КОНИЧЕСКИЕ
ЗУБЧАТЫЕ ПЕРЕДАЧИ
Конструктивные особенности, геометрия,
силы в зацеплении, расчет на выносливость.
Иванов
М.Н. «Детали машин» 1984г. §8.8 с. 129 -135.
Гузенков
П.Г. «Детали машин» 1986г. §12.2 с. 164,196-198.
Иосилевич Г.Б. «Детали машин» 1988г. §14.4,14.7
с. 173.
I. Общие сведения и
характеристика
Конические
зубчатые колеса применяет в передачах между валами оси которых пересекаются под
некоторым углом Σ. / рис.1 /. Конические зубчатые передачи
выполняются коническими зубчатыми колесами.
Рис.1
В подавляющем большинстве случаев Σ = 90е.
Другие углы применяются редко, т.к. усложняется технология изготовления
корпусов, в которые устанавливаются валы передачи со своими подшипниками.
Следует подчеркнуть, что произвольный выбор угла Σ не приводит к усложнению или удорожанию
изготовления самих зубчатых колес.
На рис.1 показаны основные кинематические параметры
конической зубчатой передачи.
δ1 и δ2 - Углы делительных конусов шестерни и колеса
Σ = δ1 +
δ2
Передаточное число
конической зубчатой передачи при любом угле Σ.
определяется:
U
=
При угле Σ =
90° передаточное число может быть
определено помимо указанных зависимостей как
U = tg δ2
= ctg δ1
2. Виды конических зубчатых передач.
Существует более десяти разновидностей
конических зубчатых передач, из которых наиболее распространенными являются три:
- коническая
зубчатая передача с прямыми зубьями,
- коническая
зубчатая передача с тангенциальными зубьями,
-
коническая зубчатая передача с круговыми
зубьями, образованные зубчатыми колесами с соответствующими
разновидностями зубьев.
Прямозубым колесом конической зубчатой
передачи называется коническое зубчатое колесо, теоретическими линиями
зубьев которого на развертке делительного
конуса являются прямые, проходящие через
его вершину / рис.2/
Коническим зубчатым
колесом с тангенциальными зубьями называется коническое зубчатое
колесо, теоретическими линиями зубьев которого на развертке делительного
конуса являются
прямые, касательные к концентрической окружности / Рис. 3./
Коническим зубчатым
колесом с круговыми зубьями называется коническое зубчатое колесо,
теоретическими линиями зубьев которого на развертке делительного конуса
являются дуги окружностей.
Углы
наклона линий зубьев не прямозубых конических колес определяются как показано
на рис. 3 и 4. βm – средний угол
наклона линии зуба на делительном конусе, который измеряется как острый угол
между касательной к поверхности зуба в средней точке и радиусом, проходящим
через эту точку.
Направление зубьев не
прямозубых конических колес определяется, если смотреть со стороны вершин
делительного конуса. На рис. З и 4 показаны колеса с левым направлением зуба.
3. Недостатки конических зубчатых передач по
сравнению с цилиндрическими:
- сложность
изготовления. Кроме допусков на изготовление зубчатых венцов здесь необходимо
выдерживать допуски на углы Σ
, δ1,
δ2,
- затрудненность размещения опор валов. Одно из
колес обычно располагается консольно,
- неравномерность распределения нагрузки по
длине зуба, более высокая концентрация нагрузки из-за консольного расположения
колес,
- наличие осевой составляющей усилия
зацепления, что вызывает нагружение опор осевыми силами.
Некоторые из
отмеченных недостатков приводят к снижению нагрузочной способности конической
передачи по сравнению с эквивалентной цилиндрической передачей. По
экспериментальным данным нагрузочная способность конической прямозубой передачи
не превышает 0,85 от нагрузочной способности эквивалентной цилиндрической
прямозубой передачи.
Стандарты на Зубчатые конические передачи
Термины
определения
|
ГОСТ 1 6530-70
ГОСТ 19325-73
|
Допуски
|
СТ СЭВ 186-75
СТ СЭВ 1167-75
|
Расчеты
|
ГОСТ 19624-73
/ прямозубые /
ГОСТ 19326-73 / с
круговым геометрия зубом /
|
Основные параметры
|
ГОСТ 12289-66
|
Модули
|
СТ
СЭВ 310-76
|
Правила
выполнения чертежей
|
СТ
СЭВ 859-78
|
Исходные
|
СТ
СЭВ 515-77
(прямозубые)
СТ
СЭВ 516-77
(с
круговым зуб)
|
Расчеты на прочность
|
Стандарт
разрабатывается, базируется на ГОСТ 21354-75
|
4. Осевые формы зубьев.
По ГОСТ 19325-73 различают
три осевые формы зубьев конических колес.
I. Пропорционально понижающиеся зубья. Вершины конусов
делительного и впадин совпадают. Высота ножек зубьев пропорциональна конусному
расстоянию. Применяют для колес с прямыми и круговыми зубьями.
2. Понижающиеся зубья
Вершины конусов
делительного и впадин не совпадают.
Применяют для колес с
тангенциальными и круговыми
зубьями /основная форма массового производства/.
3. Равновысокие зубья.
Образующие
конусов делительного,
впадин и вершин параллельны, высота зубьев постоянна по всей длине.
Применяют
только для колес с круговыми зубьями. Не основная форма, применяется при
индивидуальном и мелкосерийном производстве.
4. Основные
геометрические параметры
Рис.7
Индексы
параметров
Конусы: i
– внутренний ; m
– средний; e
– внешний;
a – окружность конуса вершин; f – окружность конуса
впадин.
d – диаметры
делительных окружностей.
ha - высота головки зуба;
hf
– высота ножки зуба.
R – конусные
расстояния.
Параметры зубчатой передачи
mnm – средний модуль в сечении, нормальном к теоретической
линии зуба;
mte – внешний окружной
модуль.
Rm = Re – 0,5 b.
Kbe – коэффициент
ширины зубчатого вена Kbe ≤ 0,3.
mnm = mte (1 – 0,5Kbe).
de = mte٠Z ; hae
= mte; hfe = 1,2mte;
dae = de + 2hae٠Cosδ; dfe = de - 2hfe٠Cosδ.
6. Силы в зацеплении, эквивалентное колесо.
Рис. 8
,
Ft =, Frv = Ft٠tgα,
Fx2 = Fr1 = Frv٠Cosδ1 ; Fx2 = Fr1 = Ft٠tgα ٠Cosδ1
Fx1 = Fr2 = Frv٠Sinδ1 ; Fx1 = Fr2 = Ft٠tgα ٠Sinδ1.
РАСЧЕТЫ
НА ПРОЧНОСТЬ
1. ПОНЯТИЕ ЭКВИВАЛЕНТНОЙ
ПЕРЕДАЧИ И ЭКВИВАЛЕНТНОГО КОЛЕСА
ПАРАМЕТРЫ
ЭКВИВАЛЕНТНОй ПЕРЕДАЧИ.
При расчетах на прочность прямозубых конических передач
используется методика ГОСТ 21354-75 для цилиндрических передач.
Для этого вместо прямозубой конической передачи вводят в рассмотрение
эквивалентную цилиндрическую прямозубую передачу, состоящую из эквивалентных
цилиндрических зубчатых колес (Рис. 8 ), которые имеют в полюсе зацепления
шаги, размеры и форму зубьев, идентичные размерам и форме зубьев колес данной
передачи в сечении их дополнительным конусом через середину зубчатого венца.
Кинематические
и геометрические параметры эквивалентной передача выражаются через аналогичные
параметры данной передачи и затем вводятся в расчетные формулы. Таким образом,
рассчитывается не данная , а эквивалентная передача» но результаты расчетов
переносятся на данную коническую зубчатую передачу.
Определим
параметры эквивалентной передачи / Рис. 6 /:
r v - радиус начальной/
делительной/ окружности эквивалентного колеса,
Z v – число зубьев
эквивалентного колеса,
U v – передаточное число эквивалентной передачи,
a v – межосевое
расстояние эквивалентной передачи,
T v – крутящий момент на валу эквивалентного колеса.
Исходная формула из
теории расчета цилиндрической зубчатой передачи с учетом пониженной несущей
способности конической передачи
σ
нр2 = ZM ٠ZH ٠Zε ٠. (1)
Найдем зависимости
между реальными и эквивалентными параметрами зубчатой передачи.
rv1, rv2 ; Zv; Uv
; av ; Tv1 ; Tv2 .
Определяем радиусы эквивалентных
цилиндрических колес:
rv1 = ,
rv2 = ,
dv2 = 2·rv2
= =, dv2 = .
Число
зубьев колес эквивалентной передачи:
mnm·Z v = ; Z v = .
Передаточное число эквивалентной
прямозубой передачи:
Uv = = =U· = U2 , Uv = U2 .
Межосевое расстояние:
av
= rv1 + rv2 =+=+; av = .
Крутящие моменты эквивалентной передачи:
Tv2 = rv · Ft2
= Ft2 ·=; Tv2 = ; Tv1 = .
Tv2 = = = , Tv2 = T2· .
Tv1· Uv
= Tv2= T2· ; Tv1· U 2 = Tv2=
T1·U·,
Tv1 = T1··
.
b = Re·Kbe
, Rm = Re – 0,5·b = Re(1–
0,5·Kbe).
Полученные
зависимости подставляем в формулу (1) и производим преобразования для придания
расчетной формуле типового вида.
σнр2
= ZM· ZH· Zε·≤ [σHP2],
σнр2
= ZM· ZH·Zε·≤ [σHP2],
σнр2
= ZM· ZH· Zε·≤ [σHP2], b = Re· Kbe
·≤ [σHP2]2, kbe
= 0,3Re
Re =·≤ [σHP2],
Для прямозубых передач
KR == 85.
Re = KR
.
коэффициенты
нагрузки КHα, КHβ, КHv, выбираются по таблицам как для цилиндрических
колес так, будто данная коническая передача изготавливается на степень
точности грубее.
Размерности входящих в формулу величин:
b – ширина венца / мм /
Re – внешнее конусное
расстояние /мм /
Т2 – вращающий момент на
колесе / Нмм /
[σHP] – допускаемые контактные напряжения / МПа/.
3. РАСЧЕТ ПРЯМОЗУБОЙ КОНИЧЕСКОЙ ПЕРЕРЕДАЧИ НА
ВЫНОСЛИВОСТЬ ПРИ ИЗГИБЕ.
Проверочный расчет выполняется по
формулам, сходным с формулами для цилиндрических передач
σFP1 = [σFP1]
Если
вместо нестандартного mnm модуль поместить выражение, включающее стандартный модуль mte
mnm = mte (1 – 0,5Kbe); Tv1 = ; Z v1
= ; Kbe
= 0,3
расчетная
формула примет окончательный вид
σFP1 = [σFP1].
В полученное выражение подставляем:
b = Re·Kbe , .
Получим проектировочную формулу для
определения модуля зубьев открытых конических передач
mte ≥ 2,8 .
Коэффициент формы
зуба Yf
выбирается по таблицам для прямозубых цилиндрических колес по
эквивалентному числу зубьев ZV .
Расчеты проводят для
слабого звена. Проектный расчет носит приближенный характер. Если основным
критерием при расчете является выносливость при изгибе, модуль mte
вычисляют ориентировочно с дальнейшим округлением его значения до ближайшего
большего по ГОСТ 9563-60 или СТСЭВ
310–76. |