаграждение
-
Человек может провести переоценку своих возможностей, т.е. может решить, что неверно думал о своих способностях.
-
Попытка индивида повлиять на организацию и сравниваемых лиц, либо с целью заставить эти лица увеличить затраты, либо с целью добиться уменьшения их вознаграждения.
-
Изменить для себя объект сравнения, решив, что лицо ил группа лиц, с которой он себя сравнивал, находятся в особых условиях.
-
Может попытаться перейти в другой отдел либо уволиться.
КОНЦЕПЦИЯ ПАРТИСИПАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Исходит из того, что если человек в организации принимает активное участие в деятельности, то он работает лучше.
|