Лекция 1: Теоретические методологические проблемы психологии рекламы
Лекция 2: Восприятие рекламной информации и поведение потребителя
Лекция 3: Психология корпоративной символики
Лекция 4: Психологические аспекты рекламного текста
Лекция 5: Закономерности восприятия рекламного текста
Лекция 6: Методы воздействия
Лекция 7: Психотехнология рекламных средств без обратной связи
Лекция 8: Психотехнологии рекламных средств с обратной связью
Лекция 9: Психологические особенности в рекламе
Лекция 10: Психотехнологии торговых ярмарок и выставок
Лекция 11: Психотехнологии стенда и его экспонентов
Лекция 12: Психотехнологии эффективных презентаций
Лекция 13: Психология коммуникаций с посетителями
Лекция 14: Специфика проведения торговой презентации с учётом психотипа покупателей
| |
Лекция 1: Теоретические методологические проблемы психологии рекламы |
|
|
Сущность рекламы и основание психологии в рекламе
|
|
Реклама – это оценка товара или услуги, которая всегда положительно говорит о его свойствах.
- Технологии производства рекламы, творческие идеи, методы воздействия играют лишь вспомогательную роль и могут со временем меняться, однако никогда не меняется психологическая сущность рекламы. Как правило, она всегда явна или завуалирована в положительной оценке. Таким образом, реклама – положительная оценка чего-либо, это оценки, которые один человек (рекламист) сообщает другим людям (потребителям). Оценка присутствует в любой рекламе и является её психологической основой. Оценочный компонент рекламы связан со сферой потребности и мотивации человека, следовательно, должен изучаться в тесной связи с этими психологическими понятиями.
- На рубеже 19-20 веков проводятся первые прикладные исследования в США. Основатель психологии в рекламе – Уолтер Джил Скотт, который написал работу “Теория и практика рекламы” (1903 год) и книгу “Психология в рекламе” (1908 год).
|
Рекламная деятельность как явление экономики |
|
Термин рекламная деятельность или реклама в широком смысле характеризует особый вид человеческой практики, без которой не смогли бы создать не только современное производство, но и культуру в целом. Без рекламной деятельности цивилизация до сих пор оставалась бы на первобытном уровне, а люди – примитивными существами без индивидуальности.
Рекламная деятельность может быть проанализирована с экономических, психологических, социокультурных сторон.
С точки зрения экономики рекламная деятельность – бизнес, цель которого – разработка и производство различных видов товаров, которые продаются, как и любые другие товары. Для рыночной экономики человек является и потребителем и товаром одновременно, в него вкладываются финансовые средства (обучение). Таким образом, реклама человека рассматривается с точки зрения экономической эффективности, то есть вложенных средств и полученной прибыли.
Задачи рекламы:
1. Давая положительные оценки, выделить объект рекламирования из числа аналогичных (равных по значению) и тем самым привлечь к нему внимание, создать некую моду.
2. Представить товар как соответствующий высоким стандартам (проводится уподобление товара лучшим образцам рынка).
3. Представить товар в наилучшем виде, вызвать к нему интерес (использование описаний объекта, явно преувеличивающих его достоинства).
|
Рекламная деятельность как явление психологии и культуры |
|
С точки зрения социальной психологии рекламная деятельность – общение и взаимодействие, как непосредственное, так и опосредованное, один из видов активности людей и одновременно сильнейший психологический регулятор социальных отношений между ними.
Реклама рассматривается не как экономическая деятельность, а как источник многочисленных социальных контактов, возникающих под воздействием социальной мотивации. В частности мотивов честолюбия, престижа, достижения успеха, соперничества.
Рекламная деятельность выступает как психологическая основа создания новых форм культурной среды. Здесь психология, этика, эстетика призваны решать общую и очень важную задачу культурного развития масс средствами социально-ориентированной рекламы.
Системный подход в рекламной деятельности позволяет дифференцировать, интегрировать, систематизировать знания и формулировать научные гипотезы.
|
Реклама как комуникация |
|
Рекламу в психологии можно ориентировать по-разному:
1. Одностороннее воздействие рекламиста на потребителя (19-20 вв.).
2. С появлением маркетинга в 30-50-е годы 20 века рекламу стали рассматривать как двустороннюю коммуникацию, то есть для дальнейшего развития рекламы требовалось знать, что думает потребитель, как на него воздействует реклама. Возникает обратная связь.
3. При дальнейшем развитии реклама выполняет функцию коммуникацию для коммуникации, принимаются во внимание не только взаимоотношения рекламиста и потребителя, но и потребителя и потребителя. Таким образом, реклама товара и сам товар позволяют потребителю создавать своё рекламное пространство.
|
Вопросы для закрепления материала: |
|
1. Поясните сущность рекламы.
2. Назовите основателя психологии в рекламе и его основные труды.
3. Назовите задачи рекламы с точки зрения экономики.
4. Поясните: "Для рыночной экономики человек является и потребителем и товаром одновременно".
5. Поясните понятие рекламная деятельность с точки зрения социальной психологии.
6. Объясните значение системного подхода в рекламной деятельности.
7. В чём особенность рассмотрения рекламы в 30-50-е годы 20 века?
8. Объясните, как Вы понимаете, что реклама выполняет функцию коммуникацию для коммуникации.
|
|