Кавказ – «один из славных уголков Вселенной».

                     
                                  Гай Плиний Секунд Старший, I в. н. э.

 

П Р О Л О Г

Сакартвело – земля грузин. Благодатные долины Грузии лежат между горными цепями Большого и Малого Кавказа. Площадь Грузии более 70 тыс. кв. км, население около 5,4 млн. человек. Столица Грузии – Тбилиси, возраст которого приближается к 1550 годам.
Грузия щедро одарена природой. Она богата солнцем и плодородными землями, речными и целебными водами, лесами и высокогорными вершинами,  ласковым морем.
Грузия – это одно из древнейших самобытных государств современного мира; родина древних очагов земледелия и металлургии, увековеченная в мифах, литературных памятниках и исторических анналах древних греков, римлян, арабов и персов. Она ровесница могущественных держав Древнего Востока, Ассирийской империи и Урарту; одна из древнейших христианских стран мира; из 14 алфавитов, существующих в мире, один – грузинский (картвельский).
Такую благодатную землю захватывали римляне, монгольские и арабские орды. Особенно жестокой была агрессия сефевидского Ирана и османской Турции.
Грузинский народ под игом этих стран находился на грани физического уничтожения.
Но на протяжении всей своей многовековой истории он героически сражался, одерживал блистательные победы над иранскими завоевателями, монгольскими ордами, полчищами Тимура, арабскими и турецкими завоевателями и вновь подвергался агрессии и попадал в зависимость от иностранных держав.
Грузия, сравнительно небольшая страна, еще в IV веке приняла христианство и фактически со всех сторон, за исключением Армении, была окружена магометанскими странами, которые постоянно угрожали целостности и независимости страны.
Прогрессивные Правители Грузии искали более сильных союзников, (а зачастую покровителей), близких по христианской вере и культуре. Вначале таким союзником (покровителем) была Византия, а после ее падения в 1453 году, единственным православным соседом оказалась Россия. Грузинские правители того времени неоднократно обращались к России, видели спасение своего народа только под покровительством России, только в составе Российской империи.
Присоединение Грузии к России позволило, с одной стороны, воссоединить разрозненные части в единую страну и обеспечить безопасность народа от вражеских набегов, но, с другой стороны, Грузия потеряла свою государственность и фактически стала просто Тбилисской и Кутаисской губерниями, каких было немало в России.

Теперь один старик седой,
Развалин страж полуживой,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит,
Которых надпись говорит
О славе прошлой – и о том,
Как, удручен своим венцом,
Такой-то царь, в такой-то год,
Вручил России свой народ.
———
И божья благодать сошла
На Грузию! Она цвела
С тех пор в тени своих садов,
Не опасаяся врагов,
За гранью дружеских штыков.

 М.Ю. Лермонтов. «Мцыри», 1839 г.

В последующем, находясь в составе Советского Союза, как равноправная республика Грузия, выделялась высоким уровнем развития культуры, науки, экономики и благосостояния народа.
Бурные политические события в конце XX в. в Советском Союзе, его распад, привели к образованию суверенных государств из числа бывших союзных республик.
Грузия стала независимым суверенным государством. Главой государства является Президент. Представительной (законодательной) властью является однопалатный Парламент, а исполнительной – Правительство.
В Грузии, как и в некоторых других самостоятельных государствах, бедных полезными ископаемыми, зависящих от энергоресурсов России, возникли сложные экономические проблемы.
Переход к рыночным (капиталистическим) методам ведения хозяйства, разрыв экономических связей с Россией и другими, теперь уже самостоятельными государствами, привёл к дезорганизации народного хозяйства, к обнищанию некогда зажиточного грузинского народа, к возникновению межнациональных конфликтов с Абхазией и Южной Осетией.
К сожалению, обострились отношения с Россией.
Для народов России Кавказ всегда являлся прекрасным местом вдохновения  и отдыха среди доброго и благожелательного населения.
Прогрессивные люди как во времена царской России, Советского Союза, так и в новой России с уважением относятся к грузинскому народу, его национальной культуре и обычаям, к его достижениям в науке, литературе, искусстве.
Здесь уместно привести слова Бесо Жгенти, сказанные в предисловии к многотомному роману-эпопеи Анны Антоновской «Великий Моурави».
Она «продолжила славную традицию передовой русской литературы, всегда проявлявшей пристальное внимание и живой интерес к Грузии, к ее величественной природе, героической истории и многовековой культуре.
Не говоря о более далеких корнях этой традиции, достаточно вспомнить благородный образ Александра Грибоедова, навеки связавшего с Грузией свою жизненную и творческую биографию и нашедшего вечный покой на грузинской земле, в пантеоне величайших грузинских писателей и общественных деятелей на горе Мтацминда*. Грузии посвящены  и на грузинские темы созданы многие шедевры А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
Именно благодаря этим неувядаемым творениям  гениев русской поэзии великий критик В.Г. Белинский назвал Кавказ колыбелью русской поэзии. Эта традиция не прерывалась на всем протяжении прошлого столетия, а в наше время приобретает особенно широкое и многостороннее проявление. Вслед за А.М. Горьким, начавшим свою творческую жизнь в Грузии, и В.В. Маяковским, родившемся и выросшим в Грузии и до конца своей жизни сохранившим искреннюю любовь и привязанность к ней, многие лучшие мастера русской советской литературы воссоздают и воспевают в своих произведениях облик современной Грузии, переводят на русский язык лучшие образцы классической и советской грузинской литературы, всячески развивают и углубляют идущие из далекого прошлого русско-грузинские культурные связи». – (Тбилиси, 1965).
В частности, Грузия была одним из наиболее привлекательных мест отдыха и лечения народов Советского Союза, объектом туризма.
В большинстве своем неприхотливый российский гражданин вполне удовлетворялся скромными условиями  в домах отдыха и санаториях Грузии, в результате чего в республике оседали огромные финансовые ресурсы.
Для Грузии Россия являлась неограниченным рынком сбыта ее традиционных товаров: марганцевой руды, вина, цитрусовых, чая, цветов и некоторых промышленных и бытовых товаров.
Многие грузинские граждане: рабочие, предприниматели, специалисты, творческие работники - находили работу в России, и это было еще одним источником процветания Грузии.
При благоприятных условиях российский капитал мог бы с выгодой для обеих сторон найти свое применение в Грузии.
Однако в рыночных условиях, усугубленных конфронтацией между Грузией и Россией, в Россию хлынул поток некогда традиционных грузинских товаров из стран Средиземноморья и Юго-Восточной Азии  и почти полностью вытеснил товары Грузии.
Излюбленными местами отдыха российских граждан стали вместо Грузии такие страны, как Турция и Египет, а зимой - европейские страны.
Все это вызывает озабоченность и тревогу за состояние отношений между Грузией и Россией.
Проходят годы отчуждения, вырастает как в России, так и в Грузии, новое поколение граждан, мало знающих о нашей общей истории и культурных и экономических связях, о добрых и уважительных отношениях и взаимных симпатиях, о нашей дружбе, крепкой как в мирное, так и в «лихое» время, и очень важно, чтобы новые молодые люди смотрели друг на друга не «через прицелы автоматов», а относились бы друг к другу с уважением и доброжелательностью.
Поэтому настоящая работа преследует самую важную на сегодня цель: восстановление и развитие традиционных братских отношений между русскими и грузинскими народами.
Актуальность этой темы подтверждают юношеское стихотворение М.Ю. Лермонтова, написанное более полутора столетий назад, и стихи грузина, нашего современника.

Кавказ

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.

В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.

Я счастлив был с вами, ущелия гор,
Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!
М. Лермонтов. 1830

Дончанам от грузина

Я не казак и не дончанин,
А Очамчирский лишь грузин,
Но сорок лет уж ростовчанин
И сам себе я господин.
Спасибо вам, донские люди,
За то, что здесь познал я чудо,
Создал семью и имидж свой
И полюбил ваш край донской!
Да будет счастлив ваш народ –
Все дети, женщины, мужчины!
Поверте, что лукавит тот,
Кто говорит: «Враги грузины».
В общеньи лучше мира нет,
Пусть каждый это не забудет!
Мы дружим с вами сотни лет,
Всегда, надеюсь, так и будет!

Сосо Матуа. Ростов-на-Дону, 2006 г.

*Мтацминда (груз.) – Святая гора в Тбилиси, где Давид, один из тринадцати сирийских отцов, пришедших в VI веке для распространения христианства в Грузии основал  в глубине леса, покрывавшего тогда Мтацминду, свою обитель.

 

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ВСЕЛЕНСКИЕ СОБЫТИЯ
1
Гесоид

Древнегреческий поэт-мифолог и мыслитель-космосотеолог впервые поведал миру в своей «Теогонии» о порядке первоначальных вселенских событий:

«Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом
Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный,
Сумрачный Тартар в земных залегающих недрах глубоких
И, между вечными всеми богами прекраснейший, - Эрос.
Сладоистомый – у всех он богов и людей земнородных
Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает.
Черная Ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса.
Ночь же Эфир родила и сияющий День или Гемеру:
Их зачала она в чреве, с Эребом в любви сочетавшись.
Гея же прежде всего, родила себе равное ширью
Звездное Небо, Урана, чтоб покрыл ее всюду
И чтобы прочным жилищем служил для богов всеблаженных;
Нимф, обитающих в чащах нагорных лесов многотенных;
Также еще родила, ни к кому не входивши на ложе,
Шумное море бесплодное Понт. А потом, разделивши
Ложе с Ураном, на свет Океан родила голубой…

Гесоид.  Ок. 720 г. до н. э. 

 

                                        
КАРТЛОС И ХАОС
(по Давиду Багратиони)

Писатели Армянской и Грузинской историй утверждают, что Грузия населена от Картлоса. И доселе сохраняются наименования как страны, так и народа, производимые от имени Картлоса, ибо сию страну называют Картлиею, а жителей – картвелами. Из Армянской истории явствует, что Картлосово поколение происходит от Сима и Афета, Ноевых детей. Таким образом, Афет имел сына Авенака, от которого рожденный Фаршис был отец того самого Таргамоса, от коего происходят армяне с некоторыми другими народами. Сего Таргамоса почитают родоначальником армянского, гриского, моваканского, еретского, лекского, мингрельского и кавказского народов.
После смешения языков при вавилонском столпотворении, когда потомки Ноевы населяли разные страны, Таргамос, пришедши со своим поколением, поселился между горами Арарата и Масиса. По размножении рода своего, не могши поместиться в одном том месте, он распространил селения свои и в окрестные страны и разделил оные сынам своим, как изъяснено будет в продолжении описания его поколения.
Некоторые из сынов Таргамоса были знамениты по геройским деяниям. Первый между ими был Хаос или Хаик, которого армяне почитают своим родоначальником, и по сему самому доныне армяне в тех странах называют себя на своем диалекте «хай»; вторым признают Картлоса, от имени коего, как упомянуто выше, грузины называются картвелами; третий – Бардос; четвертый – Мовакан; пятый – Лекос; шестой – Герос; седьмой – Кавказ и восьмой – Егрос, от которго до сего времени народы и места сохраняют свои названия, как-то: картвели и Картлия, Лекия – Лекети, Кахия – Кахети и проч.
Все сыны Таргамоса прославились неустрашимостью, особливо Хаос, о котором армяне утверждают, что он по своим геройским деяниям всегда пребудет незабвенным у своего потомства. Таргамос, отец их, дабы удалить несогласия между многими наследниками его владения, разделил им оное таким образом: Хаосу препоручил он половину своего владения; Картлосу досталась в удел та часть Грузии, которая от востока смежна с землею Ерет и рекою Бердутжа, ныне Дебедой называемою, к западу – с Понтийским морем, к югу – с разными горами и реками, из коих некоторые, склонясь к западной стороне, текут между лекскими, таоскими горами и впадают некоторые в Черное море, а иные – в Куру, к северу же владение его сопредельно было с землею Хада и с частию Кавказских гор. Владение Бардоса простиралось к востоку до реки Куры, к югу до реки Аракса, а к северу и западу до реки Дебеды. Он построил в своем владении город Барда, который доныне сохраняет сие наименование. Владения Мовакана начинались от реки Алазани, где оная впадает в Куру, и простирались до Гирканского или Каспийского моря. Он построил город, назвав оный от своего имени Мовакан, который ныне называют Старою Нухою. Владения Лекоса окружали к востоку Каспийское море, а к северу – река Терек. Владение Героса начиналось от соединения реки Алазани с Курою и распространялось к северу до места, называемого прежде Ткетбою, а ныне Гургулою, что ниже Телавы. Герос, последуя примеру братьев своих, построил город на том самом месте, где ныне Самуха, и дал ему название от своего имени, дабы сохранить оное незабвенным в потомстве. Владение Егроса составляли: Колхида, половина Одыша и Алан, где начинается хребет Кавказских гор, и простиралось до реки Вардан, которую ныне, как я полагаю, называют Кубанью. Егрос, дабы положить твердые начала своего владения, подражал своим братьям, и построил город Егрис, называемый ныне Зугдиди. Но Кавказа, последнего из сынов Таргамосовых, владение начиналось от реки Ломека, ныне Тереком называемой, и продолжалось к западу до конца Кавказских гор.
Всем сынам своим Таргамос таким образом разделил свои владения, дабы сохранить благосостояние врученных им народов. Они все соображали дела свои с делами старшего своего брата Хаоса, а сверх сего все находились под покровительством первого вавилонского царя Неврода.
Хаос, видя размножение подвластного ему народа, сверг с себя иго вавилонского царя и не хотел платить ему дани. Неврод, известясь о сем, решился мстить за пренебрежение его постановлением и приступил с войском к владениям Хаоса и его братьев, чтобы народы, называемые тогда таргамосцами, покорить под свою власть. Таргамосцы, дабы избегнуть бедствий, каким мог повергнуть их Неврод, привели от севера на помощь себе войско и, укрепясь в ущельях гор, разбили напавших на них адербежанцев и взяли в плен шестьдесят человек одних начальников из вавилонского войска.
Неврод, услыша о разбитии своих войск, приближался сам к стану таргамосцев. Но Хаос, усмотрев невозможность противустать силам Неврода, начал более укрепляться между горами. Тогда Неврод, влекомый полезными для себя и таргамосцев намерениями, поставил свой стан против того места, где находился Хаос и сам взошел на ближнюю к таргамосцам гору, дабы возможно было с оной говорить с Хаосом и привесть его в повиновение без пролития крови подданных. Хаос, усмотрев страшного своего неприятеля в близком от себя расстоянии, пустил с сильнейшим напряжением из лука стрелу и убил Неврода. Сим непредвиденным случаем вавилоняне были приведены в ужас и, оставив стан, рассеялись по разным местам, дабы без предводителя скорее возвратиться в отечество.
По толь благоприятно происшествии для таргамосцев, Хаос назвал себя царем и присвоил себе неограниченную власть над владениями своих братьев. С сего самого времени таргамосцы начали иметь царей, которые из Хаосова поколения были избираемы.
Но оставя армянских царей, из коих первый был Хаос, должно с особенностию изложить дела Картлоса, который поселился в местах, от имени его получивших название и доселе оное хранящих. Приводя в безопасное состояние владения свои, он построил на одной горе крепость и назвал оную Картлосис-цихе (Картлосова крепость), которая по размножении жителей сделалась городом и названа впоследствии времени Картли, от чего, как упомянуто выше, страна и народ имеют свои названия. По некотором времени основаны им крепости Хунан и Орбет, из коих первую ныне называют Кизкалою, а другую – Самшвильде. Картлос, расположив таким образом основание владения своего, скончался и погребен на горе Картлосе, которая наименована после Армазом. В течение толь многих веков первая основанная им крепость не разрушилась и стоит на речке, названной прежде Гармастисом, а ныне известной под названием Армаз.
По смерти Картлоса, жена его разделила владение сынам своим, из коих старший был Мцхетос, который построил город и назвал оной от своего имени – Мцхета. Другие братья его Гардабос, Кахос, Кухос и Гачинос следовали в делах своих Мцхетосу, как старшему их сынов Картлоса, и, назвав его мамасахлисом, что значит отец дому, вручили ему полную власть над народом. По смерти Мцхетоса, остались три сына его – Уплос, Джавахос и Озархос, из коих первый по старшинству своему был преемником отцовской власти. И во времена его высечена в каменной горе крепость, названная Уплисцихе, лежащую близ города Гори, что на грузинском языке означает крепость господина.
Потомки Таргамосовы священным долгом почитали хранить между собой союз, ибо они всегда страшились того, чтоб потомки Неврода, вавилонского царя, не устремились мстить за убийство Хаосом Неврода. Во всех местах на пределах страны своей они сделали укрепления для защищения народа в случае нападения ассирян. Но, страшась внешних неприятелей, они произвели междоусобные раздоры, ибо некоторые из потомков Таргамосовых перестали повиноваться Уплосу и в провинциях своих избрали себя мамасахлисами с неограниченной властью.
Правление мамасахлисов продолжалось в той стране долгое время и было наследственным до времен Александра Македонского.

Жители Грузии статны, красивы, особливо женский пол. Мужчины храбры, горды, гостеприимны, любят иностранцев, остроумны, трезвы и трудолюбивы. Поселяне богаты и в Азии живут лучше всех народов, особливо кахетинцы.

 Взято из сочинения Давида Багратиони «История Грузии» с сохранением стиля и орфографии автора и Картлис цховреба (История Грузии). Т. 1. Тбилиси, 1955.

 



 

Design by PacificWebArt