ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВАЛОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭВМ
(алгоритмы и комментарии пользователю машинными программами
для расчета валов)

Разработка схемы нагружения вала


Схему нагружения вала разрабатывают в системе прямоугольных координат. Она дает представление о точках приложения, величине и направлении сил и моментов, действующих на детали, передающие движение между валами (муфты, шкивы, звездочки, зубчатые колеса и т.д.). Схему разрабатывают на компоновке привода, что позволяет учесть взаимодействие и взаимное расположение всех элементов привода, передающих мощ­ность от двигателя до рабочего органа машины и оценить возможность уменьшения нагрузок на валы и опоры. Пример разработки схем нагружения валов редуктора приведен на рис. 3.
Рекомендуемая последовательность разработки схем нагружения валов.

  • На компоновке редуктора задают направление вращения валов кинематической схемы привода, или принимают в зависимости от направления движения рабочего органа. Моменты T1, T2, T3,

  • Обозначают характерные сечения вала и точки приложения сил и моментов к элементам насаженным на вал. Точки 1,2,3,4.

  • Каждый вал рассматривают как объект системы, находящийся в равновесии под действием движущего (+Т , задающего валу направление вращения) и уравновешивающего (–Т , создающего сопротивление вращению) моментов, равных по величине и противоположных по направлению.


  • Рис. 2. Компоновка цилиндрического двухступенчатого редуктора.


    Рис. 3. Расчетные схемы валов

    Под действием этих моментов вал подвергается деформации кру­чения.
    На схеме моменты задают в виде сосредоточенного момента Тi (Т1) или момента силы Fti·di/2 , приложенных к оси вращения вала (здесь Fti - окружная сила в передаче; di/2 - плечо при­ложения силы). Для приводимого на рис. 2 примера компоновки:
    Вал I: Т1= Ft1·d1/2
    Вал 2: Ft2·d2/2 = Ft3·d3/2
    Вал 3: Ft4·d4/2 = Т3
  • Расставляют радиальные (направленные по радиусу колес к оси вала) и осевые (параллельно оси вала) силы.
  • Окружные силы Fti . а также силы и изгибающие моменты, действующие в плоскости принадлежащей оси вращения вала, уравно­вешиваются реакциями опор вала. Это радиальные - Fri и осевые - Fxi силы зубчатых и червячных, а также силы, действующие на валы - Fвi в ременных и цепных передачах. На схемах для ве­дущего и ведомого элементов передач эти силы изображают равными по величина и противоположными по направлению.
    При обозначении на схемах силы и моменты каждого вала ре­комендуется выделять графически (цветом, толщиной или типом линий).
    Примеры составления схем нагружения для фрагментов компо-новки приводов приведены на рис, 14 … 18 в приложении раздела 12.
    Для составления расчетной схемы вала необходимо силы и мо­менты, действующие на элементы передач, привести к валу.

    ЦДО ДГТУ © 2011