| 
   Мотивация человека в деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий.  
  Мотив – то, что вызывает определенные действия.  
  Мотивирование – процесс побуждения к действиям путем пробуждения мотивов.  
  Стимулы – рычаги воздействия.  
  Схема мотивационного процесса:  
  
   
    
      2 стадия  
          поиск путей устранения потребности   | 
     
   
  
    
      3 стадия  
          определение направления действия   | 
     
   
  
    
      5 стадия  
          осуществление действия за получение вознаграждения   | 
     
   
  
    
      4 стадия  
          осуществления действия   | 
     
   
  
    
      6 стадия  
          устранение потребности   | 
     
   
  
    
      1 стадия  
          возникновение потребности   | 
     
   
  
  
  1.Теория содержания мотивации  
  
  Соотношение иерархии потребностей Маслоу и Альдефера: 
  Различие: по Маслоу – движение только снизу вверх, по Альдерферу – в обе стороны.    
      Схема восхождения и обратного хода вниз по иерархии потребностей Альдерфера: 
     
  
     
    
     
      
      
        
          Потребность существования   | 
         
         
      
   
  
  
  
  
      
        Отсутствие удовлетворенности   | 
       
   
  
      
        Отсутствие неудовлетворенности   | 
       
   
  
  
  
 
Процесс 1 находится под влиянием факторов, связанных с содержанием работы, такие факторы называются внутренними или мотивирующими (достижение, признание, ответственность, продвижение и т.д.)  
Процесс 2 определяется влиянием факторов, связанных с окружением, в котором осуществляются работы. Такие факторы – внешние или факторы здоровья (з/п, безопасность на рабочем месте, статус, правила и т.д.).  
Характерной особенностью всех 4-х теорий является:  
· Они изучают потребности и дают классификацию потребностей, позволяющую делать выводы о механизме мотивации.  
· Выделенные в различных теориях группы потребностей определенно соответствуют друг другу.  
· Все 4 теории основное внимание уделяют анализу факторов, лежащих в основе мотивации и тоже время практически не уделяют внимание анализу процесса мотивации, что является их главным недостатком.  
    
   2.Теория процесса мативации 
  1 Теория ожидания – учение, описывающее зависимость мотивации от 2-х моментов: + как много человек хотел бы получить; + насколько возможно для него получить то, что он хочет, как много усилий он готов затратить для этого. Теория появилась в 30-е гг., авторы – Курт Левин, Врум, Портер, Лоуэлл.  
  Блоки:  
  
  
     
    
  Результат 1-го уровня – выполнение работ, 2-го уровня – последствия 1-го уровня – вознаграждение ил наказание.  
  Валентность – в какой степени желателен каждый результат.  
  Ожидание – в какой мере действия приведут к результату (коэффициенты от 0 до 1).  
     
   3. Теория постановки целей  
  Постановка целей – сознательный процесс, а осознанные цели и намерения – это то, что лежит в основе определения поведения человека. Концепция разработана впервые Тейлором, основной разработчик – Эдвин Лог, автор статьи «Теория мотивирования и стимулирования целей».  
  Характеристики целей:  
  
  - 
    
       Сложность 
     
   
  - 
    
       Специфичность 
     
   
  - 
    
       Приемлемость 
     
   
  - 
    
       Приверженность 
     
   
 
  Факторы:  
  
        
          - Организационные
              
 
          - Способности работника. 
 
         
        
   
  Основатель – Стейси Адамс.  
  Основная идея в том, что в процесс работы человек сравнивает то, как были оценены его действия с тем, как были оценены действия других и на основе этого сравнения в зависимости от того, удовлетворен ли он своей сравнительной оценкой или нет, человек модифицирует свое поведение.  
  Основные категории:  
  
  - 
    
       Индивид 
     
   
  - 
    
       Сравниваемые лица 
     
   
  - 
    
       Воспринятое вознаграждение индивида 
     
   
  - 
    
       Воспринятое вознаграждение других 
     
   
  - 
    
       Воспринятые затраты других 
     
   
  -  Норма – соотношение вознаграждения и затрат    
 
 
    
      
                 
      - первого типа – 3/5
 
                - второго типа – 4/6 
 
             
         
     
    Возможные реакции на неравенство:  
    
  - 
    
       Человек может решить, что надо сократить затраты, не надо много работать и затрачивать большие усилия. 
     
   
  - 
    
       Индивид может предпринимать попытку увеличивать вознаграждение 
     
   
  - 
    
       Человек может провести переоценку своих возможностей, т.е. может решить, что неверно думал о своих способностях. 
     
   
  - 
    
       Попытка индивида повлиять на организацию и сравниваемых лиц, либо с целью заставить эти лица увеличить затраты, либо с целью добиться уменьшения их вознаграждения. 
     
   
  - 
    
       Изменить для себя объект сравнения, решив, что лицо ил группа лиц, с которой он себя сравнивал, находятся в особых условиях. 
     
   
  - 
    
       Может попытаться перейти в другой отдел либо уволиться. 
     
   
 
КОНЦЕПЦИЯ ПАРТИСИПАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ  
Исходит из того, что если человек в организации принимает активное участие в деятельности, то он работает лучше.
        
         
           
 |