Курс лекций по дисциплине "Менеджмент"

Содержание:


-Сущность и содержание менеджмента

-Основные этапы развития менеджмента

-Принципы,используемые в менджменте

-Миссия организации

-Сущность целей в системе менеджмента. Их виды,предъявляемые типы и требования.

-Построение дерева целей

-Организационная структура управления

-Функции менеджмента

-Стратегический менеджмент

-Информация используемая в менджменте

-Информационное обеспечение менеджмента

-Коммуникационный процесс в менеджменте

-План производства

-Логика и технология принятия управленческих решений

-Управление конфликтом

-Мотивация персонала в менеджменте.Основные теории мотивации

-Власть и лидерство

Мотивация персонала в менеджменте.Основные теории мотивации

Мотивация человека в деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий.

Мотив – то, что вызывает определенные действия.

Мотивирование – процесс побуждения к действиям путем пробуждения мотивов.

Стимулы – рычаги воздействия.

Схема мотивационного процесса:

2 стадия

поиск путей устранения потребности

3 стадия

определение направления действия

5 стадия

осуществление действия за получение вознаграждения

4 стадия

осуществления действия

6 стадия

устранение потребности

1 стадия

возникновение потребности

ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

1.Теория содержания мотивации

  • Теория иерархии потребностей Маслоу
  • Теория Альдерфера – 3 группы потребностей:
    1. существования
    2. связи
    3. роста

     

Соотношение иерархии потребностей Маслоу и Альдефера:

Различие: по Маслоу – движение только снизу вверх, по Альдерферу – в обе стороны.

Схема восхождения и обратного хода вниз по иерархии потребностей Альдерфера:


Потребность роста

Потребность связи

Потребность существования

  • Теория приобретенных потребностей МакКлелланда :
    -Потребность в достижениях – проявляется в стремлении человека достигать стоящих
    • легко берут на себя персональную ответственность
    • предпочитают самостоятельно ставить цели
    • им трудно заниматься работой, в которой нет ясного и ощутимого результата
    • качество работы необязательно наивысшее

    -Потребность соучастия – стремление к дружеским отношениям с окружающими. Люди с высокой потребностью обладают следующими качествами:

    • стараются устанавливать хорошие отношения с окружающими
    • стремятся получить одобрение и поддержку со стороны окружающих
    • обеспокоены тем, что о них думают другие
    • предпочитают работу, позволяющую находиться в активной взаимосвязи с людьми

     

    -Потребность властвовать – основой является стремление контролировать действия людей, оказывать влияние на их поведение, брать на себя ответственность за поведение людей. Лица с высокой мотивацией властвования:
    • Те, кто стремиться к власти ради властвования, их привлекает сама возможность командовать другими.
    • Чтобы добиваться решения групповых задач, удовлетворить потребность тем, что определяют цели, ставят задачи перед коллективом.

     

  • Теория 2-х факторов Герцберга:

 

1

2

Удовлетворенность

Отсутствие удовлетворенности

Отсутствие неудовлетворенности

Неудовлетвореность

1

2

Процесс 1 находится под влиянием факторов, связанных с содержанием работы, такие факторы называются внутренними или мотивирующими (достижение, признание, ответственность, продвижение и т.д.)

Процесс 2 определяется влиянием факторов, связанных с окружением, в котором осуществляются работы. Такие факторы – внешние или факторы здоровья (з/п, безопасность на рабочем месте, статус, правила и т.д.).

Характерной особенностью всех 4-х теорий является:

· Они изучают потребности и дают классификацию потребностей, позволяющую делать выводы о механизме мотивации.

· Выделенные в различных теориях группы потребностей определенно соответствуют друг другу.

· Все 4 теории основное внимание уделяют анализу факторов, лежащих в основе мотивации и тоже время практически не уделяют внимание анализу процесса мотивации, что является их главным недостатком.

 

2.Теория процесса мативации

1 Теория ожидания – учение, описывающее зависимость мотивации от 2-х моментов: + как много человек хотел бы получить; + насколько возможно для него получить то, что он хочет, как много усилий он готов затратить для этого. Теория появилась в 30-е гг., авторы – Курт Левин, Врум, Портер, Лоуэлл.

Блоки:

усилие

исполнение

результат

Результат 1-го уровня – выполнение работ, 2-го уровня – последствия 1-го уровня – вознаграждение ил наказание.

Валентность – в какой степени желателен каждый результат.

Ожидание – в какой мере действия приведут к результату (коэффициенты от 0 до 1).

3. Теория постановки целей

Постановка целей – сознательный процесс, а осознанные цели и намерения – это то, что лежит в основе определения поведения человека. Концепция разработана впервые Тейлором, основной разработчик – Эдвин Лог, автор статьи «Теория мотивирования и стимулирования целей».

Характеристики целей:

  1. Сложность
  2. Специфичность
  3. Приемлемость
  4. Приверженность

Факторы:

  1. Организационные
  2. Способности работника.

Основатель – Стейси Адамс.

Основная идея в том, что в процесс работы человек сравнивает то, как были оценены его действия с тем, как были оценены действия других и на основе этого сравнения в зависимости от того, удовлетворен ли он своей сравнительной оценкой или нет, человек модифицирует свое поведение.

Основные категории:

  1. Индивид
  2. Сравниваемые лица
  3. Воспринятое вознаграждение индивида
  4. Воспринятое вознаграждение других
  5. Воспринятые затраты других
  6. Норма – соотношение вознаграждения и затрат
    • первого типа – 3/5
    • второго типа – 4/6

Возможные реакции на неравенство:

  1. Человек может решить, что надо сократить затраты, не надо много работать и затрачивать большие усилия.
  2. Индивид может предпринимать попытку увеличивать вознаграждение
  3. Человек может провести переоценку своих возможностей, т.е. может решить, что неверно думал о своих способностях.
  4. Попытка индивида повлиять на организацию и сравниваемых лиц, либо с целью заставить эти лица увеличить затраты, либо с целью добиться уменьшения их вознаграждения.
  5. Изменить для себя объект сравнения, решив, что лицо ил группа лиц, с которой он себя сравнивал, находятся в особых условиях.
  6. Может попытаться перейти в другой отдел либо уволиться.

КОНЦЕПЦИЯ ПАРТИСИПАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Исходит из того, что если человек в организации принимает активное участие в деятельности, то он работает лучше.