Инженерные методы управления качеством


Меню

Скачать архив 

На главную 

Оглавление

Введение

1 Алгоритмирование

2 Причинно-следственная диаграмма

3 Мозговой штурм

4 Диаграмма Парето

5 Средства для сбора данных

6 Стратификация

7 Средства представления данных

8 Диаграммы рассеивания

9 Гистограммы

10 Контрольные карты

11 Экспертный анализ

Заключение

Библиографический список

Приложения



1 АЛГОРИТМИРОВАНИЕ

·        АЛГОРИТМпредставление последовательности шагов или рабочих процедур процессов.

·        АЛГОРИТМИРОВАНИЕ  способствует пониманию:

- последовательности выполнения отдельных операций   процесса;

- логических взаимосвязей между ними;

- способов представления информации о его результатах;

-  взаимосвязей между отдельными исполнителями.

·        СХЕМА АЛГОРИТМА – графическое представление определения,анализа или метода решения описываемой задачи, она  состоит из символов, краткого пояснительного текста и соединительных линий.

Построение схем алгоритмов регламентировано ГОСТ 19.701-90 [3]. Схемы используют для описания баз данных, программ, их взаимодействия, работы и ресурсов систем или отдельных процессов.   Схемы создают на различных уровнях детализации описания процессов, имеющих различное функциональное назначение: организационных, управляющих, технологических, контрольных, измерительных, вычислительных и пр. При этом уровень детализации должен обеспечивать понимание процесса в целом и взаимосвязь отдельных его частей, а число уровней зависит от сложности и масштаба процесса.

В менеджменте качества алгоритмирование обеспечивает лучшее понимание путей и механизмов улучшения, оценку потенциальных проблем, узких мест, лишних звеньев и циклов переделки продукции. При разработке алгоритма необходимо обеспечить его открытость, т.е. возможность модернизации без коренной переработки при возникновении новых проблем. Алгоритмы широко применяют в менеджменте качества на всех этапах жизненного цикла продукции.

Области использования алгоритмов в менеджменте.

1) Разработка проектов для:

- установления причин, требующих улучшения процесса;

- оценки убытков от плохого качества продукции;

- формирования подразделений как единой команды;

- определения границ проблемы для каждой команды;

- обучения и самообучения новых членов команд;

- привлечения рабочих к решению проблем повышения качества.

2) Устранение причин брака:

- планирование сбора данных о качестве продукции;

- выработка теоретических предпосылок для установления причин возникновения дефектов;

- оценка возможности стратификации данных о причинах брака;

- определение времени на устранение причин брака в каждом подразделении.

3) Выработка решений:

- анализ необходимых улучшений процесса и их последствий;

- оценка мнения работников о необходимости улучшения.

4) Выполнение решений:

- разъяснение необходимости улучшения и принимаемых решений;

- преодоление сопротивления принятым решениям путем демонстрации успехов.

5) Поддержка достижений:

- анализ улучшенных процессов и организация их мониторинга;

- периодический аудит улучшенных процессов для обеспечения их стабильного выполнения;

- обучение персонала новым процессам.

Схема работы системы состоит из:

-  символов данных, обозначающих сами данные и/или вид их носителя - символов процесса, обозначающих операции и логический путь их выполнения;

- линейных символов, обозначающих потоки данных или потоки управления ими или процессами;

- специальных символов, облегчающих составление и чтение схемы.

Правила применения символов и соединений:

- символы в схеме должны быть примерно одного размера и расположены  равномерно;

- искажение формы символов не допускается;

- допускается включение текста внутрь символов;

- изменение ориентации символов допускается в исключительных случаях;

- допускается слева над символом помещать его идентификатор для обозначения символа в других документах;

-  допускается справа над символом помещать его описание;

- стандартное направление потока данных и управления – слева направо и сверху вниз. При ином направлении потока вместо линий использовать стрелки;

- линии должны подходить к центру символа сверху и слева, а исходить из него снизу и справа;

- несколько выходов из символа следует показывать несколькими линиями или одной, которая затем разветвляется. Каждый выход должен сопровождаться значением условий его реализации, чтобы показать логический путь в схеме;

- на одной позиции допускается показывать несколько однотипных символов с перекрытием изображения и собственным текстом в каждом. При этом линии должны подходить и отходить к переднему и заднему символам.


Последовательность составления алгоритма.

1) Определение цели и результата составления алгоритма.

2) Определение границ рассматриваемого процесса.

3) Кодирование каждого шага процесса соответствующими символами.

4) Применение ветвления в каждом условном переходе

5) Возврат и построение других веток используемых условных переходов.

6) Окончательный анализ и проверка составленного алгоритма.

Порядок проверки алгоритма с точки зрения улучшения процесса.

1) Проверка каждого символа решения (условного перехода):

- выбранный процесс подлежит проверке?

- это окончательная или предварительная проверка?

- проверка действительно необходима?

2) Проверка каждого витка улучшений:

- необходимо ли улучшение, если ошибок не сделано?

- во что обойдется улучшение?

- предотвратит ли улучшение возникновение проблем в будущем?

3) Проверка каждого символа процесса:

- этот процесс действительно необходим?

- какова ценность (стоимость) процесса?

- как предотвращают ошибки при выполнении процесса?

4) Проверка каждого информационного блока:

- этот блок действительно необходим?

- блок способствует сбору и анализу данных?

- источник информации надежен?

- как полученная информация связана с улучшением процесса?




Ростов - на - Дону, 2009 год