Содержание:
-Сущность и содержание менеджмента
-Основные этапы развития менеджмента
-Принципы,используемые в менджменте
-Миссия организации
-Сущность целей в системе менеджмента. Их виды,предъявляемые типы и требования.
-Построение дерева целей
-Организационная структура управления
-Функции менеджмента
-Стратегический менеджмент
-Информация используемая в менджменте
-Информационное обеспечение менеджмента
-Коммуникационный процесс в менеджменте
-План производства
-Логика и технология принятия управленческих решений
-Управление конфликтом
-Мотивация персонала в менеджменте.Основные теории мотивации
-Власть и лидерство
|
|
-
Классическая школа (научного управления)
основатель – Тейлор , - разработал основные принципы организации труда:
-
- планирование процесса работы;
-
- разбивка каждой работы на основные стадии (шаги)
-
- тщательный отбор людей для выполнения основной стадии работы
-
- хорошая профессиональная подготовка
-
- вознаграждение в соответствии с качеством и количеством труда.
2. Школа административного управления
основатель – Анри Файоль , - разработал принципы административного управления :
-
- разделение труда;
-
- власть и ответственность;
-
- один центр управления, один отдел подчинения (т.е. – единство контроля и подчинения);
-
- дисциплина и взаимное уважение;
-
- подчинение индивидуальных интересов общим;
-
- справедливое вознаграждение;
-
- централизация и ступени взаимодействия;
-
- порядок во всём («каждый на своём месте»);
-
- справедливость и объективность;
-
- устойчивость персонала;
-
- инициатива;
-
- корпоративный дух.
Кроме принципов управления, Файоль разработал и ряд функций :
3. Бюрократическая теория
основатель – Макс Вебер .
Согласно этой теории выделены 3 формы организации :
- Бюрократическая организация .
Основные черты :
-
чётко определена цепь управления, в которой права и обязанности чётко определены и осознаются.
-
система процедур и правил устанавливает трудовые отношения между людьми.
-
разделение труда основывается на специализации и компетентности.
-
отбор и назначение на должность, а также повышение по службе основывается на заслугах и достоинствах.
-
беспристрастность в социальных отношениях
-
Бюрократизм касается взаимоотношений между должностями, а не людьми.
- Харизматическая организация
Во главе её находятся люди, которые предположительно могут быть сильными личностями и вдохновлять людей на эффективную работу. Однако данные организации имеют слабую структуру и управление. Их лидеры стимулируют работу, но одновременно вызывают у своих сотрудников чувство беспокойства и неуверенности
В них лидеры занимают свои посты не в результате личных достижений, а по традиции.
4. Школа социальных отношений и поведенческих наук.
Яркий представитель – Элтон Мейо .
Данная школа акцентировала внимание на группе как очень важном факторе, влияющем на организационное поведение.
Так, Маслоу выделил 2 группы потребностей: первичные и вторичные .
К первичным относятся:
Ко вторичным относятся:
-
социальные потребности (принадлежность к коллективу, внимание к себе, забота о других);
-
престижные (авторитет, служебный статус, самоутверждение);
-
самовыражение (использование своих возможностей, достижение поставленных целей, личный рост).
· Теория Мак-Грегора .
Заключается в том, что даны характеристики работников:
1). Работники являются средним индивидуумом (это тупой, стремящийся увильнуть от труда, предпочитает, чтобы им руководили).
2). Люди, которые принимают на себя ответственность и не нуждаются в контроле.
Связана с развитием информатики и применением её на практике.
Суть заключается в том, что ни одно действие не проходит в изоляции от других действий. В результате данного подхода можно избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему в другой области. Данный подход позволил раскрыть содержание различных типов организаций:
1). Закрытые – жёсткие границы, действия зависят от окружающей среды.
2). Открытые – приспосабливаются к изменениям во внешней среде.
Внёс большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям.
Ситуация – конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время.
Это способ мышления, который позволяет упреждать проблемы в сложившихся условиях, чтобы достичь поставленной цели.
Ситуационный подход использует ситуационные различия между организациями и внутри них, поэтому менеджеры должны уметь определять, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность управления.
Методология ситуационного подхода к менеджменту :
-
Менеджер должен быть знаком со средствами профессионального управления, т.е. – знать индивидуальное и групповое поведение, уметь анализировать, планировать и контролировать действия.
-
Менеджер должен уметь предвидеть последствия (как положительные, так и отрицательные).
-
Менеджер должен уметь правильно интерпретировать сложившуюся ситуацию.
-
Менеджер должен уметь отбирать конкретные приёмы для конкретных ситуаций, обеспечивая эффективность достижения целей.
Впервые был предложен школой административного управления, которая пыталась определить функции в менеджменте как взаимосвязанные действия.
Были выделены следующие функции :
-
планирования;
-
организовывания;
-
распорядительная;
-
контроля.
Далее эти функции были дополнены за счёт прогнозирования, мотивации, коммуникации и принятия решений.
|
|