Курс лекций по дисциплине "Менеджмент"

Содержание:


-Сущность и содержание менеджмента

-Основные этапы развития менеджмента

-Принципы,используемые в менджменте

-Миссия организации

-Сущность целей в системе менеджмента. Их виды,предъявляемые типы и требования.

-Построение дерева целей

-Организационная структура управления

-Функции менеджмента

-Стратегический менеджмент

-Информация используемая в менджменте

-Информационное обеспечение менеджмента

-Коммуникационный процесс в менеджменте

-План производства

-Логика и технология принятия управленческих решений

-Управление конфликтом

-Мотивация персонала в менеджменте.Основные теории мотивации

-Власть и лидерство

  1. Классическая школа (научного управления)

основатель – Тейлор , - разработал основные принципы организации труда:

  • - планирование процесса работы;
  • - разбивка каждой работы на основные стадии (шаги)
  • - тщательный отбор людей для выполнения основной стадии работы
  • - хорошая профессиональная подготовка
  • - вознаграждение в соответствии с качеством и количеством труда.
2. Школа административного управления

основатель – Анри Файоль , - разработал принципы административного управления :

  • - разделение труда;
  • - власть и ответственность;
  • - один центр управления, один отдел подчинения (т.е. – единство контроля и подчинения);
  • - дисциплина и взаимное уважение;
  • - подчинение индивидуальных интересов общим;
  • - справедливое вознаграждение;
  • - централизация и ступени взаимодействия;
  • - порядок во всём («каждый на своём месте»);
  • - справедливость и объективность;
  • - устойчивость персонала;
  • - инициатива;
  • - корпоративный дух.

Кроме принципов управления, Файоль разработал и ряд функций :

  • Функция планирования
  • Функция организовывания (организации )
  • Функция координирования
  • Функция анализа

3. Бюрократическая теория

основатель – Макс Вебер .

Согласно этой теории выделены 3 формы организации :

  1. Бюрократическая организация .

Основные черты :

  • чётко определена цепь управления, в которой права и обязанности чётко определены и осознаются.
  • система процедур и правил устанавливает трудовые отношения между людьми.
  • разделение труда основывается на специализации и компетентности.
  • отбор и назначение на должность, а также повышение по службе основывается на заслугах и достоинствах.
  • беспристрастность в социальных отношениях
  • Бюрократизм касается взаимоотношений между должностями, а не людьми.
  1. Харизматическая организация

Во главе её находятся люди, которые предположительно могут быть сильными личностями и вдохновлять людей на эффективную работу. Однако данные организации имеют слабую структуру и управление. Их лидеры стимулируют работу, но одновременно вызывают у своих сотрудников чувство беспокойства и неуверенности

  1. Традиционные организации

В них лидеры занимают свои посты не в результате личных достижений, а по традиции.

4. Школа социальных отношений и поведенческих наук.

Яркий представитель – Элтон Мейо .

Данная школа акцентировала внимание на группе как очень важном факторе, влияющем на организационное поведение.

Так, Маслоу выделил 2 группы потребностей: первичные и вторичные .

К первичным относятся:

  • физиологические потребности;
  • безопасности своего существования.

Ко вторичным относятся:

  • социальные потребности (принадлежность к коллективу, внимание к себе, забота о других);
  • престижные (авторитет, служебный статус, самоутверждение);
  • самовыражение (использование своих возможностей, достижение поставленных целей, личный рост).

· Теория Мак-Грегора .

Заключается в том, что даны характеристики работников:

1). Работники являются средним индивидуумом (это тупой, стремящийся увильнуть от труда, предпочитает, чтобы им руководили).

2). Люди, которые принимают на себя ответственность и не нуждаются в контроле.

  • Количественная школа

Связана с развитием информатики и применением её на практике.

  • Системный подход в менеджменте

Суть заключается в том, что ни одно действие не проходит в изоляции от других действий. В результате данного подхода можно избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему в другой области. Данный подход позволил раскрыть содержание различных типов организаций:

1). Закрытые – жёсткие границы, действия зависят от окружающей среды.

2). Открытые – приспосабливаются к изменениям во внешней среде.

  • Ситуационный подход

Внёс большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям.

Ситуация – конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время.

Это способ мышления, который позволяет упреждать проблемы в сложившихся условиях, чтобы достичь поставленной цели.

Ситуационный подход использует ситуационные различия между организациями и внутри них, поэтому менеджеры должны уметь определять, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность управления.

Методология ситуационного подхода к менеджменту :

  • Менеджер должен быть знаком со средствами профессионального управления, т.е. – знать индивидуальное и групповое поведение, уметь анализировать, планировать и контролировать действия.
  • Менеджер должен уметь предвидеть последствия (как положительные, так и отрицательные).
  • Менеджер должен уметь правильно интерпретировать сложившуюся ситуацию.
  • Менеджер должен уметь отбирать конкретные приёмы для конкретных ситуаций, обеспечивая эффективность достижения целей.

 

  • Процессный подход в менеджменте.

Впервые был предложен школой административного управления, которая пыталась определить функции в менеджменте как взаимосвязанные действия.

Были выделены следующие функции :

  • планирования;
  • организовывания;
  • распорядительная;
  • контроля.

Далее эти функции были дополнены за счёт прогнозирования, мотивации, коммуникации и принятия решений.