ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВАЛОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭВМ
(алгоритмы и комментарии пользователю машинными программами
для расчета валов)

Проектирование валов с применением ЭВМ


Валы - особой конфигурации стержни, предназначенные для пе­редачи по кинематической цепи крутящих моментов и обеспечения за­данной точности взаимного положения деталей передач.
Ввиду действия на валы изгибающих и крутящих моментов, их рассчитывают на изгиб, кручение и жесткость. Влияние растягиваю-щих и сжимающих сил обычно не учитывают.
Форму поверхности вала разрабатывают путем ряда последова­тельных операций конструирования и расчетов на основе теоретиче­ского профиля, полученного прочностным расчетом, или профиля ва­ла - прототипа.
Целью проектирования вала является получение прочной, жест­кой и технологичной детали.
Под технологичностью детали понимают совокупность элементов формы и признаков качества поверхностей, обеспечивающих детали за­данную долговечность, экономичное и производительное изготовление сборку и ремонт.
Последовательность и содержание этапов проектирования вала отражены блок-схемой, приведенной на рис. 4.
1. Разработка конструктивной схемы вала В соответствии с п. 2 блок- схемы, проектирование вала начина­ется с разработки его конструктивной схемы. Это часть процесса компоновки редуктора или другого устройства, содержащего валы, на­правлена на оптимизацию схемы и габаритных размеров конструкции.
Конструктивная схема позволяет сформировать конструкцию вала по следующим параметрам: длине; количеству, взаимному расположе­нию и координатам посадочных поверхностей; намечаемой конструкции опор и жесткости вала.
Возможные варианты конструктивных схем валов, применяемых в редукторах и открытых передачах приведены на рис. 1. По условиям эксплуатации валы могут быть быстроходные - Б (входные), промежуточные - П, тихоходные - Т (выходные), работающие при легких, средних и тя­желых нагрузках.
По расположению деталей передач и муфт относительно опор, распределению нагрузок по длине вала и типовой технологии изготов­ления конструктивные схемы и соответствующие им конструкции валов можно разделить на пять типов:
  • Вал, в котором элементы, передающие крутящий момент, рас­положены консольно относительно опор (рис. 1,а),


  • Рис. 1. Конструктивные схемы залов в приводах конвейеров.

  • Вал 2, вал однопоточной передачи, отличающийся от типа 1
  • тем, что один из элементов передач расположен между опорами (рис, 1, а, б, в, г).
  • Вал 3, двухпоточной передачи, два элемента которой
  • рас­положены между опорами (рис. 1. в, д, е).
  • Промежуточный вал 4, однопоточного многоступенчатого
  • ре­дуктора с элементами передач, расположенными между опорами (рис. 1, а, б).
  • Промежуточный вал 5, многопоточного редуктора с элемен-­ тами передач между опорами (рис. 1, в).

  • Конструктивные схемы и соответствующие им конструкции ва­лов по типам приведены на рис, 14,15,16,17,18.
    Валы с совпадающими конструктивными схемами при изготов­лении могут иметь конструктивные отличия.
    Так шестерни быстроходных валов - Б имеют меньшее число зубьев, чем у колес тихоходных валов - Т, поэтому их зачастую из­готовляют заодно с валами (рис. 12).
    Валы Т (рис. 1,а, б) отличаются расстояниями между опорами и положением колес относительно опор, В редукторе на рис. 1,а ко­лесо расположено несимметрично относительно опор, а в редукторе на рис, 1, б симметрично и вал более жесткий,
    Несмотря на некоторые конструктивные отличия для каждой из представленных конструктивных схем, существует обобщенная конст­рукция вала, содержащая наиболее общий минимально необхо-димый набор элементов формы, отличающий его от других типов.
    Внося не­которые дополнения в эту конструкцию, можно получать проектируемую. Тип вала, принятый при конструировании за основу, в дальнейшем будем называть прототипом.
    При разработке конструкции вала, его форму строят путем секционирования и последующей сборки унифицированных и стандарт­ных секций.
    Секционирование заключается в разделении прототипа или предварительно полученного контура вала на участки - секции, сход­ные по функциональному назначению и форме поверхности, например: поверхности под подшипники, муфты, зубчатые колеса, втулки, бур­тики, канавки и т.д.
    Последующая их группировка по типоразмерам позволяет соз­дать типовые - унифицированные элементы формы, пригодные для конструирования детали.
    В практике конструирования валов наиболее часто используе­мые элементы формы стандартизированы. К ним относятся: проточки, канавки, галтели, фаски, концы валов под муфты, диаметры поверх­ностей под подшипники, профили шпоночных и зубчатых соединений, крепежные конструкции, стандартные линейные размеры, шероховато­сти поверхностей и т.д.
    В случае совпадения формы вала с известным, т.е. прототи­пом, для конструирования целесообразно применять метод изменения линейных размеров секций.
    Рассмотренная выше классификация валов с учетом условий ра­боты, сборки, жесткости и типовой технологии изготовления позво­ляет выработать объективные предпосылки для выбора типа заготов­ки и материала вала, а также использовать типовые алгоритмы их расчета, изложенные в приложении 12.

    ЦДО ДГТУ © 2011