ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВАЛОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭВМ
(алгоритмы и комментарии пользователю машинными программами
для расчета валов)

Примеры алгоритмов расчета валов на статическую прочность


Исходными данными являются силы, действующие в зацеплении – Ft, Fr, Fx, крутящие моменты – Т, расстояние между опорами (подшипниками) – ℓ, их координаты относительно левого конца вала. Исходные данные получены в результате расчета передач и из компоновки редуктора.

Расчет входного вала редуктора с прямозубой цилиндрической передачей и шкивом. (рис. 14)

Дано: Ft2, Fr2, Т3, ℓ, b – расстояние от правой опоры до центра муфты, x1– координата расположения зубчатого колеса относительно левой опоры.
Обозначения: левая опора – Л, правая опора – П.
 Определяем опорные реакции, Н.
От силы Ft2 в вертикальной плоскости.
 Составляем сумму моментов, действующих в вертикальной плоскости относительно левой опоры.

От действия окружной силы Ft2.

Составляем сумму моментов, действующих в горизонтальной плоскости относительно левой опоры.

От действия радиальных сил Fr2.

Реакции опор – суммарные

Изгибающие моменты в опасном сечении под зубчатым колесом;

Вертикальная плоскость от силы Ft2.
Mи (Ft2) = R · Х1,

Горизонтальная плоскость от сил Fr1 и Fr2.
Mи(Fr1) = Fr1 · b
Mи(Fr2) = Rrл · Х1.

Суммарный изгибающий момент в наиболее нагруженном сечении – под зубчатым колесом

Приведенный момент


Материал для изготовления валов:
Сталь 20, НВ≥200; σв = 500; σт= 260; σ-1= 136; τ-1 = 70; Ψ1=0; Ψ2=0

Диаметры вала в опасных сечениях:

Диаметр конца вала под шкив – d2
(мм), ввиду наличия шпоночного паза увеличивается на 10% и округляется в большую сторону по ГОСТ6636 - 69
Диаметр вала под подшипник – d1
(мм), полученное значение округляем в большую сторону по посадочному диаметру подшипника – d
Диаметр вала под зубчатое колесо – d
(мм), ввиду наличия шпоночного паза увеличивается на 10% и округляется в большую сторону до ближайшего стандартного размера согласно ГОСТ 6636-69 "Нормальные линейные размеры".


Рис. 14 (оригинал)

Расчет входного (выходного) вала редуктора с косозубой цилиндрической передачей. (рис.15)

Дано: Ft1, Fr1, Т1, ℓ, а – расстояние от центра муфты до правой опоры, x1– координата расположения зубчатого колеса относительно левой опоры.
Обозначения: левая опора – Л, правая опора – П.
Определяем опорные реакции, Н.
От силы Ft1 в вертикальной плоскости.
Составляем сумму моментов, действующих в вертикальной плоскости относительно левой опоры.
От действия окружной силы Ft1.

От действия радиальной силы Fr1 в горизонтальной плоскости.

От действия осевой силы Fх1 в горизонтальной плоскости.

Реакции опор – суммарные

Изгибающие моменты в опасном сечении под зубчатым колесом;
Вертикальная плоскость (от силы Ft1)
Mи (Ft1) = R · Х1,
Горизонтальная плоскость – суммируем изгибающие моменты (от сил Fr1 и Fx1).
Слева от сечения
Mиг Л = (Rrл – Rхл)·Х1
Справа от сечения
Mиг П = (Rrп + Rхп)·(ℓ - Х1).

Суммарный изгибающий момент в наиболее нагруженном сечении – под зубчатым колесом, рассчитываем с учетом наибольших изгибающих моментов в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

Приведенный момент


Материал для изготовления валов:
Сталь 20, НВ≥200; σв=500; σт=260; σ-1=136; τ-1=70.

Диаметры вала в опасных сечениях:

Диаметр конца вала под муфту – d

(мм), ввиду наличия шпоночного паза увеличивается на 10% и округляется в большую сторону по посадочному диаметру муфты.
Диаметр вала под зубчатое колесо – d1

ввиду наличия шпоночного паза увеличивается на 10% и округляется в большую сторону до ближайшего стандартного размера согласно ГОСТ 6636-69 "Нормальные линейные размеры"


Рис. 15 (оригинал)

Расчет ведущего вала с коническим прямозубым колесом на консоли (Рис.16).

Исходные данные: T1; Нагрузка от зубчатого колеса: Ft1; Fr1; Fx1. Нагрузка от муфты Т1.

Определение опорных реакций в горизонтальной плоскости.
От действия осевой силы Fx1.
МиFx =Fx·0,5·dm1

От действия радиальной силы Fr1

Определение опорных реакций в вертикальной плоскости.
От действия окружной силы Ft1.

Реакции опор – суммарные.

Изгибающий момент в опасном сечении (на правой опоре)

Суммарный изгибающий момент в наиболее нагруженном сечении - 3, справа

Приведенный момент

Материал для изготовления валов:
Сталь 20, НВ≥200; σв=500; σт=260; σ-1=136; τ-1=70; Диаметры вала в опасных сечениях


Рис. 16 (оригинал)

Расчет промежуточного вала редуктора (Рис.17).

Исходные данные:
Передача цилиндрическая прямозубая: T2 ; Ft2; Fr2.
Передача цилиндрическая косозубая: -T2 ; Ft1; Fr1; FХ1
Из компоновки редуктора, расстояние между опорами L ;
Координата прямозубого колеса относительно левой опоры – Х1
Координата косозубого колеса относительно левой опоры – Х2

Определение опорных реакций в вертикальной плоскости.
От действия окружных сил Ft1 и Ft2.

От действия радиальных сил Fr1 и Fr2.
Составляем сумму моментов относительно левой опоры в горизонтальной плоскости.

От действия осевой силы Fx1 в горизонтальной плоскости.
Составляем сумму моментов относительно левой и правой опор.

Суммарные реакции опор (радиальные нагрузки на подшипники)

Изгибающие моменты в сечении 2 (слева от сечения);
Mи(Ft) = R × Х2;
Mи(Fr) = R × Х2;
Mи(Fx) = R × Х2.

Изгибающие моменты в сечении 3 (справа от сечения);
Mи(Ft) = Rtп × (ℓ – Х1);
Mи(Fr) = Rrп × (ℓ – Х1);
Mи(Fx) = Rxп × (ℓ – Х1).

Суммарный изгибающий момент в сечении - 2, слева

Суммарный изгибающий момент в сечении - 3, справа

Приведенный момент в сечении - 2

Приведенный момент в сечении - 3

Диаметры вала в опасных сечениях
Материал для изготовления валов:
Сталь 45 НВ≥200; σв=560; σт=280; σ-1=250; τ-1=150; Ψ1=0; Ψ2=0

где -

– допускаемое напряжение изгиба;
klσ= 2 – ориентировочное значение коэффициента концентрации
S = 2…2,5 – ориентировочное значение коэффициента запаса прочности.
Принимаем S = 1,7

Учитывая ослабление вала шпонками и наличие стандартных размеров подшипников,
принимаем d1=40 мм; d2=42 мм; d3=45 мм; d4=40 мм.

Рис. 17 (оригинал)

Рис. 18 (оригинал)

Расчет валов червячного редуктора проводится по методике расчета вала с цилиндрическим косозубым колесом, расположенным симметрично относительно опор. (Рис. 18)

ЦДО ДГТУ © 2011