Инженерные методы управления качеством


Меню

Скачать архив 

На главную 

Оглавление

Введение

1 Алгоритмирование

2 Причинно-следственная диаграмма

3 Мозговой штурм

4 Диаграмма Парето

5 Средства для сбора данных

6 Стратификация

7 Средства представления данных

8 Диаграммы рассеивания

9 Гистограммы

10 Контрольные карты

11 Экспертный анализ

Заключение

Библиографический список

Приложения



5 СРЕДСТВА ДЛЯ СБОРА ДАННЫХ

5.1 Этапы и правила сбора данных

Статистический анализ любого процесса, в том числе и  технологического, немыслим без специально собранных для этого фактических данных о его состоянии или о свойствах изделия, полученного с его использованием.

Однако, самый совершенный аппарат анализа бесполезен, если исходные данные для него собраны неграмотно, или недобросовестно, или бестолково. Поэтому одним из самостоятельных инженерных методов УК является система сбора, упорядочения и представления исходной информации об объекте анализа: изделии или процессе. Вопреки распространенному мнению, можно утверждать, что грамотно организованный процесс сбора данных сам по себе уже является статистическим методом. Ниже мы это проиллюстрируем.

Действие системы сбора данных можно представить следующей схемой.


Рисунок 5.1 – Схема организации процесса сбора информации

Начать надо с вопроса: «Зачем нужны данные?». Необходимо точно сформулировать ответы на него и только потом приступать к сбору данных. Собранные данные следует подвергнуть анализу с помощью выбранного инструмента УК и результат представить в форме, удобной для использования.

Сбор данных осуществляется в несколько этапов

Рисунок 5.2 – Основные этапы сбора данных

1. Прежде всего, определите ЦЕЛЬ сбора данных. Например, при контроле качества продукции целями могут быть:

-  контроль и регулирование производственного процесса;

- анализ отклонений от установленных требований;

- контроль продукции.

Цель определяет тип данных, способ их сортировки и характер сравнения.

2. Собранные данные необходимо упорядочить, чтобы облегчить их последующую обработку:

- зафиксировать источник данных, место и условия их сбора и пр.

- выбрать рациональную форму регистрации. При многофакторном анализе подходят таблицы со сложными головками по столбцам и строкам. Формы должны быть стандартизованы.

3. Необходимо обеспечить заданные точность и достоверность измерений при сборе данных, разработав процедуру контроля метода, средств и исполнителей измерений. При качественной оценке (например, органолептическими методами) заданную вероятность правильного результата обеспечивают, контролируя количественный и качественный состав группы экспертов.

5.2 Контрольный листок

Сбор первичной информации рекомендуется вести с помощью контрольных листков. Сами по себе контрольные листки не относятся к методам управления УК. Их заполнение является вспомогательным средством для использования других инструментов УК.

КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТОК — инструмент для сбора первичной информации, фиксации и автоматического их упорядочения для облегчения дальнейшего использования собранной информации.
Контрольный листок позволяет ответить на вопрос: "Как часто случается определенное событие?"

Контрольные листки используются при проведении входного, текущего и выходного контроля материалов, деталей, узлов, блоков, готовой продукции; при анализе оборудования и технологических процессов; анализе брака и во многих других случаях. Пример простого контрольного листка приведен в таблице 5.1.

Таблица 5.1 - Контрольный листок

 

Дефекты деталей

Март 200____г.     Число:

 

Итого

9

10

11

12

Несоответствующие:

 

 

 

 

 

размер

IIIII I

IIIII

IIIII III

IIIII II

26

контур

I

III

III

II

9

глубина

IIIII

I

I

I

8

            масса

IIIII IIIII

IIIII

IIIII IIIII

IIIII IIIII

II

IIIII IIIII

IIIII

 

52

       поверхность

II

III

I

I

7

                Всего

29

22

25

26

102

Однако, данную форму нельзя признать удачной. Она не содержит информации ни об объекте контроля, ни о месте и условиях его изготовления и контроля.

С правильно собранных данных начинается превращение мнений и предположений в факты. При построении контрольного листка действуйте следующим образом:

- собирайте только данные, необходимые и достаточные для решения поставленной задачи;

-  установите как можно точнее, какое событие будет наблюдать­ся. Каждый наблюдатель должен следить за одним и тем же объектом или свойством объекта;

-  договоритесь о периоде, в течение которого будут собираться данные. Он может колебаться от нескольких часов до недель;

- составляйте контрольные листки так, чтобы на основе собранных данных можно было выработать правильную стратегию по улучшению изучаемого объекта;

- на бланке листка предусмотрите информацию о том, кто, когда, где и какие собирал данные;

-  постройте наглядную форму листка, ясную и удобную для заполне­ния, чтения, проверки, суммирования и анализа данных. В форме должны быть четко обозначены строки и столбцы, должно быть достаточно места для внесения данных;

- для регистрации данных используйте простые значки, палочки или небольшие цифры;

- минимизируйте число пунктов сбора данных;

- предварительно обучите и проинструктируйте исполнителей и всех лиц, которые заполняют контрольные листки;

- еще раз убедитесь, что назначенное для сбора данных время достаточно для выполне­ния задачи;

- собирайте данные постоянно и честно, ничего не искажая;

- доверяйте участникам сбора данных, однако предусмотрите систему контроля правильности сбора;

- стратифицируйте собранные данные, добиваясь их однородности;

- постоянно совершенствуйте формы и методы применения контрольных листков.

Формы листков могут быть самыми разнообразными и разрабатываются, в зависимости от поставленной задачи. Несколько примеров их построения приведены в приложении А.




Ростов - на - Дону, 2009 год