ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Содержание:
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Класс надёжности |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Допустимое значение вероятности безотказной работы |
0,9 |
0,9 |
0,99 |
0,999 |
0,9999 |
1 |
Требования к показателям надежности машины (агрегата) разрабатываются на основе следующих условий:
- учитывая из сложившихся в практике изменений этих показателей в предыдущее время (пассивный прогноз);
- исходя из требований создания машины, не уступающей по своим показателям лучшим мировым образцам;
- исходя из необходимости получения максимального эффекта (минимальных затрат).
2. Расчленение машины на структурные элементы.
Основной задачей разработки требований к надёжности элементов машины является обоснование нормативных значений показателей их надёжности, обеспечивающих требуемые показатели надёжности машины в целом при минимальных затратах.
Первоначальным этапом решения данной задачи является расчленение машины на соответствующие элементы. Следует стремиться разбить машину на части, отказ одной из которых не должен изменять надёжность других, т.е. эти части будут отказывать независимо друг от друга. С другой стороны, учитывая агрегатно-узловой метод ремонта машины, следует расчленить её на части, которые можно ремонтировать независимо друг от друга.
Разбиваем машину на подсистемы, подсистемы - на агрегаты, агрегаты - на узлы, узлы - на сборочные единицы и детали. При этом рассматриваем ту подсистему, в которою входит заданный элемент – вал ротора с подшипниками качения.
Структурная и принципиальная схемы комбайна представлены на рис.9.18, 9.19.
В нашем случае разбивка первого уровня: 1- жатвенная часть; 2 – ходовая часть; 3 – кабина; 4 – молотильная группа; 5 – моторная установка; 6 – копнитель (см. рис.9.18).
Заданный элемент – вал вентилятора – входит в подсистему «Молотильная группа». Поэтому разбивка второго уровня производится только указанной подсистемы: обмолачивающая часть (4.1), очистка (4.2).
Третий уровень: четыре сборочные единицы, среди которых вентилятор имеет индекс 4.2.2 (см. рис.9.19).
Вычленение вала как детали происходит только на четвёртом уровне разбивки и при этом ему присваивается индекс 4.2.2.3.6.

Рис. 9.18. Принципиальная схема комбайна
3. Определение требуемых показателей надёжности.
Как показала практика, для большинства агрегатов на значительном интервале времени поток отказов с достаточной для практических расчётов точностью можно считать как стационарный пуассоновский поток с параметром
, равным среднему значению параметра потоков отказов. Поскольку отказ каждого отдельного агрегата не зависит от отказов других, то для системы, изображённой на рис.9.19, можно написать:
,
где
интенсивность отказов всей системы;
интенсивность отказов
-того агрегата.
Это выражение может быть преобразовано следующим образом:
,
где
коэффициенты весомости, зависящие от сложности агрегата, его стоимости и других факторов.
Этот коэффициент может быть найден расчётным или экспертным путём.

Рис.9.19. Структурная схема комбайна Дон-1500
3.1. Расчёт весовых множителей.
В основу методики определения весовых множителей положены следующие допущения:
- стоимость структурной единицы машины отражает уровень конструкторских и технологических решений и достигнутого уровня надёжности в условиях данного производства;
- чем сложнее структурная единица, чем выше трудоёмкость её изготовления, тем она дороже и тем менее желателен её отказ;
- чем выше трудоёмкость монтажа и демонтажа агрегата (элемента) на машину, тем менее желателен её отказ этого агрегата (элемента);
- интенсивность отказов постоянна за весь жизненный цикл агрегата, узла, сборочной единицы, детали.
Принимая такие допущения, можно предложить следующий порядок расчёта весовых множителей.
3.1.1. Определить интенсивность отказов всей системы (машины)
,
где
требуемая средняя наработка на отказ.
отказ/час.
3.1.2. Определение весовых множителей для структурных единиц высшего уровня:
,
где
стоимость
-й системы;
трудоёмкость монтажа
-й системы на машину;
число систем.
Контрольным условием является
. Тогда требуемые интенсивности отказов системы будут определяться по выражению
.
Контрольное условие
.
3.1.3. Определение весовых множителей для структурных единиц нижнего порядка.
Весовые множители для подсистем, узлов, сборочных единиц и деталей определяются по приведённому выше выражению, только значение
принимается по числу сборочных единиц или по числу деталей. При этом контрольное условие в каждой подсистеме сохраняется
;
;
;
,
где
интенсивность отказов
-й подсистемы;
интенсивность отказов
-го узла;
интенсивность отказов
-й сборочной единицы.
3.2. Определение весовых множителей экспертным путём
В случае, когда нет данных по трудоёмкости монтажа и стоимости элементов машины, весовые множители можно определить экспертным путём по аналогии с известным опытом. Одним из видов экспертного определения коэффициента
является применение разновидности метода баллов. При этом последовательно каждый агрегат сопоставляется с другими агрегатами системы. Если рассматриваемый агрегат стоит меньше сравниваемого, то ему присваивают 0 баллов, а если больше – 1 балл.
Определим весовые множители для структур первого уровня (табл.9.2).
Таблица 9.2
Расчёт весовых множителей (см. рис.9.18)
|
Номер блока |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
1 |
- |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0.13 |
0.13 |
0.085×10-3 |
|
2 |
0 |
- |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0.05 |
0.033×10-3 |
|
3 |
0 |
1 |
- |
0 |
0 |
0 |
1 |
0.07 |
0.07 |
0.056×10-3 |
|
4 |
1 |
1 |
1 |
- |
0 |
1 |
4 |
0.25 |
0.25 |
0.170×10-3 |
|
5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
1 |
5 |
0.33 |
0.3 |
0.200×10-3 |
|
6 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
- |
3 |
0.2 |
0.2 |
0.132×10-3 |
|
Итого: |
15 |
- |
1 |
6.600×10-3 |
||||||
Примечание: поскольку
не может быть равным нулю, то принимаем
, но
, поэтому уменьшаем значение старших значений, чтобы выдержать это соотношение.
Второй уровень содержит два блока. По нашему мнению, очистка более трудоемка в изготовлении, а следовательно, и по стоимости. Поэтому принимаем:
;
; ![]()
.
Третий уровень содержит четыре приблизительно одинаковых и по стоимости, и по трудоёмкости блоков. Можно предположить, что весовые множители их равны, то есть:
.
Аналогично предыдущему уровню определяем весовые множители четвертого уровня:
;
Для пятого уровня можно исключить такие детали, как гайка, шайба, шпонка - как не имеющие износ за время работы. Остальные три детали примем равными по стоимости и трудоёмкости.
Тогда:
;
![]()
3.3. Распределение наработки на отказ между элементами.
Для ординарных потоков отказов элементов системы отказы элементов совпадают с параметрами потока. В связи с тем, что интенсивность потока отказов каждого элемента стремится к пределам
,
то интенсивность потока отказов системы
,
где
нормальные наработки на отказ.
Исходя из этого можно ориентировочно записать
,
или
.
Эти зависимости являются точными на любом участке времени и при любом числе элементов лишь при экспоненциальном законе распределения наработки на отказ каждого агрегата. Для других законов эта зависимость является приближённой. При указанных допущениях по аналогии могут быть определены требования к средней наработке на отказ каждого элемента машины.
Элементы первого уровня определим по табл.9.3.
Таблица 9.3
Распределение наработки на отказ между элементами первого уровня
|
Номер системы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Весовой множитель системы |
0,13 |
0,05 |
0,07 |
0,25 |
0,5 |
0,2 |
|
Наработка на отказ блока системы, ч |
1154 |
3000 |
2143 |
600 |
300 |
750 |
Элементы второго уровня:
часов;
часов;
Элементы третьего уровня. Поскольку весовые коэффициенты элементов этого уровня равны между собой, то наработка на отказ для всех элементов будет одинаковой:
часов.
Согласно передовому опыту машиностроения, наработка на отказ механизмов аналогичного типа находится в пределах 4000…5000 маш. ч [1]. Расчетное значение наработки на отказ для вентилятора очистки равно 4000 часов, которое не превышает достигнутого уровня. Исходя из этого принимаем
часов.
3.4. Распределение вероятности безотказной работы.
При сделанных выше допущениях вероятность безотказной работы системы (машины) можно считать равной
,
где
основание натурального логарифма;
наработка на отказ
-го блока системы.
Если в блоке системы имеются несколько одинаковых деталей, то вероятность безотказной работы каждой определяется по выражению
,
где
количество одинаковых деталей в блоке.
Исходя из требований задания определим вероятность безотказной работы деталей пятого уровня из условия обеспечения наработки на отказ блока вентилятора очистки
часов:
вал вентилятора очистки:
;
подшипник вентилятора очистки:
,
где
, так как на валу стоят два одинаковых подшипника.
4. Установление достигнутого уровня надежности при конструировании элементов машин.
Фактически достигнутый уровень надежности может быть установлен одним из следующих способов:
· проведение ресурсных испытаний, в результате которых могут быть получены физические отказы элементов машин;
· экспериментальная оценка эксплуатационной машины и её элементов, прогнозирование на базе этих данных достигнутого уровня надежности;
· расчетная оценка экспериментальной нагруженности машины и её элементов, прогнозирование на базе расчётов достигнутого уровня надёжности.
4.1. Прогнозирование уровня надежности деталей машины расчетными методами.
Расчетный прогноз уровня надежности наиболее эффективен на ранних стадиях проектирования, так как не требует изготовления опытного образца машины или её части, а также не требует проведения экспериментальных исследований.
Процесс эксплуатационного нагружения деталей сельскохозяйственных машин носит, как правило, случайный характер и должен описываться вспомогательными характеристиками. При отсутствии возможности получить такие характеристики, в первом приближении можно рассчитывать параметры случайного распределения из условия его подчинения нормальному закону (рис.9.20).

Рис.9.20. Функция нормального распределения (а) и график нагруженности,
отрабатывающий эту функцию (б)
При этом необходимо знать минимальное значение
и максимальное значение
процесса. Тогда математическое ожидание процесса можно определить по выражению
;
среднее квадратическое отклонение процесса
;
коэффициент вариации
.
При разбиении графика функции на три зоны с шагом квантования равным S площадь, ограничиваемая этими точками, будет равна:

Исходя из этого величины блоков для графика нагруженности определяются из выражений:
![]()
![]()
![]()
4.1.1. Расчет функции долговечности валов и осей.
Расчет функции долговечности необходимо вести для всех сечений, имеющих концентраторы напряжений с целью оптимизации конструкции по металлоемкости.
Для расчета ресурса следует определить напряжения в сечении при действии гистограммы нагрузок:
от действия изгибающего момента
,
где
изгибающие моменты, действующие в расчетном сечении вала согласно отрабатываемой гистограмме нагрузок;
– момент сопротивления
для круглого сечения;
– для вала со шпонкой;
– для вала с прямобочными шлицами;
от действия крутящего момента
,
где
– крутящие моменты, действующие в расчетном сечении вала согласно отрабатываемой гистограмме нагрузок;
– полярный момент сопротивления для круглого сечения;
– для вала со шпонкой;
– для вала с прямобочными шлицами.
4.1.2. Проведём расчет характеристик сопротивления усталости при многоцикловом нагружении.
Величины пределов выносливости в опасных сечениях определяются в соответствии с ГОСТ 25.504–82:
;
,
где
медианные значения пределов выносливости материала, определённые на лабораторных образцах;
коэффициент, учитывающий снижение механических свойств с ростом размеров заготовок.
для
мм;
для
мм;
коэффициент снижения предела выносливости,
;
,
коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и при кручении ;
коэффициенты влияния абсолютных размеров поперечного сечения. С достаточной для инженерных расчётов точностью можно принять
;
;
коэффициенты влияния качества обработки поверхности.
при
мкм;
при
мкм;
;
предел прочности;
шероховатость поверхности:
мкм – грубое точение;
мкм – тонкое точение;
мкм – шлифование;
коэффициент влияния технологических методов поверхностного упрочнения. При отсутствии термообработки
.
4.1.3. Определение среднего ресурса детали в циклах.
; ,
,
где- ΝG –абсцисса точки перелома кривой усталости (базовое число циклов),
средний ресурс детали в циклах при действии только нормальных или только касательных напряжений;
величина, характеризующая условия накопления усталостного повреждения. Можно принять
. Для более точного определения воспользуемся выражениями:
при
;
при
.
;
;
показатель наклона кривой выносливости;
;
коэффициент снижения предела выносливости;
базовое число циклов;
![]()
при
;
![]()
при
.
Для сечений валов, нагруженных изгибающими или крутящими моментами, необходимый ресурс детали проводится либо по изгибающим, либо по крутящим моментам.
Для сечений валов, нагруженных изгибающим и крутящим моментами, расчёт проводится раздельно по каждому из факторов, а эквивалент ресурса определяется по выражению
,
где
.
4.1.4. Определение среднего ресурса в часах.
,
где
частота приложения нагрузки к детали, мин – 1. Для вращающихся деталей эта частота вращения вала в об/мин.
Поскольку накопление усталостных повреждений происходит только при условии
, то необходимо исключить те блоки нагружения, напряжения от действия которых меньше
.
При этом
.
4.1.5. Определение функции распределения ресурса.
,
где
среднее квадратическое отклонение значения логарифма долговечности;
коэффициенты вариации предела выносливости и приведённых амплитуд.
(рекомендуется принимать
;
квантиль нормального распределения.
Поскольку функция распределения ресурса в логарифмических координатах изображается прямой линией , то её можно построить по двум точкам:
(50-процентная вероятность) и по
(98-процентная вероятность). Тогда
.
5. Расчёт сечения вала.
Подробно проведём расчёт ресурса для одного сечения.
Пример. Определить ресурс в опасном сечении вала. Вал представляет из себя трубу, на которой приварено кольцо. Опасное сечение содержит концентратор напряжений - сварной шов. В этом сечении действует изгибающий момент
Н×м и крутящий момент
Н×м. Размеры сечения:
мм,
мм.
В качестве концентратора напряжений в реальной конструкции нашего примера имеется сварное соединение. В этом сечении действует изгибающий момент
Н×м и крутящий момент
Н×м.
Считаем, что нагруженность вала подчиняется нормальному закону, поэтому параметры процесса определим по п. 4.1.
Для изгибающего момента:
Н×мм;
;
Н×мм;
Н×мм;
коэффициент вариации;
Н×мм - величина нагрузки первого блока гистограммы;
Н×мм - величина нагрузки второго блока гистограммы;
Н×мм - величина нагрузки третьего блока гистограммы.
Определим нормальные напряжения при действии гистограммы нагрузок.
Момент сопротивления для тонкостенной трубы
мм3 ,
где
мм – наружный диаметр трубы;
мм – внутренний диаметр трубы;
мм - толщина стенки трубы.
Тогда нормальные напряжения:
МПа;
МПа;
МПа.
Исходя из рекомендаций для сварных конструкций элементов сельскохозяйственных машин, предел выносливости детали будет находится в пределах
МПа.
Поскольку накопление усталостных повреждений происходит только при
(
МПа), то, сравнивая это значение с напряжениями, действующими в этом сечении, можно сделать вывод: накопления усталостных повреждений в этом сечении не будет, и поэтому ресурс бесконечен.
Для крутящего момента
Н×мм;
;
Н×мм;
Н×мм;
коэффициент вариации;
Н×мм - величина нагрузки первого блока гистограммы;
Н×мм - величина нагрузки второго блока гистограммы;
Н×мм - величина нагрузки третьего блока гистограммы.
Определим касательные напряжения при действии гистограммы нагрузок:
мм3 – момент сопротивления при кручении.
Тогда касательные напряжения
МПа;
МПа;
МПа.
Определим предел выносливости материала детали
МПа;
;
;
МПа;
МПа,
следовательно, накопления усталостных напряжений не будет, и ресурс бесконечен.
Определим средний ресурс детали в циклах при действии только нормальных и касательных напряжений
.
;
;
;
.
Определим эквивалент ресурса детали циклах:
;
.
Определим средний ресурс в часах:
;
ч.
Определим функцию распределения ресурса
![]()
;
Тогда
часов.
Для построения графика функции ресурса для 98% удобнее принять, что
, т.е.
.
6. Расчёт функции долговечности несущих конструкций.
Уровень напряжённого состояния в элементах несущих конструкций определяется по одной из программных
реализаций на ЭВМ, которые используют метод конечного элемента. При раздельном получении напряжений, нормальных и касательных, расчёт функции
долговечности необходимо вести по
. Методика расчёта не отличается от приведённой выше, расчёт функции долговечности необходимо вести по
.
Для сечений конструкций, не имеющих концентраторов в виде сварных швов, рекомендуется предел выносливости определяется по выражению
,
где
табличная величина предела выносливости;
ориентировочное значение коэффициента
концентрации;
ориентировочное значение коэффициента запаса прочности.
Для сварных конструкций необходимо
назначать по результатам проведенных испытаний. Так, например, на основании проведённых многолетних испытаний ДГТУ рекомендуется для штампосварных конструкций несущих элементов сельскохозяйственных машин назначать предел выносливости детали
МПа.
ч. Построим график функции ресурса при вероятности неразрушения 98% (см. пример на рис.9.36 и 9.37).
Экспериментально-расчетный прогноз уровня физической надеж-ности наиболее эффективен на стадиях
изготовления опытных образцов машины.Исследованиям подвергается не только готовая конструкция,но и ее
образец, в который закладывается технология производства с ее дефектами изготовления и сборки,свойственными для данного производства, то есть отражается культура производства. Общая схема проведения прогноза
представлена на рис. 9.21.Как видно из рисунка, прогноз реализован расчетными методами, но данные для
расчетов получены экспериментальным путем. База экспериментальныхисследований содержит данные
эксплуатационной нагруженности деталей (силовые факторы, напряженно-деформируемое состояние),
полученные, как правило, электротензометрированием , и характеристики предельных состояний деталей
(sТ; s-1q; и др.).Положительным моментом такого прогноза является его относительно высокая точность
оценок – погрешность по долговечности, как правило, не превышает 15…20%, отрицательным моментом –
необходимость изготовления экспериментального образца машины, что отражается на сроках ввода в серийное
производство машины и стоимости проведения такого рода прогноза.

На основе оценки загруженности машины по режимам эксплуатации с помощью информационно-измерительных
систем (ИИС) проводят исследования эксплуатационной нагруженности машины в целом и отдельных ее
деталей во всех типичных режимах работы.Эксплуатационная нагруженность характеризуется совокупностью статистических показателей процессов, происходящих в машине, ее системах, агрегатах сборочных единицах и деталях в условиях рядовой эксплуатации и
типичных перегрузках во всех природно-климатических зонах, для которых машина предназначена [30, 39].
где ti – суммарное время эксплуатации машины в i-м режиме.
9.9.2. Эксплуатационное нагружение машины и деталей
Эксплуатационные нагрузки вызывают в деталях случайные напряжения. Спектральные плотности случайных
процессов, характеризующих
напряженно-деформированное состояние (НДС) конструкции, являются не только комплексной характеристикой самой системы и действующих
нагрузок, но и исходной информацией для прогнозирования
долговечности. При записях процессов, характеризующих эксплуатационную нагруженность машины,
фиксируются внешние воздействия.
Оценка выносливости базируется на корректированной линейной гипотезе суммирования усталостных
повреждений Серенсена-Когаева [11, 33].При исследовании выносливости конструкций, изготовленных и
сталей малой и средней прочности (sb < 1300 МПа) без воздействий агрессивной среды и при нормальной
температуре, медианные кривые усталости (соответствующие P = 50% неразрушения) имеют горизонтальные
участки, соответствующиенеограниченным пределам выносливости:

где
– среднее значение амплитуд напряжений; m – показатель угла наклона левой ветви кривой
усталости; N – число циклов амплитуд;
– медианное значение предела выносливости натурной
детали; NG – абсцисса точки переломакривой усталости.Поскольку нагруженность представляется
в виде гистограммы , то медианная долговечность для этого ступенчатого распределения амплитуд
напряжений определяется по выражению
, при sai > s-1g,
где аР – расчетная сумма относительных долговечностей;
– случайные и средние значения
амплитуды напряжений i -й степени;рi – относительное число повторений амплитуды.
Расчетная сумма относительных долговечностей
.
Корректировочная функция
,
где
; r – порядковый номер амплитуды, при которой
и
.
Медианная долговечность для непрерывного распределения амплитуд напряжений
.

Рис.9.22. Обобщённая гистограмма и теоретический закон распределения эквивалентных
амплитуд напряжений (несущая система Дон-1500)
Значения параметров кривых усталости и их коэффициента вариации определяются экспериментально или
расчетом.Двумерное распределение амплитуд напряжений sа и средних (статических) значений
sm может быть сведено к одномерному распределениюэквивалентных амплтуд
sэкв= sа + yssm ,
где ys – коэффициент чувствительности материала к асимметрии нагружений, для малоуглеродистых
сталей ys » 0,2.В качестве примера на рис. 9.22 показан вид гистограммы и теоретического закона
распределения эквивалентных амплитуд напряжений в несущейконструкции мобильного энергетического модуля.
Средний ресурс в часах работы
,
где nэф – эффективная частота амплитуд повреждающих напряжений (определяется как частота
появления эквивалентных амплитуд напряжений
), Гц.
Функция распределения ресурса может в быть определена в предположении, что подчиняется нормально-логарифмическому закону (см.п.9.7.5.)
Для создания конкурентоспособных и надежных машин необходимо проводить всестороннюю оценку деталей, сборочных единиц и машины в целом как на стадии изготовления опытных образцов, так и на стадии серийного изготовления [25, 39].
Испытания классифицируются по следующим признакам:
· по целям: 1) производственные: предварительные; приемочные; периодические; 2) исследовательские испытания: аттестационные; граничные;
· по срокам проведения: ускоренные; неускоренные;
· по методу проведения: разрушающие; неразрушающие;
· по этапам: на этапе производства; эксплуатационные.
Контрольные испытания проводятся для контроля качества продукции.
Предварительные испытания опытных образцов или опытных партий проводятся заводом–изготовителем для решения вопроса о возможности предъявления продукции на государственные, межведомственные или ведомственные испытания.
Приёмочные испытания опытных образцов или опытных партий проводятся для решения вопроса о целесообразности производства и передачи их в эксплуатацию (государственный сектор). Обычно эти испытания проводятся комиссией, назначаемой заказчиком.
Периодические испытания – это контрольные испытания готовой продукции, проводимые периодически в объемах и сроки, установленной нормативно-технической документацией (НТД).
Особое место в общей оценке машин занимают испытания на надежность, которые подразделяются: определительные (надежность опытных образцов); контрольные (надежность серийных образцов); ресурсные; ускоренные.
Для проведения испытаний разрабатываются программы, которые могут содержать многоцелевую направленность и включать вопросы как производственного характера, так и научного.
Предусматриваются следующие основные планы проведения наблюдений:
план [N, U, N] – под наблюдение поставлено N изделий, наблюдения ведутся до отказа всех изделий или до предельного состояния, отказывающие детали не заменяются новыми;
план [N, U, T] – под наблюдение поставлено N изделий, наблюдения ведутся до установленной наработки, отказавшие детали не заменяются новыми;
план [N, U, r] – под наблюдение поставлено N изделий, наблюдения ведутся до отказа r изделий или их предельных состояний, отказавшие детали не заменяются новыми;
план [N, R, T] – под наблюдение поставлено N изделий, наблюдения ведутся до установленной наработки T, отказавшие детали заменяются новыми или ремонтируются;
план [N, R, r] – под наблюдение поставлено N изделий, наблюдения ведутся до отказа r изделий или их предельных состояний, отказавшие отдельные детали заменяются новыми или ремонтируются.
План испытаний выбирается головной организацией в зависимости от вида изделия, условий эксплуатации и технической необходимости.
При проведении испытаний на надежность проверяются количественные показатели надежности и сравниваются с теми, которые были приняты на стадии проектирования. Выявляются характерные отказы элементов и узлов, возникающие в машине, и устанавливаются причины их возникновения. По характерным отказам выявляются наиболее слабые места в машине и разрабатываются мероприятия по их устранению.
Сельхозмашины работают в абразивной среде [37], поэтому основным критерием их работоспособности является износостойкость. Ударные нагрузки от твердых включений в почве делают необходимым встраивание в рабочие органы машин предохранительных муфт или использование передач, обладающих предохраняющей способностью от перегрузок (например, ременных). Ресурс тракторов нормируют не в километрах пробега, как автомобилей, а в часах, что, в частности, связано с сезонностью их работы и хранением под открытым небом, при котором потеря работоспособности из-за коррозии пропорциональна времени. Коррозионное поражение незащищенных поверхностей стальных деталей в атмосферных условия достигает при хранении на открытой площадке 0,44 мм/год против 0,03 мм/год при хранении в закрытом помещении. Для тракторов и зерноуборочных комбайнов сложилась практика нормирования и оценки ресурса агрегатов по 80%-ному гамма-ресурсу. Его обычно назначают кратным времени работы машины в течение нескольких сезонов.
Нагруженность рам сельскохозяйственных машин в значительной степени определяется вертикальными динамическими нагрузками от неровностей дороги и полей. При движении по улучшенным дорогам преобладают симметричные изгибающие нагрузки. При движении по проселочным дорогам и бездорожью преобладают кососимметричные нагрузки, скручивающие раму.
Нагрузки по времени распределены по законам, близким к нормальным. Большие нагрузки характерны для зимней эксплуатации на поле с бороздами (коэффициент динамичности доходит до 2,7).
При расчете трансмиссий тракторов на выносливость за расчетный момент берут меньший из двух: 1) развиваемый двигателем в номинальном режиме работы с учетом передаточного числа передачи; 2) реализуемый при заданном сцепном весе трактора, причем коэффициент сцепления с грунтом для гусеничных тракторов принимают 1,0, а для колесных – 0,7.
Время эксплуатации зубчатых пар коробки перемены передач при ресурсе трансмиссии 8000 ч принимают: для рабочих передач – от 1500 до 3000 ч, для понижающих передач – от 200 до 1000 ч. Агрегаты, расположенные за коробкой передач, рассчитывают на переменный режим работы с временем работы на рабочих передачах 5000…6000 ч и на транспортных и понижающих передачах – 1000…2000 ч. Агрегаты вала отбора мощности рассчитывают на ресурс 8000 ч при передаче полной мощности.
При работе колесного трактора класса 15 кН (при скорости движения 7,5…13 км/ч) замерены следующие колебания тяговой нагрузки: на пахоте стерни – 2500…3000 Н с частотой колебаний 5,8…11,2 Гц ; на пахоте целины — 2600…4000 Н при частоте колебаний 7,3…13 Гц. Пахота отличается наибольшими амплитудами и частотами колебаний нагрузки.
Распределение отказов по узлам для гусеничного трактора характеризовалось следующими цифрами, %: отказы двигателя (поломка шатунов, коленчатого вала, обрыв клапанов, повышенный износ гильз цилиндров и поршней, задир шатунных вкладышей и поршней и т.д.) – 47, ходовая система – 19, электрооборудование – 11, гидросистема – 5, увеличитель крутящего момента – 5, коробка передач – 4, тормозная система – 4, задний мост – 3, остальные узлы – 2. Для зерноуборочного комбайна, %: привод режущего аппарата жатвенной части – 16, цепные передачи молотилки – 14, гидросистема – 7, двигатель – 7, коробки передач – 4, остальные узлы – 52. Значительный процент отказов приходился на долю резинотехнических изделий (шланги высокого давления, резиновые чехлы, уплотняющие манжеты).
Повышение ресурса достигается путем совершенствования конструкций, улучшения уплотнений, введения более тонкой очистки масла, повышения качества материалов и технологических процессов.
Анализ и концепция проблемы механики сплошной среды по МКЭ всегда сводится к так называемому «шаг за шагом» (Step by step process), который имеет огромное практическое значение для использования ЭВМ в целях эффективного расчета. В этом процессе, который можно представить как простой алгоритм, выделяют следующие шесть важнейших шагов [9, 22]:
· дискретизацию сплошной среды;
· выбор интерполяционных функций;
· вычисление характеристик элементов;
· формирование уравнений для сетки конечных элементов;
· решение системы уравнений;
· расчет нужных воздействий.
Особенно важны первые три из шести шагов. Способ дискретизации, выбор вида элементов из общего числа элементов зависит как от природы решаемой проблемы, так и от необходимой точности требуемого решения. Наряду с числом и видом элементов важен и выбор узлов, основных неизвестных в них и интерполяционных функций. С помощью последних определяют поле переменных каждого элемента. От их выбора непосредственно зависит точность аппроксимации. Переменные в элементе могут быть скалярной, векторной или тензорной величиной.
Характеристики отдельных элементов определяются независимо от сетки элементов как единого целого. Так, например, в напряженно-деформационном анализе конструкций основные зависимости между статическими и деформированными величинами устанавливаются для каждого элемента, матрица жесткости формируется автономно для отдельных элементов, а потом на их базе — матрица для всей системы в целом. Поскольку геометрия элементов достаточно проста, то практически это означает, что комплексная проблема разбивается на несколько простых. Характеристики элементов, матрицы жесткости, векторы нагружения и другое вычисляют чаще всего с помощью вариационных принципов на основе принятой геометрии элементов и соответствующих интерполяционных функций. Эти расчеты в основном производятся с применением способа численной интеграции.
|
|
Последние три шага, имеющие большое значение для практических расчетов, приспосабливают к автоматическому режиму ЭВМ. В этой области ведутся исследования, поиск более экономичных решений с меньшим расходом счетного времени ЭВМ. Это прежде всего относится к действиям, связанным с решением больших систем алгебраических уравнений, особенно в области нелинейного анализа, который сводится к решению ряда линейных систем алгебраических уравнений.
Практически расчет характеристик некоторого устройства в процессе проектирования проходит стадию представления задачи уравнениями в частных производных и включает в себя три этапа:
· описание геометрии, физических характеристик, генерацию сети конечных элементов;
· расчет с помощью метода конечных элементов;
· визуализацию и интерпретацию результатов моделирования.
Эти три этапа хорошо разделены и в действительности соответствуют на уровне программного обеспечения трем функциям, выполненным отдельными модулями:
· модулем ввода данных;
· модулем вычислений;
· модулем вывода результатов.
Модуль ввода предназначен для ввода и подготовки всей информации, необходимой для решения задачи методом конечных элементов. Следует сообщить данные о дискретизации области и представить ее физические характеристики. Модуль ввода должен также осуществлять следующие три функции:
· описание геометрии объекта;
· генерацию сети конечных элементов;
· указание областей и границ.
Генерация сети в области заключается в формировании совокупности узлов и совокупности конечных элементов, обеспечивающих приемлемую дискретизацию области. Такая дискретизация должна соответствовать границам области и внутренним границам между различными ее участками. Кроме того, конечные элементы не должны иметь форму, слишком отличающуюся от симметричных форм стандартных элементов (равносторонних треугольников или тетраэдров, квадратов или кубов).
Узлы определяются их координатами, тогда как элементы характеризуются их типом и перечнем их узлов.
Операция указания областей и границ позволяет уточнить физическое поведение:
· описание физических характеристик материалов (например, модуль упругости, проводимость, теплопроводность);
· описание источников (например, источники тепла, нагрузок);
· описание граничных условий (закрепление конструкций);
· описание начальных условий для времяпеременных задач (состояние системы перед приложением импульса нагрузки).
Обычно эта информация вводится последовательно участок за участком, граница за границей. Связи между участками области и узлами позволяют отразить эту информацию в виде дискретизации области.
Модуль вычислений решает одиночное уравнение для вариационной постановки или систему линейных уравнений для проекционной постановки.
Этот модуль получает на входе описание сети, физические характеристики и граничные условия. На выходе он выдает значения искомых величин в каждом узле сети.
Для решения систем уравнений используются два семейства методов: методы точечные или блочные, действующие путем релаксаций, и глобальные матричные методы.
Решение линейных систем осуществляется несколькими возможными способами:
· прямыми методами (Гаусса, Холецкого);
· полупрямыми методами;
· итерационными блочными методами (Гаусса ,Зейделя).
Модуль ввода позволяет описать задачу, которая затем решается модулем вычислений. Однако полученное решение не может непосредственно использоваться по следующим причинам:
· значения переменных в узлах конечноэлементной сети не всегда имеют четкий физический смысл;
· масса необработанной численной информации, получаемой при вычислении, слишком велика для восприятия пользователем.
Модуль вывода играет двойную роль:
· извлекает значащую информацию. Эта информация может быть связана с локальными величинами или глобальными величинами;
· представляет численную информацию в графической форме для облегчения ее восприятия и интерпретации.
Программа САПР, базирующаяся на методе конечных элементов, должна включать в той или иной степени разнообразные функции, которые объединены в три модуля.
В программном обеспечении систем автоматизированного проектирования функции ввода и вывода особенно развиты, так как они сокращают время получения данных и оценки результатов в ходе моделирования.
В структуру модуля ввода данных входят устройства подготовки и ввода данных:
· клавиатура и контроль на экране;
· сканер;
· сколка (работа с чертежами на специальном планшете для автоматизированного ввода топологии моделей).
Модуль вычислений реализуется с помощью процессора ЭВМ, обладающего достаточным быстродействием и объемом оперативной памяти, соответствующей порядку систем уравнений, решаемых в процессе выполнения задачи. Порядок систем при решении задач прочности конструкции может достигать 104…105, вследствие чего реализация модуля вычислений требует весьма значительных ресурсов оперативной памяти и памяти на внешних носителях для размещения временных наборов данных, формируемых процессором. В настоящее время для решения этих задач используются процессоры персональных ЭВМ класса Pentium.
Модуль вывода реализуется в виде кодированной печати результатов (принтер), графического вывода на графопостроитель, плоттер и визуальный вывод на экран как графической, так и текстовой информации.
В настоящее время существует ряд пакетов прикладных программ, в которых сопряжены метод конечных элементов и некоторые методы САПР.
Общими их разделами являются документы ввода, библиотеки конечных элементов и документы вывода. Один из самых важных документов — это ввод модели, так как создание модели не программируется. Изыскание оптимальной модели является предметом научного поиска (рис.9.23).

Рис.9.23. Конечно-элементная модель несущей конструкции
зерноуборочного комбайна Д08.010
Вычислительные комплексы, содержащие пакет прикладных программ расчета динамики и прочности механических систем обеспечивают расчет напряжений и деформаций в пространственных конструкциях и деталях, представляемых в виде систем, состоящих из стержней, пластин, объемных элементов, элементов, рассматриваемых как твердое тело, гибких нитей и различных связей при статическом и динамическом характере приложения внешних нагрузок.
Комплексы обеспечивают решение следующих задач:
· расчет деформационных перемещений в конструкциях;
· расчет усилий и напряжений в стержнях, пластинах, оболочках и объемных элементах (при этом обеспечивается расчет как компонент, так и эквивалентных напряжений) и коэффициентов запаса по напряжениям;
· просмотр и вывод на печать отредактированных исходных данных и результатов счета;
· графическое изображение расчетных схем конструкции;
· автоматизированное определение геометрических характе-ристик сечений;
· визуальный контроль данных и диагностику ошибок формирования набора данных;
· создание архива решаемых задач и проведение операций с архивными файлами.
Работа организована в режиме диалога пользователь - ПЭВМ.
Комплексы представляют собой совокупность автономных программ, объединенных единой внутренней формой данных, предназначенной для обмена информацией между программами.
Обмен данными осуществляется через внешние запоминающие устройства (накопители на магнитных дисках) с использованием специальной внутренней формы данных.
АПМ WinStructure 3D представляет собой универсальную систему для расчета рамных, пластинчатых, оболочечных, а также смешанных конструкций конечных элементов.
С помощью программы Вы можете рассчитать произвольную трехмерную конструкцию, состоящую из стержней произвольного поперечного сечения, пластин и оболочек при произвольном нагружении и закреплении. При этом соединение элементов в узлах может быть как жестким, так и шарнирным.
В результате выполненных системой АПМ WinStructure 3D расчетов Вы можете получить следующую информацию:
· нагрузки на концах элементов конструкции;
· карту напряжений по длине стержней и по поверхности пластин и оболочек конструкции;
· перемещения произвольной точки;
· карту распределения напряжений в произвольном сечении стержня;
· для отдельного стержня конструкции - эпюры изгибающих и крутящих моментов, поперечных и осевых сил и т.д.
Расчет с помощью МКЭ в форме метода перемещений включает в себя следующие этапы:
· разбиение конструкций на конечные элементы и подготовку топологической, геометрической и физической информации; установление факторов взаимодействия с окружающей средой;
· построение для выделенных конечных элементов соответствующих матриц (жесткости, масс, теплопроводности и др.) и векторов, определяющих зависимости между реакциями, перемещениями в узлах элемента;
· формирование разрешающей системы линейных алгебраических или дифференциально-алгебраических уравнений;
· решение полученной системы уравнений и установление полей перемещений, внутренних силовых факторов , температуры и т.д.;
· обработку результирующей информации и ее анализ.
Перечисленные этапы поддаются четкой универсальной алгоритмизации, и их программная реализация не вызывает принципиальных затруднений при наличии библиотеки стандартных подпрограмм.
Основные этапы расчета напряженно-деформированного состояния конструкции:
·
|
|
|
|
|
|
реальная конструкция представляется в виде идеализированной системы, состоящей из конечных элементов. Вид конечного элемента (прямоугольный стержень, тонкая пластина, шестигранный объемный элемент и т.д.) выбирается из библиотеки конечных элементов, применяемых для данных расчетов программного комплекса (рис. 9.24);
· для описания всей системы принимается глобальная система координат. Местоположение каждого узла конечно-элементной модели (КЭМ) фиксируется тремя координатами: X, Y, Z.;
· определяются типы опор (кинематические граничные условия). Необходимо задать кинематические граничные условия (заранее известные перемещения) таким образом, чтобы исключить возможность перемещения КЭМ рассматриваемой конструкции как твердого тела во всех направлениях;

Рис.9.24. Конечные элементы модуля АПМ WinStructure 3D
· нумерация узлов начинается с единицы. Ее порядок определяется только удобствами пользователя;

Рис. 9.25. Напряженное состояние конструкции
· геометрические характеристики самих конечных элементов задаются в локальной (местной) системе координат U, V, W, начало которой для каждого конечного элемента расположено в одном из его узлов;
· результатом расчета является напряженное (рис.9.25) и деформированное (рис.9.26) состояние конструкции, представленное в графическом виде или в виде таблиц.

Рис.9.26. Картина деформированного состояния конструкции
При проектировании пространственных несущих конструкций очень часто приходится решать задачи нахождения оптимальной конфигурации этих конструкций. Выполнение такого плана расчетов необходимо разбить на несколько этапов:
- составить конечно-элементную модель несущей конструкции, которая представляет собой оболочку, обтягивающую рабочее пространство машины;
- методом удаления отдельных пластин с наименьшим напряжением получить оптимальную конфигурацию несущей системы;
- заменить пластинчатую модель стержневой, оставляя генеральные направления максимальных напряжений;
- провести расчеты стержневой модели;
- по выявленным максимальным напряжениям в стержнях провести расчеты на долговечность конструкции.
Произвести расчет напряжений в несущей конструкции обоечной машины при нагружении статическими и динамическими нагрузками.*
А. Задание идентификатора задачи . В этой записи указывается наименование машины:
Запись 1 Длина 30 Тип 0 Имя: Обоечная машина
Обоечная машина ОМВР-1800
Первоначальный вариант конструкции
Оптимизация/Статика/Динамика
Б. Ввод координат узловых точек .
Выбираем правую декартову систему координат с началом, лежащим на оси симметрии конструкции, при этом ось Z направлена вверх (совпадает с главной осью конструкции), оси X и Y лежат в плоскости верхнего пояса рабочей камеры. С помощью сервисных средств программного комплекса применяем дублирование поворота и шага при построении исходной модели.
…
Запись 2 Длина 2080 Тип 132 Имя: Узловые точки
Координаты узлов:
Номер Координаты, мм
узла X Y Z
1 .0000000 267.0000 .0000000
2 .0000000 300.0000 .0000000
3 .0000000 320.0000 .0000000
4 .0000000 320.0000 -22.00000
…
В. Ввод характеристик материала .
Запись 3 Длина 8 Тип 800 Имя: Материал-1
Данные о механических свойствах материала:
Плотность , кг/м3 = 0.780E+04
Модуль упругости, МПа = 0.210E+06
Коэффициент Пуассона = 0.300
Модуль сдвига, МПа = 0.800E+05
Г. Ввод индексов КЭ (конечных элементов).
Запись 5 Длина 5 Тип 399 Имя: Поворот сечен.
Угол поворота сечения стержня, град: 180.
…
Запись 6 Длина 92 Тип 401 Имя: Стойка ++
Индексы стержней Длины жестких вставок, мм
Номер Номера узлов
эл-та I J LI LJ
1* 273 274 .000 .000
2* 274 275 .000 .000
3* 275 276 .000 .000
4* 276 277 .000 .000
5* 277 278 .000 .000
…
Запись 15 Длина 389 Тип 504 Имя: Верхн. лист
Толщина элементов, мм = 5.00
Индексы четырехугольников:
Номер Номера узлов
КЭ
1* 469 470 477 476
2* 470 471 478 477
3* 471 472 479 478
4* 472 473 480 479
5* 473 474 481 480
…
Д. Ввод данных о граничных условиях модели.
…
Запись 18 Длина 16 Тип 50 Имя: Закрепление
Данные о кинематических граничных условиях
Номер Величина и вид Координатная
узла перемещения ось
289 7-шарнирное закрепление —
306 7-шарнирное закрепление —
323 7-шарнирное закрепление —
340 7-шарнирное закрепление —
…
Е. Ввод данных о нагрузках . …
Запись 17 Длина 148 Тип 40 Имя: Сосредоточенные нагрузки
Данные о сосредоточенных узловых усилиях
Номер Величина и вид Координатная
узла усилия ось
17 -31.0 3-усилие ,Н OZ
34 -31.0 3-усилие ,Н OZ
51 -31.0 3-усилие ,Н OZ
68 -31.0 3-усилие ,Н OZ
85 -31.0 3-усилие ,Н OZ
…
На рис. 9.27 представлена КЭ модель обоечной машины.

Получив и проанализировав результаты расчета построенной модели, приступаем к оптимизации несущей конструкции путем подбора толщин стенок и поперечных сечений модели. Представленная исходная КЭ модель несущей рамы обоечной машины (см. рис.9.27) весит 57,8 кг, после начальной стадии оптимизации вес снизился до 47,7 кг.
Одним из независимых направлений поиска оптимальной конструкции может быть направление, связанное с вычленением зон наименьших напряжений в некоторой оболочке, обтянутой вокруг рабочей зоны, в которой совершается технологический процесс, характерный для данной машины. Для нахождения зон локализации напряжений в несущей системе и создается вспомогательная оболочка в виде поверхности, разбитой на сегменты, которые впоследствии и будут постепенно исключаться до полной оптимизации системы. Вспомогательная поверхность на стадии проектирования дает нам возможность определить места установки несущих элементов (стержни, пластины и т.д.). Оптимизации конструкции по массе можно добиться только при условии, когда несущие элементы системы воспринимают напряжения растяжения‑сжатия, что и обуславливает минимальное поперечное сечение этих элементов при данном нагружении. Обеспечение условия благоприятного нагружения для каждого несущего элемента конструкции приводит к минимальной металлоемкости всей рассматриваемой системы что является основным критерием для проектировщика при создании машины.
Проектирование оптимальной несущей конструкции начинается с рассмотрения всех существующих объектов, которые будут непосредственно воздействовать на систему. Под объектами в данном случае подразумеваются рабочие органы машины, ее приводные элементы, системы подачи и вывода обрабатываемого продукта. Выявляем все точки опор, креплений как отдельных объектов системы, так и всей несущей конструкции в целом. Очень важно определить габариты зон, обслуживающих совокупность объектов рассматриваемой системы: зона рабочих элементов, зона подключения систем питания и отвода продукции, зоны обслуживания и ремонта.
После построения совокупности объектов системы производится соединение опорных точек кратчайшими отрезками, которые и будут являться образующими сложной поверхности, обтягивающей элементы проектируемой машины.
К конечно-элементной модели прикладываются статические и псевдодинамические экстремальные нагрузки, характеризующие эксплуатационный режим проектируемой машины. Анализ этих возможных вариантов нагружения позволяет выбрать краевые условия.
Согласно краевым условиям нагружения на любом пакете, реализующем метод конечных элементов, необходимо получить картину напряженно-деформированного состояния вспомогательной оболочки, которая и является исходным материалом для поиска наилучшей конфигурации несущей системы. Исключая зоны с наименьшими деформациями, тем самым производим стягивание поверхности оболочки до пространственного контура с заданной градацией уровня напряжения. Дальнейшая работа конструктора заключается в замене вспомогательной оболочки с вырезанными окнами на стержневую или пластинчато-стержневую конструкцию.
Предложенный подход позволяет за короткий промежуток времени провести сравнительный анализ проектируемой конструкции и с наименьшими затратами найти оптимальный вариант построения объемной несущей системы на ранней стадии жизненного цикла машины.
Поэтому, проведя первый этап оптимизации, переходим к нахождению оптимальной ориентации несущих стержней с помощью вспомогательных поверхностей, «обтягивающих» рабочие органы, рис. 9.28, 9.29.

Рис. 9.28. Вспомогательные поверхности
несущей конструкции машины

Рис.9.29. Напряженное состояние несущей вспомогательной поверхности
С помощью анализа распространения полей напряжений по вспомогательной поверхности устанавливаем несущие стержни в зонах максимального напряжения (рис. 9.30).

Рис.9.30. Расположение несущих элементов
После установки стержней в местах сосредоточения полей и просчета нескольких вариантов получаем окончательный вес конструкции – 24,0 кг. Сравнивая начальную конструкцию несущей рамы и оптимизированную, получаем уменьшение массы в среднем на 58%, рис.9.31.

Рис.9.31. Оптимальная конструкция несущей рамы
обоечной машины ОМВР-1800
После проведения оптимизации получаем два варианта конструкции, которые отличаются не только по массе, но и по трудоемкости изготовления. Поэтому необходимо сравнить этот показатель в предположении того, что сварка конструкции будет производиться ручной электродуговой сваркой. Расчет проводим по следующей формуле:
,
где t — удельная трудоемкость сварки 1 пог. м швов различного вида разного сечения; l - длина швов различного сечения.
Исходный вариант:
нормочаса.
Оптимизированный вариант:
нормочасов.
Трудоемкость изготовления оптимизированной конструкции не намного отличается от исходной, что почти не скажется на последующей стоимости всей конструкции с точки зрения затраченной трудоемкости на сварку.
На этапах проектирования машины, которые предусматривают изготовление опытного образца или опытной партии машин, производят прогнозирование ресурса на базе предварительных экспериментальных исследований. Экспериментально-расчетный метод прогнозирования ресурса является более точным, чем чисто расчетный, потому что он основан на экспериментальных методах об эксплуатационной нагруженности исследуемых конструкций, их потенциальных свойствах и учитывает прототип технологии производства.
Экспериментально-расчетный метод прогнозирования ресурса связан с решением двух основных задач:
- создание модели напряженного состояния несущей конструкции на базе экспериментальных данных;
- прогнозирование ресурса несущей конструкции по полученной модели напряженного состояния.
Исчерпание ресурса силовых конструкций связано главным образом с накоплением необратимых повреждений усталостного характера. Прогнозирование повреждений усталостного характера базируется на статистических моделях напряженного состояния несущих конструкций. Основой для создания статических моделей напряженного состояния конструкций являются натурные эксперименты с образцами машины или их физическими моделями.
Для расчета ресурса конструкции по условию накопления усталостного повреждения при воздействии переменных напряжений случайной величины необходимо располагать эмпирическим (гистограмма) или теоретическим (закон) распределением амплитуд напряжений, эквивалентных по своему действию реальному процессу. С этой целью исходный процесс изменения напряжений во времени схематизируется. Наиболее точным считается схематизация по методу «полных циклов».
Алгоритм схематизации процессов изменения напряжений по методу «полных циклов» реализован в пакете прикладных программ под названием SPD7 (разработан на кафедре ОКМ ДГТУ). В программе существует банк данных амплитуд после натурных испытаний различных машин и механизмов.
Расчет среднего ресурса производится по условию начала образования усталостной трещины длиной 0,2…0,5 мм при многоцикловом нагружении N = 50000 циклов. Расчет ресурса базируется на линейной гипотезе суммирования усталостных повреждений. Исследования С.В. Серенса и В.П. Когаева показали, что следует корректировать сумму относи-тельных долговечностей с учетом вероятности появления больших амплитуд напряжений. Практика показала что расчет ресурса по корректированной линейной гипотезе суммирования повреждений Серенса-Когаева более точно прогнозирует реальный ресурс.
Тогда средний ресурс для эмпирического распределения амплитуд напряжений
,
где ap - расчетная сумма относительных долговечностей;
- медианное значение предела выносливости натурной детали на множестве всех планок металла данной марки и возможных отклонений размеров и технологий изготовления в пределах допусков; NG - абсцисса точки перелома кривой усталости (базовое число циклов); m - показатель угла наклона левой ветви кривой усталости;
- среднее значение амплитуды напряжений i –й ступени гистограммы; ti - относительное число повторений амплитуды
.
Значения ap берут по рекомендациям ВИСХОМа. Для силовых конструкций можно принять ap » 0,1–0,2.
Расчет функции распределения ресурса для всех деталей парка машин производится на основании предположения, что ее форма представляет собой логарифмически нормальный закон.
Тогда функция распределения ресурса
,
где ТР - ресурс, соответствующий вероятности разрушения р;uР - квантиль нормального распределения; dlgT - среднее квадратическое отклонение логарифма ресурса.
Средний ресурс в часах определяется:
,
где n - эффективная частота повреждающих амплитуд напряжений, Гц; n - число повреждающих амплитуд напряжений; t - время записи при натурном измерении, с.
,
где
- коэффициент вариации предела выносливости,
= 0,08…0,15;
- коэффициент вариации максимальных амплитуд напряжений,
= 0,08…0,15.
Программа SPD7 ведет расчет по приведённым формулам.
Из опыта проведения испытаний несущих конструкций подобного типа для несущей рамы обоечной машины ограничимся частотами l = 0,001…5 Гц.
Форму и зависимость возникновения нагрузок берем из банка данных случайных процессов по результатам испытаний сельскохозяйственной техники (рис.9.32).
В соответствии с принятой l=5 Гц произведем фильтрацию случайного процесса (рис.9.33) и построим его гистограмму (рис.9.34). Методом полных циклов схематизируем процесс (рис.9.35) и произведем расчет ресурса конструкции для 98%-ной вероятности безотказной работы (рис.9.36).

Рис.9.32. Случайный процесс из банка данных
для стационарных машин

Рис.9.33. Случайный процесс после
фильтрации шумов

Рис. 9.34. Гистограмма и статистические
характеристики случайного процесса

Рис.9.35. Гистограмма амплитуд реализации
напряжений по методу полных циклов

Рис.9.36. Расчет ресурса по эмпирическому
распределению амплитуд напряжений
Функция распределения ресурса построена как прямая линия в вероятностно-логарифмических координатах, проходящих через две точки значения ресурса Т50 и Т98 (рис.9.37).

Рис.9.37. Функция распределения ресурса в несущей раме при пределе выносливости 56 МПа
* Расчет несущей конструкции обоечной машины ОМВР-1800 выполнен студентом КП-5-26 М.М. Черкашиным в 1997 г.