Выберете лекцию

 

Введение

   Передачи зацеплением

Зубчатые

Цилиндрические прямозубые

Цилиндрические косозубые

Конические

Червячные

Волновые

Цепные

   Передачи трением

Фрикционные

Ременные

Вариаторы

 

 

КОНИЧЕСКИЕ ЗУБЧАТЫЕ ПЕРЕДАЧИ

Конструктивные особенности, геометрия, силы в зацеплении, расчет на выносливость.

Иванов М.Н. «Детали машин» 1984г. §8.8 с. 129 -135.

Гузенков П.Г. «Детали машин» 1986г. §12.2 с. 164,196-198.

Иосилевич Г.Б. «Детали машин» 1988г. §14.4,14.7 с. 173.

 

I. Общие сведения и характеристика


Конические зубчатые колеса применяет в передачах между валами оси которых пересекаются под некоторым углом  Σ.    / рис.1 /. Конические зубчатые передачи выполняются коническими зубчатыми коле­сами.

Рис.1

В подавляющем большинстве случаев Σ = 90е. Другие углы применяют­ся редко, т.к. усложняется технология изготовления корпусов, в которые устанавливаются валы передачи со своими подшипниками. Следует подчеркнуть, что произвольный выбор угла Σ  не приводит к усложнению или удорожанию изготовления самих зубчатых колес.

На рис.1 показаны основные кинематические параметры конической зубчатой передачи.

 δ1 и δ2  - Углы делительных конусов шестерни и колеса

Σ = δ1 + δ2 

Передаточное число конической зубчатой передачи при любом угле Σ.
определяется:

U =

При угле  Σ = 90°   передаточное число может быть определено помимо указанных зависимостей как

U = tg δ2 = ctg δ1

 


2. Виды конических зубчатых передач.

Существует более десяти разновидностей конических зубчатых передач, из которых наиболее распространенными являются три:

-       коническая зубчатая передача с прямыми зубьями,

-       коническая зубчатая передача с тангенциальными зубьями,

-       коническая зубчатая передача с круговыми зубьями, образованные зубчатыми колесами с соответствующими разновидностями зубьев.

 

 

Прямозубым  колесом конической зубчатой передачи называ­ется коническое зубчатое колесо, тео­ретическими линиями зубьев которого на развертке делительного конуса являются прямые, проходящие через его вершину / рис.2/

 

Коническим зубчатым колесом с тангенциальными зубьями называ­ется коническое зубчатое колесо, теоретическими линиями зубьев которого на развертке делительного

конуса являются прямые, касательные к концентрической окружности / Рис. 3./

 

 

 


Коническим зубчатым колесом с круговыми зубьями называется коническое зубчатое колесо, теоретическими линиями зубьев которого на развертке делительного конуса являются дуги окружностей.

Углы наклона линий зубьев не прямозубых конических колес опреде­ляются как показано на рис. 3 и 4. βm – средний угол наклона линии зуба на делительном конусе, который измеряется как острый угол меж­ду касательной к поверхности зуба в средней точке и радиусом, прохо­дящим через эту точку.

Направление зубьев не прямозубых конических колес определяется, если смотреть со стороны вершин делительного конуса. На рис. З и 4 показаны колеса с левым направлением зуба.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3.   Недостатки конических зубчатых передач по сравнению с цилин­дрическими:

- сложность изготовления. Кроме допусков на изготовление зуб­чатых венцов здесь необходимо выдерживать допуски на углы Σ , δ1, δ2, 

-    затрудненность размещения опор валов. Одно из колес обычно располагается консольно,

-    неравномерность распределения нагрузки по длине зуба, более высокая концентрация нагрузки из-за консольного расположения колес,

-    наличие осевой составляющей усилия зацепления, что вызывает нагружение опор осевыми силами.

Некоторые из отмеченных недостатков приводят к снижению нагрузочной способности конической передачи по сравнению с эквивалентной цилиндрической передачей. По экспериментальным данным нагрузочная способность конической прямозубой передачи не превышает 0,85 от нагрузочной способности эквивалентной цилиндрической прямозубой передачи.

 

Стандарты на Зубчатые конические передачи

Термины

определения

ГОСТ 1 6530-70

ГОСТ 19325-73

Допуски

СТ СЭВ 186-75

СТ СЭВ 1167-75

Расчеты

 

ГОСТ 19624-73

/ прямозубые  /

ГОСТ 19326-73 / с круговым геометрия зубом /

Основные параметры

ГОСТ 12289-66

Модули

СТ СЭВ 310-76

Правила выполнения чертежей

СТ СЭВ 859-78

Исходные

СТ СЭВ 515-77

(прямозубые)

СТ СЭВ 516-77

(с круговым зуб)

Расчеты на прочность

Стандарт разрабатывается, базируется на ГОСТ 21354-75

 

 

4.    Осевые формы зубьев.

 По ГОСТ 19325-73 различают три осевые формы зубьев конических колес.


 

I. Пропорционально понижающиеся зубья. Вершины конусов делительного и впадин совпадают. Высота ножек зубьев пропорциональна конусному расстоянию. Применяют для колес с прямыми и круговыми зубьями.


 

 

 

 

 

 2. Понижающиеся зубья

Вершины конусов делительного и впадин не совпадают.

Применяют для колес с тангенциаль­ными и       круговыми зубьями /основная форма массового производства/.

3.   Равновысокие зубья.
Образующие конусов делительного,
впадин и вершин параллельны, высо­та зубьев постоянна по всей длине.

Применяют только для колес с круговыми зубьями. Не основная форма, применяется при индивидуальном и мелкосерийном производстве.

 

4. Основные геометрические параметры


Рис.7

Индексы параметров

Конусы:       i – внутренний ;     m – средний;       e – внешний;

a – окружность конуса вершин;  f – окружность конуса впадин.

d – диаметры делительных окружностей.

ha - высота головки зуба;    hf – высота ножки зуба.

R – конусные расстояния.

 

Параметры зубчатой передачи

mnm – средний модуль в сечении, нормальном к теоретической

линии зуба;

mte – внешний окружной модуль.

Rm = Re – 0,5 b.


Kbe – коэффициент ширины   зубчатого вена    Kbe ≤ 0,3.

 


mnm = mte (1 – 0,5Kbe).

de = mte٠Z ;    hae = mte;   hfe = 1,2mte;

dae = de + 2hae٠Cosδ;   dfe = de - 2hfe٠Cosδ.

 

6. Силы в зацеплении, эквивалентное колесо.


Рис. 8

*   ,       

Ft =,  Frv = Ft٠tgα,

Fx2 = Fr1 = Frv٠Cosδ1 ; Fx2 = Fr1 = Ft٠tgα ٠Cosδ1

Fx1 = Fr2 = Frv٠Sinδ1 ; Fx1 = Fr2 = Ft٠tgα ٠Sinδ1.

 


РАСЧЕТЫ НА ПРОЧНОСТЬ

1. ПОНЯТИЕ ЭКВИВАЛЕНТНОЙ ПЕРЕДАЧИ И ЭКВИВАЛЕНТНОГО КОЛЕСА

ПАРАМЕТРЫ ЭКВИВАЛЕНТНОй ПЕРЕДАЧИ.

При расчетах на прочность прямозубых конических передач исполь­зуется методика ГОСТ 21354-75 для цилиндрических передач.

Для этого вместо прямозубой конической передачи вводят в рассмот­рение эквивалентную цилиндрическую прямозубую передачу, состоящую из эквивалентных цилиндрических зубчатых колес (Рис. 8 ), которые имеют в полюсе зацепления шаги, размеры и форму зубьев, идентичные размерам и форме зубьев колес дан­ной передачи в сечении их дополнительным конусом через середину зубчатого венца.

Кинематические и геометрические параметры эквивалентной передача выражаются через аналогичные параметры данной передачи и затем вво­дятся в расчетные формулы. Таким образом, рассчитывается не данная , а эквивалентная передача» но результаты расчетов переносятся на дан­ную коническую зубчатую передачу.

Определим параметры эквивалентной передачи / Рис. 6 /:

r v - радиус начальной/ делительной/ окружности эквивалентного колеса,

Z v – число зубьев эквивалентного колеса,

U v  передаточное число эквивалентной передачи,

a v – межосевое расстояние эквивалентной передачи,

T v – крутящий момент на валу эквивалентного колеса.

 

Исходная формула из теории расчета цилиндрической зубчатой передачи с учетом пониженной несущей способности конической передачи

σ нр2 = ZM ٠ZH ٠Zε ٠.  (1)

Найдем зависимости между реальными и эквивалентными параметрами зубчатой передачи.

rv1,   rv2 ;  Zv;   Uv ;  av ;   Tv1 ;   Tv2 .

Определяем радиусы эквивалентных цилиндрических колес:

 

rv1 =    ,       rv2 =  , 

 dv2 = 2·rv2 = =,    dv2 =  .

 

 

Число зубьев колес эквивалентной передачи:

mnm·Z v = ;     Z v =    .

 

Передаточное число эквивалентной прямозубой передачи:

 

  Uv = = =U· = U2 ,     Uv = U2   .

Межосевое расстояние:

 


av = rv1 + rv2 =+=+;     av =    .

 

Крутящие моменты эквивалентной передачи:

 

 Tv2 = rv · Ft2 = Ft2 ·=;      Tv2 =  ;      Tv1 =    . 

 

 Tv2 = = = ,         Tv2 = T2· .

 Tv1· Uv = Tv2= T2· ;  Tv1· U 2 = Tv2= T1·U·, 

 


Tv1 = T1··  .

 

b = Re·Kbe ,  Rm = Re – 0,5·b = Re(1– 0,5·Kbe).

 

Полученные зависимости подставляем в формулу (1) и производим преобразования для придания расчетной формуле типового вида.

 

σнр2 = ZM· ZH· Zε·≤ [σHP2],

σнр2 = ZM· ZH·Zε·≤ [σHP2],

σнр2 = ZM· ZH· Zε·≤ [σHP2],        b = Re· Kbe

·[σHP2]2,   kbe = 0,3Re

Re =·≤ [σHP2],

Для прямозубых передач    KR == 85.

Re = KR   .

 

коэффициенты нагрузки К, КHβ, КHv, выбираются по таблицам как для ци­линдрических колес так, будто данная коническая передача изготав­ливается на степень точности грубее.

    Размерности входящих в формулу величин:

b – ширина венца    / мм /

Re – внешнее конусное расстояние /мм /

Т2 – вращающий момент на колесе  / Нмм /

HP] – допускаемые контактные напряжения / МПа/.

 

3.  РАСЧЕТ ПРЯМОЗУБОЙ КОНИЧЕСКОЙ ПЕРЕРЕДАЧИ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ ПРИ ИЗГИБЕ.

Проверочный расчет выполняется по формулам, сходным с формулами для цилиндрических передач

σFP1 = FP1]

 Если вместо нестандартного  mnm модуль поместить выражение, включающее стандартный модуль mte

mnm = mte (1 – 0,5Kbe);     Tv1 =  ;     Z v1 = ;       Kbe = 0,3  

расчетная формула примет окончательный вид

 


σFP1 =  FP1].

 

В полученное выражение подставляем:

b = Re·Kbe ,   .

 Получим проектировочную формулу для определения модуля зубьев открытых конических передач

    mte ≥ 2,8   .

 

Коэффициент формы зуба Yf  выбирается по таблицам для прямозубых цилиндрических колес по эквивалентному числу зубьев ZV .

Расчеты проводят для слабого звена. Проектный расчет носит приближенный характер. Если основным критерием при расчете является выносливость при изгибе, модуль mte вычисляют ориентировочно с дальнейшим округлением его значения до ближайшего большего  по ГОСТ 9563-60 или СТСЭВ 310–76.