Лекция 7 <= Назад
II.
Виды
первичных исследований
в рекламной деятельности.
Первичные
исследования в рекламном деле используются чаще всего в 3 случаях:
I.
до начала рекламной компании;
II.
в ходе подготовки рекламных
материалов;
III.
после того, как реклама запущена,
готова.
Рассмотрим их в
отдельности.
I.
Исследования до начала рекламной компании.
Цель – получение
предварительной информации, необходимой для подготовки рекламных
материалов.
Исследования до
начала рекламной компании делятся на 3 этапа:
1.
Исследование
товаров и услуг.
Цель – установить
удовлетворяет ли нужды и запросы потребителя то, что уже есть на рынке
и как
относятся потребители к появлению принципиально нового или
модернизированного
образца товара и услуги.
Подобные
исследования помогут выявить, какие именно качества новой продукции в
первую
очередь привлекут потребителя. Именно это и следует выделить в
рекламном
объявлении.
Подобная
информация поможет сформулировать образ, позицию нового товара или
услуги в
сознании потребителя. Этот процесс называется позиционированием.
Например, Безалкогольный
напиток занимает позицию напитка, не содержащего кофеина,
соперничающего с
Колой.
2.
Исследование
рынка
– мы об этом подробно
говорили на позапрошлой лекции (целевые рынка, целевые группы,
потребительские сегменты,
возрастной профессиональный состав, уровень доходов и т.п.).
Рассмотрим это
на конкретном примере.
В США было
проведено исследование потенциального туристического рынка для
посещения
Канады. Для получения информации о реальных и потенциальных клиентах
турфирм
были использованы статистические данные (пограничный контроль
приблизительно
число посещений, отчеты, поступающие из отелей, банков и т.п.).
Первичные
социальные исследования мнений туристов, которые выявили составные
части
туристического бизнеса (что привлекает?):
¾
Достопримечательности
туристического района;
¾
Условия размещения (питание,
отдых, развлечение);
¾
Доступность этого туристического
района.
Затем, на
территории США был проведен опрос семей, который позволил выявить и
определить
потенциальных туристов по 6 сегментам.
1.
Неактивный посетитель (более
склонен посещать своих родственников и друзей);
2.
Активный посетитель, готовый
воспользоваться возможностями для развлечений – в большом
городе, мотив
развлечения.
3.
Семья
«исследователей» -
стремящихся увидеть что-то новое (особенно для детей – мотив
познавательный).
4.
Отпускник, предпочитающий
видеть красивые ландшафты, тишину, свежий воздух (мотив отдыха).
5.
Отпускник, предпочитающий
центры – отдыха (мотив отдыха).
6.
Отпускник, стремящийся к
новому окружению экзотике, высокому качеству обслуживания (более
сложный мотив
отдыха).
Полученные
данные позволили разработать программу в области рекламы туристических
услуг с
целью изучения рынка. Были разработаны новые туры, рассчитанные на
любителей
экзотики, на любителей комфортного отдыха, экологически чистого и т.п.,
с
подробной информацией о количестве солнечных дней в году, качестве в
Канаде, видах
развлечений и т.п.
3.
Исследование
потребителей.
Виды
исследований:
а.
Опрос у прилавка –
экспресс
информация в местах торговли (что купить и по какой причине?).
(Не очень
репрезентативна).
б.) направленное групповое интервью – беседа с
небольшой
группой потребителей хорошо знакомых с товаром или услугой. Информация
поможет
подготовить рекламу, учитывающую мнение тех, кто польется данной
продукцией
(например, растворимый или натуральный кофе – его
преимущества и недостатки).
в.) проективные методы (заимствованные у психологов)
–
способы, позволяющие прогнозировать поведение потребителя в конкретной
ситуации, например, в магазине, где продаются изделия конкурентных фирм
На практических занятиях мы апробируем некоторые из этих
методов.
Это были исследования до начала рекламной компании, они
более основательные и трудоемкие. Теперь поговорим об исследованиях в
ходе
подготовки рекламных материалов.
II. Исследования
в ходе подготовки
рекламных материалов. Такие исследования помогут обнаружить
ошибки,
недостатки и походу дела внести поправки, когда готова пробная реклама,
можно
провести ряд тестов.
¾
Оценочные тесты: предложить
потребителю расположить рекламные
материалы в нисходящем порядке – от лучшего к худшему. Это
могут быть:
А). варианты
одного рекламного объявления;
Б). несколько
разных объявлений одной рекламной компании;
В). Несколько
видов рекламы разных товаров и услуг, в том числе и тот, что нас
интересует.
Оценочный тест позволяет определить, как высоко ставит
потребитель конкретный рекламный материал.
¾
Парный сравнительный тест
– объявления, предлагаемые
потребителю для сравнения попарно. Дело в том, что иногда людям трудно
оценить
сразу несколько вещей, а потому следует облегчить задачу и
сгруппировать
материал попарно.
¾
Парный сравнительный тест хорошо,
более точно информирует о
потребительских предпочтениях.
¾
Заполнительная процедура
– когда потребителю предлагается
рекламный материал, в котором пропущены слова, клиента просят заполнить
пропуски в тексте объявлений. Если пропущенные слова угаданы верно,
реклама
считается удачной. Но, обратите внимание на следующий момент: если
клиент
заполняет пробелы чересчур быстро и легко – не слишком ли
банален и прост тест?,
не маловато ли в нем информации?
¾
Копи – тест и
театральный тест – они проводятся в последнюю
очередь, когда рекламный текст готов. Копи – тест позволяет
оценить, насколько
легко читается и воспринимается текст. «Копи» -
термин, обозначающий текст
рекламного объявления».
Чаще всего копи
– тест проводится со специально подобранной аудиторией.
Слушателей или
читателей опрашивают – какое впечатление произвел текст:
понятно, непонятно и
т.п.
При подготовке теле
- рекламы также используется специально подобранная аудитория (разная).
Во время
демонстрации рекламы следят за редакцией аудитории – такой
тест называется
театральным.
Он позволяет
уловить некоторые тонкости в восприятии аудитории той или иной рекламы.
Теперь поговорим
об исследованиях после завершения подготовки рекламы.
III. Когда
реклама готова, то проводятся специальные
исследования до и после ее появления в СМИ. Их называют пред
– тесты и пост
– тесты. Они позволяют ответить на следующие вопросы:
¾
Достигнет ли реклама своей цели?
¾
Повысит ли спрос на другие товары
или услуги?
¾
Повлияет ли реклама на мнение
потребителей о рекламируемой
продукции (пост – тест)?
¾
Сколько людей прочли или увидели
рекламное объявление?
¾
Что именно их заинтересовало
больше всего?
¾
Что в рекламе следует изменить
или усовершенствовать?
Ответить на эти
вопросы можно с помощью следующих методов.
Тест на узнавание: потребителю
предлагают уже
опубликованное рекламное объявление и выясняют, видел ли он его или
нет, встречал
его или нет.
Тест на запоминание: более точен, т.к.
клиент
должен точно описать любой запомнившийся ему рекламный материал в
указанном
рекламном носителе.
Например, Социолог предлагает обложку журнала - клиент
должен вспомнить и описать какое рекламное объявление ему запомнилось?
Социолог
называет телепередачу – клиент должен описать увиденные там
рекламные
материалы.
Разновидность этого теста – тест на запоминание
с
подсказкой, если опрашиваемый затрудняется, исследователь может помочь
ему,
подсказав, какой вид продукции рекламируется (бытовая техника, а какая
фирма –
он назовет сам (клиент)).
Тесты на запоминание и узнавание используются для того,
чтобы установить, сколько людей заметили печатную, теле, наружную
рекламу,
сколько людей сочли ее интересной, прочитали внимательно и узнали для
себя
полезного о качествах рекламной продукции.
После ознакомления с проектом рекламы можно задать
следующие вопросы:
1.
Что Вам бросилось в глаза,
когда Вы увидели рекламу?
2.
Что Вас удивило?
3.
Это Вам было приятно или
нет?
4.
Что Вам запомнилось из всей
рекламы?
5.
Это Вам интересно или нет?
У человека, испытывающего эмоцию интереса к рекламному
объявлению, появляется желание исследовать, вмешиваться, расширить свой
опыт
путем включения новой информации.
Тест на осведомленность: чаще всего
используется
при появлении на рынке совершенно новой или принципиально
модернизированной
продукции. Он помогает установить какая часть потребителей знала о
появлении
новой продукции до начала рекламной компании и сравнить это число с
количеством
тех, кто узнал об этом после появления рекламы. Разновидностью данного
вида
тестов является тест на мгновенную реакцию:
исследователь спрашивает
потребителя какая марка приходит ему на ум в первую очередь, когда
упоминают
какой-то вид продукции (жевательная резинка, кофе, шампунь, обычно
называют ту
марку, что у всех на устах).
Ассоциативный тест: он показывает
связывает ли
потребитель данного рекламного объявления с предлагаемым товаром или
услугой.
Он – один из самых информированных тестов, т.к. показывает
запомнил ли
потребитель особенность, марку рекламной продукции (например, какой
ростовский
магазин использует «Живую рекламу» - Ландыш)
Результат теста, Вас рекламиста, скорее всего, удивит,
так как чаще всего клиент выдает воспоминания, мало связанные с
информации, заключенной
в тестируемой рекламе.
Правило: Самое главное, не спорить с
клиентом, не
объяснять ему, что же на самом делом является главным, а что
второстепенным.
Наоборот, важно от каждого тестируемого целесообразно получить максимум
информации, замечаний, реплик, исправить свои ошибки, сделать рекламное
объявление не агрессивным, а запоминающимся, ярким, качественным.
Итак, исследования
– это необходимое условие успеха рекламной компании
на всех этапах ее
развития – до, в ходе – после.
Форма и вид исследований определяется конкретной деловой
ситуацией:
- Так информацию о маркетинговой
ситуации, предшествующей и конкурентной рекламе можно получить,
анализируя вторичные источники;
- С целью профилирования целевой
аудитории проводят количественные исследования (первичные).
- Основные виды потребностей,
привычки, предпочтения целевой аудитории проводят с помощью
качественных, мотивационных исследований.
Полученная в ходе исследований информация является
основой разработки творческой стратегии, которая представляет собой
краткое
изложение основного содержания и направления рекламы. Она (творческая
стратегия) включает 3 основных момента:
- главную выгоду, т.е. основное
достоинство товара или услуги;
- главную мишень, т.е. группу
потребителей, на которых направлена реклама и к которой обращается
рекламодатель.
- Главная цель самой рекламы, т.е.
на какие мысли, чувства воздействует реклама, на какие поступки она
наталкивает людей.
Различие между целями маркетинга и рекламы: главная цель
рекламы – сообщение, которое должно произвести впечатление.
Главная
цель маркетинга – увеличение сбыта.
Например, когда фирма запускает
новую продукцию: она ставит задачу перед маркетологами –
увеличить объем продаж
на 8%, а перед рекламистами – добиться, чтобы за 2 месяца,
новые рекламные
тексты стали известны 80% населения города, региона.
¾
Какие носители, тексты, каналы;
¾
На объем реализации, как мы выше
отмечали, влияют разные
факторы: сама продукция, цена, упаковка, даже погода – и,
конечно же, реклама...
Таким образом, разнообразие видов социальных исследований
позволяет широко их использовать на различных этапах рекламной компании
в
качестве эффективного средства, инструмента рекламной деятельности.
Об основных методах мы будем говорить на следующей
лекции.
|