Выберете лекцию

 

Введение

   Передачи зацеплением

Зубчатые

Цилиндрические прямозубые

Цилиндрические косозубые

Конические

Червячные

Волновые

Цепные

   Передачи трением

Фрикционные

Ременные

Вариаторы

 

 

ЗУБЧАТЫЕ ПЕРЕДАЧИ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Назначение зубчатых передач. Классификация и область применения. Положительные и отрицательные качества.

 

Иванов М.Н. «Детали машин» 1984г. §8.2 с. 101-102.

Гузенков П.Г. «Детали машин» 1986г. §12.1 с. 153-155.

Иосилевич Г.Б. «Детали машин» 1988г. §14.1 с. 159-160.

 

ГОСТ 16530–70.  Зубчатая передача – трехзвенный механизм, в которм два подвижных звена являются зубчатыми колесами, образующими с неподвижным звеном вращательные или поступательные пары.

 

Зубчатые передачи применяются для передачи вращательного движения между двумя валами.

Простейшая зубчатая передача состоит из двух колес с зубьями, по­средством которых они сцепляются между собой (рис. 1, а..м). Враще­ние ведущего зубчатого колеса преобразуется во вращение ведомого ко­леса путем нажатия зубьев первого на зубья второго. Меньшее зубчатое колесо передачи называется шестерней,  большее – колесом.

Классификация

Зубчатые передачи могут преобразовывать вращательное движение между валами с параллельными (рис. 1, а... г), пересекающимися (рис. 1,д...ж) и перекрещивающимися (рис. 1,з,и) геометрическими осями. Угол между геометрическими осями валов конических и винтовых передач может быть в пределах 0...1800, но обычно этот угол равен 90°. В гипоидной передаче угол скрещивания валов принимают равным 90°.

 По форме образующей поверхности для нарезания зубьев различают цилиндрические  (рис. 1,а...г,з),  кониче­ские (рис. 1,д...ж,и), эллиптические, фигурные зубчатые колеса и с не­полным числом зубьев. В курсе «Детали машин» изучают только широ­ко распространенные зубчатые колеса круглой формы, т. е. цилиндриче­ские и конические; остальные зубчатые колеса, встречающиеся очень редко, рассматривают в специальных курсах.

По форме и расположе­нию зубьев относительно образующей поверхности заготовки различают прямые (рис. 12.1,а, б, о), косые (рис. 1,6, е,з, и), шевронные (рис. 1,г), а также круговые (рис. 1, ж) и другие криволинейные зубья.

В зависимости от взаимного расположе­ния валов передачи формы зубчатых колес и формы зубьев передачи бывают: цилиндрическиепрямозубые (рис. 1, а, б), косозубые (рис. 1,6) и шевронные (рис. 1,г); коническиепрямозубые (рис. 1,д),  с тангенциальными зубьями или косозубые (рис. 1, е) и с круговыми зубьями (рис. 1, ж); винтовые (рис. 1,3), состоящие из двух цилиндрических косозубых колес, установленных на перекрещи­вающихся валах; гипоидные или конические винтовые (рис. 1,и), со­стоящие из двух конических косозубых или с криволинейными зубьями колес, которые установлены на перекрещивающихся валах.

В зависимости от взаимного расположения зубчатых колес разли­чают зубчатые передачи с внешним (рис. 1, а) и внутренним зацепле­нием (рис. 1,6). В последней, в отличие от первой зубчатые колеса вращаются в одну сторону.

Разновидностью зубчатой передачи служит реечная передача

(рис. 1, к), преобразующая вращательное движение шестерни в воз­вратно-поступательное движение рейки или наоборот. Рейку рассматри­вают как зубчатое колесо бесконечно большого диаметра.

 

Рис.  1 (На доске изобразить в виде кинематических схем)

 

Зубчатые передачи применяют не только в виде пары зубчатых ко­лес, но и в более сложных сочетаниях, образующих многоступенчатые зубчатые передачи, а также в виде планетарных передач , состоящих из зубчатых колес с перемещающимися геометрическими осями, когда оси   одного   или   нескольких   колес   под­вижны.

По относительному расположению по­верхностей вершин и впадин зубьев колес различают: передачи внешне­го зацепления {образуются при за­цеплении колес с внешними зубьями) и передачи внутреннего зацепле­ния (образуются при зацеплении колес, одно из которых имеет внутренние зубья, а другое — внешние зубья, рис. 1, б).

По профилям зубьев колес передачи подразделяют: на передачи с эвольвентным зацеплением, в котором профили зубьев очерчены эвольвентами окружностей; на передачи с цикло­идальным зацеплением, в кото­ром профили зубьев очерчены по эпи- и гипоциклоидам; на передачи с за­цеплением Новикова, в котором взаимодействуют выпуклый профиль зуба одного колеса и вогнутый профиль зуба другого колеса.

Передачи с эвольвентным зацеплением имеют наиболее широкое применение благодаря тому, что зубья могут быть обработаны инструментом с прямолиней­ной режущей кромкой (поэтому их легче изготовить с высокой точностью), а также нечувствительности к отклонениям меж­осевого расстояния (поэтому не изменя­ется закон движения и передаточное отношение).

В зависимости от назначения зубча­тые передачи могут встраиваться в кон­струкцию машины (встроенные пе­редачи) или выделяться в самостоя­тельный узел (агрегат) и иметь отдель­ный корпус.

По окружной скорости – Vt  – тихоходные (до 3м/с) среднескоростные

 ( 3 – 15 м/с), быстроходные (свыше 15 м/с ).

По конструктивному исполнению пере­дачи могут располагаться вне корпуса и иметь легкое ограждение (открытые передачи) либо работать в корпусе, изолирующем их от внешней среды (за­крытые передачи). Открытые пере­дачи работают без смазывания или при

периодическом смазывании при небольших окружных скоростях (тихоходные, передачи). Закрытыми выполняют обычно передачи, работающие при средних и вы­соких окружных скоростях (быстроход­ные передачи) с обильным смазыванием (из масляной ванны, струей масла и др.).

Различают силовые и несиловые (кинематические) передачи. Силовые передачи используют для передачи мощ­ностей, и их габариты определяются как правило, прочностной надежностью.

Несиловые передачи выполняют в основ­ном кинематические функции и мощно­сти практически не передают. Размеры таких передач определяются конструктив­ными соображениями.

Зубчатые передачи могут понижать или повышать частоту вращения ведомого вала. В понижающей передаче частота вращения ведомого вала (коле­са) меньше, а в повышающей пере­даче больше частоты вращения веду­щего вала (колеса).

Агрегат с понижающей передачей (пе­редачами) называют редуктором, агрегат с повышающей передачей называют муль­типликатором.

 

Точность изготовления и ее влияние на качество передачи.

 Каче­ство передачи связано с ошибками изготовления зубчатых колес и де­талей (корпусов, подшипников и валов), определяющих их взаимное расположение. Деформация деталей под нагрузкой также влияет на качество передачи. Основными ошибками изготовления зубчатых колес являются: ошибка шага и формы профиля зубьев, ошибки в направ­лении зубьев относительно образующей делительного цилиндра.

Ошибки шага и профиля нарушают кинематическую точность и плавность работы передачи. В передаче сохраняется постоянным толь­ко среднее значение передаточного отношения . Мгновенные значе­ния  в процессе вращения периодически изменяются. Колебания передаточного отношения особенно нежелательны в кинематических цепях, выполняющих следящие, делительные и измерительные функ­ции (станки, приборы и др.). В силовых быстроходных передачах с ошибками шага и профиля связаны дополнительные динамические нагрузки, удары, вибрации и шум в зацеплении.

Ошибки в направлении зубьев в сочетании с перекосом валов вы­зывают неравномерное распределение нагрузки по длине зуба.

Точность изготовления зубчатых передач регламентируется

ГОСТ1643–81, который предусматривает 12 степеней точности. Каждая степень точности характеризуется тремя показателями:

1) нор­мой кинематической точности, регламентирующей наибольшую по­грешность передаточного отношения или полную погрешность угла поворота зубчатого колеса в пределах одного оборота (в зацеплении с эталонным колесом);

2) нормой плавности работы, регламентирующей многократно повторяющиеся циклические ошибки передаточного от­ношения или угла поворота в пределах одного оборота;

3) нормой контакта зубьев, регламентирующей ошибки изготовления зубьев и сборки передачи, влияющие на размеры пятна контакта в зацеплении (распределение нагрузки по длине зубьев).

Степень точности выбирают в зависимости от назначения и условий работы передачи. Наибольшее распространение имеют 6, 7 и 8-я сте­пени точности (табл. 1). Стандарт допускает комбинацию степеней точности по отдельным нормам. Например, для тихоходных высоконагруженных передач можно принять

Таблица  1

 

Степень точности, не ниже

Окружная скорость м/с не более

Примечание

Прямозубая

Косозубая

6

(высокоточные)

15

30

Высокоскоростные   передачи, механизмы точной кинематической связи — делительные, отсчетные и т.п.

7

(точные)

10

15

Передачи   при   повышенных скоростях и умеренных   нагрузках   или   при

повышенных   нагрузках   и   умеренных

   ско ростях

8

(средней   точности)

6

10

Передачи     общего     машиностроения

не требующие особой точности

9

(пониженной точности)

2

4

Тихоходные   передачи с пониженными

требованиями к точности

 

повышенную норму контакта зубьев по сравнению с дру­гими нормами, а для быстроходных малонагруженных — повышенную норму плавности и т. п.

Во избежание заклинивания зубьев в зацеплении должен быть бо­ковой зазор. Размер зазора регламентируется видом сопряжения зуб­чатых колес.

 Стандартом предусмотрено шесть видов сопряжения: H — нулевой зазор; E — малый зазор; С и D — уменьшенный зазор; В — нормальный зазор; А — увеличенный зазор.

При сопряжениях H, E и С требуется повышенная точность изготовления. Их применяют для реверсируемых передач при высоких требованиях к кинематиче­ской точности, а также при наличии крутильных колебаний валов,

Стандарт устанавливает также допуски на межосевые расстояния, перекос валов и некоторые другие параметры.

Пример условного обозначения  точности цилиндрической передачи со степенью кинематической точности 8, по нормам плавности со степенью 7, по нормам контакта зубьев со степенью 6, с видом сопряжения В, видом допуска на боковой зазор – а и соответствием между видом сопряжения и классом отклонения межосевого расстояния.    8 – 7 – 6 – Ва  ГОСТ1643–81.

 

 

Основные достоинства зубчатых передач

 

1.       Постоянство передаточного числа.

2.       Высокая нагрузочная способность, передаваемые моменты достигают5·106 Нм.

3.       Высокий К.П.Д. ( до 0,97…0,99 для одной пары колес ).

4.       Малые габаритные размеры по сравнению с другими видами передач при равных условиях нагружения.

5.       Большая долговечность и надежность в работе, простота обслуживания.

6.       Сравнительно малые нагрузки на валы и опоры.

 

Недостатки зубчатых передач

  1. Невозможность бесступенчатого изменения передаточного числа.
  2. Высокие требования к точности изготовления и монтажа.
  3. Шум при больших скоростях.
  4. Плохие амортизационные свойства.
  5. Потребность в специальном оборудовании и инструменте для нарезания зубьев.
  6. Зубчатая передача  не предохраняет машину от возможных опасных перегрузок.

 

 

Выбор материалов и  расчет допускаемых напряжений

для зубчатых передач

Гузенков П.Г. «Детали машин», § 12.5.

Иванов М.Н. «Детали машин», § 8.13.

1. Исходные данные

1.1.  Сведения о режиме нагружения:

      

       Т

 

 

 

 

         

                     

  Tп                                        

                                                       

 

                                                        

 

 

                                       th

ТН – номинальный крутящий момент;

th  - время работы привода в часах;

Ti – нагрузка блока нагружения;

ti – время действия блока нагружения в часах ;

, , ;  где  -  - нагрузка блока в относительных единицах;

, , ;   где  -   - время действия блока нагрузок в относительных единицах;

Tп = (1,3 …1,5 ) Tн  - пусковой момент электродвигателя ( время действия в статических расчетах не учитывается).

Кгод – использование привода в течении года;

Ксут – использование привода в течении суток;

С (t) – срок службы, лет.

n – частота вращения ведущего вала передачи, об/мин.  

 

1.2. Выбор материалов

Проектируемый привод относится к индивидуальному и мелкосерийному производству, содержащему мало – и средненагруженные передачи.

 В случае использования упрощенной технологии изготовления зубчатых колес без последующего шлифования, применяют стали первой группы твердостью

 Н < 350НВ, получаемую нормализацией или улучшением. Такие передачи в процессе работы прирабатываются, что ведет к снижению нагрузок в зацеплении зубьев. Для компенсации повышенного по сравнению с колесом числа циклов нагружения шестерни, ее твердость - Н1 назначают больше твердости колеса Н2 из условия :

Н1 = Н2 + ( 20 … 50 )НВ

Для передач редуктора  выполненных из закаленных сталей с  Н > 350НВ, требующих после термообработки шлифования, твердость шестерни и колеса назначают одинаковыми.

 

2. Расчет коэффициента долговечности

K iL  – коэффициент долговечности.

KiL = ,

m = 6 – при расчете по контактным напряжениям.

При  расчете на изгиб:

m = 6 –  термообработка нормализация или улучшение;

m = 9 –  закалка.

i – индекс напряжений H или F.

2.1.  Базовое число циклов нагружения – N0.

  Базовое число циклов перемены напряжений определяется по   формуле :

  при расчете по контактным напряжениям

NНО = 30×НВ 2,4  или NНО = ( 1 … 12 )× 10 7.

Рекомендуется принимать при термообработке:

нормализации или улучшении  NНО = 10 7 циклов, закалке  NНО = 9× 10 7 циклов.

при расчете по  напряжениям изгиба   NFО = (2...5 )×10 6

 Принимают   NFО = 4×10 6  

 

2.2.          Эквивалентное число циклов перемены напряжений

N iE = 60× ni × th × ,

где   Ti – величина   i -того момента гистограммы (см. график загрузки);

ТH  величина расчетного (номинального) момента;

ni – частота вращения вала, по которому ведется расчет передачи, об/мин;

ti  – продолжительность действия нагрузки Ti , в часах ;

th - общее время работы привода, рассчитывается следующим образом:

С – срок службы, лет;

th = С× kcут× kгод× 365дней× 24часа ;

 

Показатель степени – mc:

Расчет по контактным напряжениям – [ sHP  ]:   mc =3.

Расчет по напряжениям изгиба – [ sFP  ]:

при нормализации или улучшении mc = 6;

при закалке mc = 9.

2.3. Коэффициент долговечности – KiL

Расчет по контактным напряжениям – [ sHP  ]:

Для нормализованных и улучшенных колес 1 £ КHL £ 2,6 .

Для закаленных колес 1 £ КHL £ 1,8 .

Расчет по напряжениям изгиба – [ sFP  ]:

Для нормализованных и улучшенных колес 1 £ КFL £ 2,08 .

Для закаленных колес 1 £ КFL £ 1,6 .

Если расчетное значение коэффициента КiL  выходит за указанный интервал, то принимают его крайние значения.

 

3. Расчет допускаемых напряжений

3.1. Допускаемые контактные напряжения при расчетах на выносливость определяются отдельно для зубьев шестерни и колеса с учетом термообработки и числа циклов нагружения:

            [ sHP  ] = × ZR ×ZV  ,

где     SH   – коэффициент безопасности ,

при НВ < 350    SH =1,1;

при НВ > 350     SH =1,2.

ZR – коэффициент, учитывающий шероховатость рабочих поверхностей зубьев,

при  Ra =1,25...0,63    ZR  =1  ;

ZV   =1...1,16  – коэффициент, учитывающий влияние окружной скорости;

При V< 5 м/с    ZV  = 1

shlim= limb× KHL   – предел контактной выносливости, соответствующий эквивалентному   числу циклов перемен напряжений (МПа);

где     lim b – предел контактной выносливости, соответствующий базовому числу циклов перемен напряжений.

  При НВ < 350 (нормализация или  улучшение)

  lim b = 2HB + 70

При закаленных сталях с  НВ > 350

Поверхностная закалка     lim b = 17·HRC + 200

Объемная закалка             lim b = 17·HRC + 100

При расчете прямозубых колес [ sHP  ] выбирают по слабому звену.

При расчете косозубых колес отличающихся по твердости на 60 …100 НВ

 и V < 20 м /с допускаемое напряжение рассчитывают следующим образом

[ sHP  ] = 0,5( [ sHP1  ] + [ sHP2  ]), или

[ sHP  ] = 0,5( [ sHP1  ] + [ sHP2  ]), но £ 1,24 [ sHP  ]min – для цилиндрических колес.

[ sHP  ] = 0,5( [ sHP1  ] + [ sHP2  ]), но £ 1,15 [ sHP  ]min – для конических колес.

 

3.2. Допускаемые  напряжения при расчетах на выносливость по напряжениям изгиба определяется отдельно для зубьев шестерни и колеса, с учетом условий работы.

FP]i = × YR ×YS  ,

где   sF lim=  lim b× KFL – предел выносливости зубьев при изгибе, соответствую –щий эквивалентному числу циклов перемен напряжений (МПа);

где     lim b – предел выносливости зубьев при изгибе, соответствующий базовому числу циклов перемен напряжений.

  При НВ < 350 (нормализация или  улучшение)

   lim b× = 1,8·HB

При закаленных сталях – НВ > 350

Поверхностная закалка      lim b = 550 МПа

Объемная закалка             lim b = 600 МПа

SF – коэффициент безопасности. SF =1,75 … 2,4.

SF =1,75 для колес, изготовленных поковкой.

YS – коэффициент, учитывающий чувствительность материала к концентрации напряжений; YS= 1.

YR – коэффициент, учитывающий шероховатость рабочей поверхности;

 YR = 1.

 

4.  Расчеты на прочность с учетом кратковременных перегрузок, по σmax

 4.1.  Проверка по максимальным контактным напряжениям

sHPmax = sHP × £ [sHPmax ],

где  Tmax – пусковой момент,

sHP – контактные напряжения, полученные проверочным расчетом

         или  sHP = [sHP ];

[sHPmax ] – максимальные контактные напряжения.

 При нормализации, улучшении и закалке    [sHPmax] = 2,8sT.

4.2. Проверка по максимальным напряжениям изгиба

Допускаемые напряжения определяются по формуле:

[sFPmax] = ,

где – при НВ < 350  sFPLimmax = 4,8·НВ;     

 при НВ > 350  sFPLimmax = 6 ·НВ.

        SF – по пункту  3.2

Проверка прочности проводится по слабому звену, определяемому по меньшему из отношений

 и .

 

Максимальные напряжения изгиба   sFpmax = sFP·[sFPmax],

 

где sFP – напряжения изгиба, полученные проверочным расчетом передачи.