ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВАЛОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭВМ
(алгоритмы и комментарии пользователю машинными программами
для расчета валов)

Расчет допусков и назначение посадок


Посадки на валах выбирают в зависимости от назначения и условий работы узлов (сборочных единиц), их точности, вида сборки. При этом необходимо учитывать и возможность достижения точности при различных методах обработки валов.

В первую очередь должны применяться предпочтительные посадки в системе отверстия (таблица 12).


Таблица 12. Предпочтительные посадки в системе отверстия.

Посадки с зазором, используемые при конструировании валов и применяемые в подшипниках скольжения

Посадки типа - "ходовые"» характеризуются умеренным гарантированным зазором; достаточным для обеспечения свободного враще­ния в подшипниках скольжения при консистентной и жидкой смазке, легких и средних режимах работы (умеренные нагрузки и скорости - до 150 рад/с ), небольших температурных деформациях;

Посадки - "легкоходовые", характеризуются значительным гарантированным зазором, обеспечивающим свободное вращательное движение при повышенных ре­жимах работы (значительные нагрузки, высокие скорости вращения - свыше 150 рад/с) или при осложненных условиях монтажа (разнесенные опоры, многоопорные валы).

Посадки с натягом - "легкопрессовые" и –"прессовые" ( Н7/рб, H7/r6, Н7/sб ) используют в соедине­ниях без крепежных деталей при небольших и средних нагрузках (посадка на шпонке зубчатых колес редукторов, муфт и др.). Посадки данной группы применяются и в соединениях, воспринимающих тяжелые нагрузки, но с дополнительным креплением.

Переходные посадки используются при конструировании валов для подшипников качения. В проектируемых редукторах внутреннее кольцо подшипника вращается относительно радиальной нагрузки R, подвергаясь циркуляционному нагружению; наружное кольцо - непод­вижно относительно радиальной нагрузи и подвергается местному нагружению. Соединение вращающихся относительно радиальной нагруз­ки внутренних колец подшипника с валом осуществляется с «натягом» исключающим проворачивание и обкатывание кольцом сопряженной ступени вала. Посадки наружных колец подшипника выбирают более свобод­ными, допускающими наличие небольшого зазора: периодическое прово­рачивание наружного кольца полезно, т.к. при этом изменяется поло­жение его зоны нагружения.

Для наиболее распространенного в общем машиностроении случая применения подшипников класса точности – О рекомендуются следующие поля допусков вала для внутреннего кольца подшипника при циркуля­ционном нагружении: для шариковых - js6, k6; для роликовых – k6, m6. Поле допуска отверстия для наружного кольца шариковых и роликовых подшипников при местном нагружении - Н7.

Изложенные выше рекомендации по выбору посадок и литератур­ные источники, рассматривающие методику расчета допусков и назна­чения посадок, сведены для удобства использования в таблицу 13.


Таблица 13. Рекомендации по выбору посадок и расчету допусков

Расчет допусков и назначение посадок рассмотрим на примере расчета и выбора посадок с натягом

Расчет проводится для сопряжений, включающих зубчатые колеса на валах привода с дополнительным креплением шпонкой, втулок под­шипников скольжения в гнездах и др., по методике изложенной в ис­точнике /9/ при наличии следующих эксплуатационных параметров:
Т - крутящего момента на валу, Н.м;
Fx - продольной осевой силы, стремящейся сдвинуть деталь, H;
dH.C и L – соответствен­но номинального диаметра и длины сопряжения в м.

Посадка с натягом должна обеспечивать прочность соединения: при минимальном натяге под действием внешних нагрузок должна со­храниться относительная неподвижность сопрягаемых деталей, а при максимальном натяге при запрессовке не должно быть пластических деформаций в материале деталей. Исходя из этих условий, рассчиты­вают предельно допустимый натяг, по которому выбирают стандартную посадку.

Расчеты выполняются в следующем порядке:

  1. По заданной величине крутящего момента Т и размерам сопряжения dH.C и L определяется минимальное удельное дав­ление [pmin] (Н/м2d) на контактных поверхностях соединения  
    где,
    f - коэффициент трения, установившийся в процессе распрессовки или проворачивания, зависит от материала сопрягаемых деталей. Его можно принять - f = 0,08 для стали по стали или по чугуну.
  2. Определяется необходимая величина наименьшего расчетного натяга.
    где,
    • E1 и E2 - модули упругости материала, охватываемой и ох­ватывающей деталей в Н/м2,
    • для стали и сталь­ного литья Е = 2·1011 Н/м2;
    • для чугунного литья Е = 10·1011 Н/м2 ;
    • для бронзы оловянистой Е = 0,84·1011 Н/м2.
    С1 и С2 - коэффициенты Ляме, для охватываемой и охватывающей деталей, в свою очередь, определяемые по фор­мулам:

    здесь
    μ1, μ2 - коэффициенты Пуассона, соответственно для охватываемой и охватывающей деталей,
    для стали и стального литья μ= 0,3;
    для чугунного литья μ= 0,25;
    для оловянистой бронзы μ= 0,35.
    d1 - внутренний диаметр охватываемой детали, для сплошного вала d1 = 0;
    d2 - наружный диаметр охватывающей детали,
    если d2 >> dн.с, то d2→ ∞, dн.с/ d2→∞, и С2 = 1 + μ2
  3. Рассчитывается величина минимально допустимого натяга
    [Nmin] = Nmin + γш + γп
    где γш - поправка, учитывающая ослабление посадочного натяга при срезе и смятии микронеровностей при запрессовке деталей
    γш ≈ 5(RαD + Rαd)
    здесь RαD, Rαd - высоты микронеровностей охватывающей и охваты­ваемой деталей (берутся в зависимости от класса шероховатости).
    RaD = Rad = 0,8...2,5 мкм (для 7 и 6 классов);
    γп - добавка, компенсирующая уменьшение натяга при повторных запрессовках,
    γп = 10...15 мкм
  4. Рассчитывается максимальное допустимое удельное давление [Pmax] при котором отсутствует пластическая деформация на кон­тактных поверхностях деталей. В качестве [Pmax] принимается наименьшее из значений наибольшего удельного давления для охва­тываемой p1 и охватывающей p2 деталей:
    где, σт1 и σт2 - пределы текучести материалов охватываемой и охватывающей деталей, Н/м2.
  5. Исходя из условия прочности деталей соединения при сбор­ке, определяется величина наибольшего расчетного натяга
  6. Максимально допустимый натяг в соединении определяется с учетом поправок на смятие и срез микронеровноствй γш и уве­личения удельного давления у торцов охватывающей детали γуд
    (при d1/dн.с=0 и l/dн.с≈1 γуд=0,95)
  7. Для выбора посадки необходимо выполнение следующих условий прочности соединения:
    Nmin > [Nmin], Nmax ≤ [Nmax]
    где, Nmin и Nmax – предельные натяги стандартной посадки.
    Рекомендуемый ряд предпочтительных посадок с гарантированным натягом указан в таблицах 12,13.
  8. Выполняется чертеж узла и деталировка вала с обозначением точности сопрягаемых деталей.

ЦДО ДГТУ © 2011