|
Расчет допусков и назначение посадок
Посадки на валах выбирают в зависимости от назначения и условий работы узлов (сборочных единиц), их точности, вида сборки. При этом необходимо учитывать и возможность достижения точности при различных методах обработки валов.
В первую очередь должны применяться предпочтительные посадки в системе отверстия (таблица 12).
Таблица 12. Предпочтительные посадки в системе отверстия.
Посадки с зазором, используемые при конструировании валов и применяемые в подшипниках скольжения
Посадки типа - "ходовые"» характеризуются умеренным гарантированным зазором; достаточным для обеспечения свободного вращения в подшипниках скольжения при консистентной и жидкой смазке, легких и средних режимах работы (умеренные нагрузки и скорости - до 150 рад/с ), небольших температурных деформациях;
Посадки - "легкоходовые", характеризуются значительным гарантированным зазором, обеспечивающим свободное вращательное движение при повышенных режимах работы (значительные нагрузки, высокие скорости вращения - свыше 150 рад/с) или при осложненных условиях монтажа (разнесенные опоры, многоопорные валы).
Посадки с натягом - "легкопрессовые" и –"прессовые" ( Н7/рб, H7/r6, Н7/sб ) используют в соединениях без крепежных деталей при небольших и средних нагрузках (посадка на шпонке зубчатых колес редукторов, муфт и др.). Посадки данной группы применяются и в соединениях, воспринимающих тяжелые нагрузки, но с дополнительным креплением.
Переходные посадки используются при конструировании валов для подшипников качения. В проектируемых редукторах внутреннее кольцо подшипника вращается относительно радиальной нагрузки R, подвергаясь циркуляционному нагружению; наружное кольцо - неподвижно относительно радиальной нагрузи и подвергается местному нагружению. Соединение вращающихся относительно радиальной нагрузки внутренних колец подшипника с валом осуществляется с «натягом» исключающим проворачивание и обкатывание кольцом сопряженной ступени вала. Посадки наружных колец подшипника выбирают более свободными, допускающими наличие небольшого зазора: периодическое проворачивание наружного кольца полезно, т.к. при этом изменяется положение его зоны нагружения.
Для наиболее распространенного в общем машиностроении случая применения подшипников класса точности – О рекомендуются следующие поля допусков вала для внутреннего кольца подшипника при циркуляционном нагружении: для шариковых - js6, k6; для роликовых – k6, m6. Поле допуска отверстия для наружного кольца шариковых и роликовых подшипников при местном нагружении - Н7.
Изложенные выше рекомендации по выбору посадок и литературные источники, рассматривающие методику расчета допусков и назначения посадок, сведены для удобства использования в таблицу 13.
Таблица 13. Рекомендации по выбору посадок и расчету допусков
Расчет допусков и назначение посадок рассмотрим на примере расчета и выбора посадок с натягом
Расчет проводится для сопряжений, включающих зубчатые колеса на валах привода с дополнительным креплением шпонкой, втулок подшипников скольжения в гнездах и др., по методике изложенной в источнике /9/ при наличии следующих эксплуатационных параметров:
Т - крутящего момента на валу, Н.м;
Fx - продольной осевой силы, стремящейся сдвинуть деталь, H;
dH.C и L – соответственно номинального диаметра и длины сопряжения в м.
Посадка с натягом должна обеспечивать прочность соединения: при минимальном натяге под действием внешних нагрузок должна сохраниться относительная неподвижность сопрягаемых деталей, а при максимальном натяге при запрессовке не должно быть пластических деформаций в материале деталей. Исходя из этих условий, рассчитывают предельно допустимый натяг, по которому выбирают стандартную посадку.
Расчеты выполняются в следующем порядке:
- По заданной величине крутящего момента Т и размерам сопряжения dH.C и L определяется минимальное удельное давление [pmin] (Н/м2d) на контактных поверхностях соединения
где, f - коэффициент трения, установившийся в процессе распрессовки или проворачивания, зависит от материала сопрягаемых деталей. Его можно принять - f = 0,08 для стали по стали или по чугуну.
- Определяется необходимая величина наименьшего расчетного натяга.
где,
- E1 и E2 - модули упругости материала, охватываемой и охватывающей деталей в Н/м2,
- для стали и стального литья Е = 2·1011 Н/м2;
- для чугунного литья Е = 10·1011 Н/м2 ;
- для бронзы оловянистой Е = 0,84·1011 Н/м2.
С1 и С2 - коэффициенты Ляме, для охватываемой и охватывающей деталей, в свою очередь, определяемые по формулам:
здесь
μ1, μ2 - коэффициенты Пуассона, соответственно для охватываемой и охватывающей деталей,
для стали и стального литья μ= 0,3;
для чугунного литья μ= 0,25;
для оловянистой бронзы μ= 0,35.
d1 - внутренний диаметр охватываемой детали, для сплошного вала d1 = 0;
d2 - наружный диаметр охватывающей детали,
если d2 >> dн.с, то d2→ ∞, dн.с/ d2→∞, и С2 = 1 + μ2
- Рассчитывается величина минимально допустимого натяга
[Nmin] = Nmin + γш + γп
где γш - поправка, учитывающая ослабление посадочного натяга при срезе и смятии микронеровностей при запрессовке деталей
γш ≈ 5(RαD + Rαd)
здесь RαD, Rαd - высоты микронеровностей охватывающей и охватываемой деталей (берутся в зависимости от класса шероховатости).
RaD = Rad = 0,8...2,5 мкм (для 7 и 6 классов);
γп - добавка, компенсирующая уменьшение натяга при повторных запрессовках,
γп = 10...15 мкм
- Рассчитывается максимальное допустимое удельное давление [Pmax] при котором отсутствует пластическая деформация на контактных поверхностях деталей. В качестве [Pmax] принимается наименьшее из значений наибольшего удельного давления для охватываемой p1 и охватывающей p2 деталей:
где, σт1 и σт2 - пределы текучести материалов охватываемой и охватывающей деталей, Н/м2.
- Исходя из условия прочности деталей соединения при сборке, определяется величина наибольшего расчетного натяга
- Максимально допустимый натяг в соединении определяется с учетом поправок на смятие и срез микронеровноствй γш и увеличения удельного давления у торцов охватывающей детали γуд
(при d1/dн.с=0 и l/dн.с≈1 γуд=0,95)
- Для выбора посадки необходимо выполнение следующих условий прочности соединения:
Nmin > [Nmin], Nmax ≤ [Nmax]
где, Nmin и Nmax – предельные натяги стандартной посадки.
Рекомендуемый ряд предпочтительных посадок с гарантированным натягом указан в таблицах 12,13.
- Выполняется чертеж узла и деталировка вала с обозначением точности сопрягаемых деталей.
|