Генеральной
целью статистического анализа является снижение количества
несоответствий в
продукции и процессах ее производства. Однако, при решении конкретной
проблемы
важно очень четко ее для себя сформулировать, лучше –
письменно. Это поможет в
анализе причин, породивших проблему. И при формулировании проблемы, и
при
поиске и анализе причин, ее породивших одним из эффективных
инструментов
является мозговой штурм, предложенный А. Ф.
Осборном (США). ●
МОЗГОВОЙ ШТУРМ представляет собой групповой
метод решения проблемы путем генерирования и анализа различных идей. ●
является эффективным инструментом для организации и
показа различных гипотез (как результата мозгового штурма),
объединяющих
потенциальные причины с возникающими последствиями. ●
базируются на четкой
взаимосвязи между показателями качества и факторами, воздействующими на
них.
ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ МОЗГОВОГО
ШТУРМА 1.
ФОРМУЛИРОВАНИЕ
ПРЕСЛЕДУЕМЫХ ЦЕЛЕЙ
2.
ПОДГОТОВКА
К МОЗГОВОМУ ШТУРМУ
3.
ОГЛАШЕНИЕ
ЗАДАЧ
4.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ВЫСКАЗЫВАНИЯ
5.
ПРОЦЕСС
СБОРА ВЫДВИГАЕМЫХ ИДЕЙ
6.
ОБРАБОТКА
ВЫСКАЗАННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Мозговой
штурм используется,
чтобы помочь группе выработать в короткое время
наибольшее число идей по какой-либо проблеме. Он может осуществляться
двумя путями:
1) упорядоченно
— каждый член группы подает идеи в порядке
очередности, по кругу или пропускает свою очередь до следующего раза.
Таким
способом можно побудить к разговору даже самых молчаливых
людей, однако здесь
присутствует некоторый элемент давления, что может помешать
самостоятельной
работе членов группы;
2) неупорядоченно
— члены группы просто подают идеи по мере того, как
они приходят на ум. Так создается более раскованная атмосфера,
однако есть
опасность, что доминировать будут самые говорливые, но не самые
изобретательные.
В
обоих случаях общие правила
поведения одинаковы.
1.
Каждый должен согласиться с вопросом или повесткой
предстоящей мозговой атаки.
2. Необходимо обеспечить такую
атмосферу, в которой все
могли бы свободно высказываться обо всем,
что думают в отношении причин возникновения проблемы. Категорически
запрещено
критиковать идеи, какими бы абсурдными и отвлеченными они ни казались.
3. Необходимо записывать на лист
или доску каждую идею, не редактируя
ее. Это помогает избежать неверного понимания и рождает новые
идеи;
4. В
выступлениях не одобряются
бесплодные разговоры, ценятся идеи и сознательное оперирование фактами.
5. Лица
руководящего состава не должны
высказываться первыми.
6. Работу группы рекомендуется
проводить быстро, за
10 — 15 минут.
|