Лекции по курсу Реклама


Меню

Скачать архив 

Лекция 1: Введение в социологию рекламы

Лекция 2: Реклама как социальное явление

 Лекция 3: Реклама в социальном пространстве

Лекция 4: Реклама и ценностные ориентации общества

Лекция 5,6: Реклама и население

Лекция 7: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
В РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лекция 8: МЕТОДИКА И ТЕХНИКА СБОРА ПЕРВИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Лекция 9: ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Лекция 10: МЕТОД ОПРОСА.

Лекция 2

Тема: РЕКЛАМА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ. 

I.                   Социальная природа рекламы.

II.                Социальные функции рекламы.

 

I.                   Социальная природа рекламы.

Слово «Реклама» в переводе с лат. означает – выкрикивать, по своей этимологии экстравертна, демонстративна, а значит социальна.

Социальный институт – это организованно исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей (семья, образование, политика). Реклама представляет собой развитый социальный институт, который обеспечивает взаимодействие между произведёнными товарами и рынками сбыта, между рекламодателями и потребителями рекламы, что способствует воспроизводству определенного типа отношений, воспроизводству социальных установок и стереотипов в обществе. Реклама формирует определённый стандарт образа жизни и влияет на те процессы, которые могут быть в обществе.

Одна из особенностей социального подхода к любому явлению действительности – это оценка  его через призму человеческой деятельности, связанной с теми или иными сферами жизни общества.

Реклама как один из видов социальной коммуникации.

Рекламодатель    сообщение   потребитель

                                                              
                                  Р/А   ср-ва распростр. рекламы       

 

Особенности рекламной коммуникации:

1.          Рекламная коммуникациясубъект – субъектные отношения

2.          Реклама является ретиальной коммуникацией – она не имеет конкретного адресата, но в то же время выступет как социальная ориентация.

3.          Рекламная коммуникация интерактивна.

4.          Рекламная коммуникация является символической коммуникацией, т.к. осуществляется по средствам различных знаков, предполагаемых определённую кодификацию и декодификацию.

5.          Рекламная коммуникация предполагает воздействие, которое трансформирует поведение получателя рекламной информации.

      Итак, с точки зрения социологии, рекламу можно рассматривать как социальный институт, как вид социальной деятельности, как вид социальной коммуникации.

 

II.                Социальные функции рекламы.

1)     Информационно-коммуникативная функция – выступает одним из средств распространения социально значимой информации, формирует само информационное пространство, которое способствует изменению социальной реальности;

2) Экономическая  функция – когда реклама делает свою работу, а миллионы людей сохраняют свою. Международная рекламная ассоциация выразила эту функцию в виде слогана «когда реклама делает свою работу, миллионы людей сохраняют свою».

Американский социолог Вэнс Пэккард заявил: «Без рекламы американская экономика развалилась бы через 15 секунд».

А крупнейший англ. Газетный и телемагнат лорд Томсон: «Реклама – это не приправа к бизнесу, а сам бизнес». Если и есть здесь преувеличение, то небольшое.

В условиях изобилия и фантастического разнообразия товаров и услуг, высокого уровня жизни реклама, действительно, возбуждает интерес потребителя, стимулирует появление новых потребностей – а значит, сохраняет и развивает бизнес.

Наша реклама способствует развитию производства и экономики, когда рекламирует отечественные товары (услуги), продукцию совместных предприятий. Но пока что, отечественная реклама в сложном положении – производство и экономика в запустении. Будем надеяться, что реклама внесет свою лепту в оживление нашей экономики.

3) Функция дифференциации и интеграции. Американский социолог Дэниэл Бурстин сказал, что реклама в середине прошлого века создала американскую нацию. Что он имел в виду? Какие товарные ассоциации вызывает у Вас Америка: кока-кола, жевательная резинка, джинсы, $, гамбургер.

Определяя потребительские приоритеты, превращая товары в символы, реклама унифицировала потребности и вкусы различных слоев населения – способствовала их осознания себя, как части единой нации (интеграция).

В тоже время реклама неизбежно и дифференцирует общество по уровню потребления: товары и реклама для богатых, для среднего класса, социальная реклама для социально незащищенных (бедных).

      У нас реклама подчеркивает социальную дифференциацию общества тем, что в основном предлагает товары и услуги, предназначенные для богатых, порождая тем самым социальную зависть. Даже товары, предназначенные для среднего класса на западе, у нас воспринимаются как для богатых, т.к. средняя заработная плата у нас ниже 100 $.

В месте с тем, реклама и у нас может способствовать стабилизации и интеграции общества. Стимулируя престижное потребление, она усиливает мотивацию к труду, способствует бизнесу и ведет, в конечном счете, к формированию «среднего класса», который в любом обществе выступает гарантом его стабильности.

4) Идеологическая функция.

Перестройка - деидеологизация. До этого – буржуазная и социалистическая. Идеология есть всегда, в любом обществе. Это теоретического выражение интересов, определенной социальной группы, партии – её целей, задач, путей их реализации.

В период противостояния двух идеологий американский профессор Джон Майерс из Калифорнийского университета утверждал: «Не вызывает сомнения тот факт, что реклама, обладая силой воздействия, наглядностью и возможностью создавать символические ценности, играет большую роль в конфликте идеологий капитализма и социализма».

В те времена рекламные проспекты, жевательная резинка, баночное пиво, длинные волосы у мужчин, мини-юбка, обувь на платформе и др. считались атрибутом буржуазной идеологии.

Как вы думаете, а какую идеологию пропагандирует наша реклама?

В значительной степени – западную: либерализм, индивидуализм, предпринимательство, богатство. Может быть есть смысл подумать над тем, какими идеями ее можно дополнить из прошлого, какие-то вечные ценности: дружба, взаимопонимание.

В этом смысле реклама является эффективным средством «социологической пропаганды». Поскольку реклама не обращается к таким темам как безработица, нищета, несчастья, а наоборот акцентирует внимание на благополучии, комфорте, красивой, беззаботной жизни, в те времена – любые рекламные проспекты даже зарубежные фильмы, клипы – были своего рода идеологическими, «бомбами», которые подрывали социальные устои, т.к. сравнение было не в нашу пользу. Именно тогда родился такой афоризм: у классиков – речь шла о загнивании капитализма, а люди говорили – «красиво загнивают».

Уже цитируется Д. Бурстин: «Покажите мне рекламу той или иной страны, и я расскажу вам все об этой стране».

Как вы думаете? О чем можно рассказать нашей стране на основании рекламы. Чем живет наш среднестатистический гражданин – мужчина и женщина?

5)      Политическая функция.

     Она тесно связана с идеологической. Политика – это борьба за власть. Обслуживая избирательные компании, продвигая тех или иных политических деятелей, депутатов, партий, движений – реклама формирует наши политические симпатии и предпочтения, а значит выражает те или иные политические интересы, а значит участвует в борьбе за власть, определяет в какой-то мере политику, и будущее страны. Постарайтесь об этом не забывать.

В этом смысле победа Путина – это умело профессионально сделанная политическая реклама: военный самолет, подводная лодка, восточные единоборства, здоровый, трезвый образ жизни и т.п. Нарду с другими составляющими сделали его популярным.

6)  Воспитательная функция.

На первый взгляд – это непонятно. Почему? Вспомним рекламу порошка, где девочка вытирает руки о платье, или дети из многодетной семьи – танцующие в белых носочках ...

На западе уже давно на это обратили внимание.

Французский писатель Сент Экзюпири: «С нормальной педагогикой соседствует беспрерывное педагогическое воздействие необыкновенной силы, которое называется рекламой».

По степени воздействия рекламу сравнивают со школой и церковью, особенно это касается детей. Телевидение и реклама порой заменяют или составляют серьезную конкуренцию учителям.

В большей степени воспитательная функция рекламы может быть реализована в так называемой «социальной рекламе», т.е. не коммерческой, а рекламе, относящейся к сфере общественных интересов. Такая реклама связана с экологией, борьбе с болезнями, благотворительностью, помощи детям, престарелым и т.п.

Социальная реклама весьма уважаема на западе – телекомпании не берут деньги на прокат роликов, почетные призы …?

А у нас есть социальная реклама?

7) Эстетическая функция. Реклама, как уже отмечалось, зеркально отражает общество, страну создание, хотя есть и космополитичная реклама, т.е. для всех. В том числе, она выражает и культурный уровень, эстетические вкусы. К сожалению, зачастую, это не высокое искусство, и даже не изысканный вкус, т.к. реклама обращена к массовому потребителю, а значит – к носителям массовой культуры. Об этом на следующей лекции.

Но и здесь можно ориентироваться на высокое искусство, например использовать музыкальные отрывки из классических произведений, исторические сюжеты – они сразу выбиваются из общего рекламного ряда и привлекают к себе внимания.

            Помните об этом при создании современной рекламы.

            Пропаганда эстетических ценностей, образцов хорошего вкуса – всегда признак профессиональной культуры, да и общей культуры личности.



Ростов - на - Дону, 2009 год