Инженерные методы управления качеством


Меню

Скачать архив 

На главную 

Оглавление

Введение

1 Алгоритмирование

2 Причинно-следственная диаграмма

3 Мозговой штурм

4 Диаграмма Парето

5 Средства для сбора данных

6 Стратификация

7 Средства представления данных

8 Диаграммы рассеивания

9 Гистограммы

10 Контрольные карты

11 Экспертный анализ

Заключение

Библиографический список

Приложения



Если путь твой к познанию мира ведет,

Как бы ни был он долог и труден – вперед!

Абулькасим Фирдоуси

Предислвие

Глобализация экономической и общественно-политической жизни уже не первое десятилетие основывается на идеологии TQM – всеобщего управления качеством. Отрадно отметить, что и в нашей стране появилась, наконец, «Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг». В проекте этого документа качество   предлагается рассматривать  как объединяющую национальную идею. После завершения  обсуждения  он будет оформлен законодательно и в ближайшее время, по-видимому, поступит в  Правительство РФ для реализации. Начнется воплощение в жизнь идей известного русского философа А. И. Ильина, высказанных им еще в 1928 г. в статье с символическим названием «Спасение – в качестве».
В последние годы в вузовских учебных планах по многим специальностям появились предметы, связанные с проблемами качества и управления им. Наиболее глубоко их изучают студенты, обучающиеся по специальностям 3401.00 «Управление качеством», 0720.00 «Стандартизация и сертификация» и 1908.00 «Метрология и метрологическое обеспечение». Практически все титульные дисциплины, составляющие основу учебных планов этих специальностей предполагают знание и свободное владение методами математической статистики, без которой управление качеством, как продукции, так и технологических процессов ее производства просто немыслимо. В последней редакции международных и российских стандартов серии ИСО 9000, как, впрочем, и в предыдущей, статистические методы являются одним из основных элементов системы менеджмента качества. Однако, как показывает опыт, соответствующие разделы в общетехнических курсах, читаемых в вузах, хотя и дают достаточную основу для понимания предмета, явно недостаточны для практического использования методов статистического анализа при решении утилитарных задач как в процессе обучения, так и в последующей профессиональной деятельности выпускников. Методической литературы по данному вопросу явно недостаточно.
В данном учебном пособии авторы попытались собрать  и систематически изложить в простой и доступной форме наиболее известные, эффективные и простые инженерные методы сбора, представления и анализа исходной информации о качестве продукции и параметрах технологических процессов, относящиеся к группе статистических. Авторы приносят благодарность В. П. Димитрову и доценту П.И. Петрову, некоторые материалы которого по данному вопросу были использованы при подготовке этой работы, а также выражают благодарность доцентам А.П. Русину и М.Х. Сергеевой за ценные советы в процессе создания пособия.
 Плакатная форма представления понятий и методик,  комментарии и рекомендации по их применению, а также конкретные числовые примеры позволят, на наш взгляд, не только студентам, но и производственному управленческому персоналу, и даже квалифицированным рабочим с помощью данного пособия самостоятельно освоить и успешно применять эти простые  нструменты управления качеством продукции и  процессами ее производства с целью их стабилизации или улучшения.



Ростов - на - Дону, 2009 год