ГЛАВА 1. КОЛХИДА И ИБЕРИЯ В ОПИСАНИЯХ АНТИЧНЫХ АВТОРОВ

1
              
1.1. Геродот. «История»

                                     11

Геродот

Геродот родился ок. 485 г. до н. э. в Галикарнасе (Малая Азия), умер ок. 425 г. до н. э.  Автор «Истории греко-персидских войн» в девяти книгах.

  1. Предание о походе аргонавтов, как одной из причин вражды между эллинами и персами (I, 2)

(…) Потом эллины всё-таки снова нанесли обиду варварам. На военном корабле они прибыли в Эю? в Колхиде и к устью реки Фасиса. Завершив там все дела, ради которых прибыли, эллины затем похитили царскую дочь Медею?. Царь колхов отправил тогда в Элладу посланца с требованием пени за похищенную и возвращения дочери. Эллины, однако, дали такой ответ: так как они сами не получили пени за похищение аргивянки Ио?, то и царю ничего не дадут.
__________
1.Местность в Колхиде или её столица на р. Фасис (Рион). Колхида – область на юго-восточном берегу Чёрного моря, с ней связано объединение колхидских  племён Кулха (2-1 тыс. до н. э. – конец VIII в. до н. э.).
2. Жена Ясона, дочь колхидского царя Ээта (миф).
3.Мифическая возлюбленная Зевса, дочь царя Аргоса Инаха, древнее минойское и аргосское божество Луны.

  1. Происхождение  колхов (II, 103-105)

103. Так Сесострис4 прошёл по материку, пока не переправился из Азии в Европу и не покорил скифов и фракийцев. До этих-то народов – не дальше – дошло, по-моему, египетское войско, так как в этих странах ещё есть такие столпы, а дальше – уже нет. Отсюда Сесострис повернул назад к югу, и когда подошёл к реке Фасису, то оставил там часть своего войска. Я не могу точно сказать, сам ли царь Сесострис поселил в этой стране часть своих воинов, или же некоторые из них, удручённые долгим блужданием, самовольно поселились на реке Фасис.
104. Ведь колхи, по-видимому, египтяне5; я это понял сам ещё прежде, чем услышал от других. Заинтересовавшись, я стал расспрашивать (об этом родстве) как в Колхиде, так и в Египте. Колхи сохранили более ясные воспоминания об египтянах, чем египтяне о колхах. Впрочем, египтяне говорили мне, что, по их мнению, колхи ведут своё происхождение от воинов Сесострисова войска. Сам я пришёл к такому же выводу, потому что они тёмнокожие, с курчавыми волосами. Впрочем, это ещё ничего не доказывает. Ведь есть и другие народы такого же вида. Гораздо более зато основательны следующие доводы. Только три народа на земле искони подвергают себя обрезанию: колхи, египтяне и эфиопы. Финикияне же и сирийцы, что в Палестине, сами признают, что заимствовали этот обычай у египтян. А сирийцы, живущие на реках Фермодонте и Парфении, и их соседи макроны говорят, что лишь недавно приняли обрезание у египтян. Это ведь единственные народы, совершающие обрезание, и все они, очевидно, подражают этому обычаю египтян. Что до самих египтян и эфиопов, то я не могу сказать, кто из них и у кого заимствовал этот обычай. Ведь он, очевидно, очень древний. А то, что (финикияне и сирийцы) переняли этот обычай вследствие торговых отношений с Египтом, этому есть вот какое важное доказательство. Все финикияне, которые общаются с Элладой, уже больше не подражают египтянам и не обрезают своих детей.
105. Назову ещё одну черту сходства колхов с египтянами. Только они одни да египтяне изготовляют полотно одинаковым способом. Так же и весь образ жизни, и язык у них похожи. У эллинов, правда, колхидское полотно называется сардонским, а привозимое из Египта – египетским.
___________
4. Геродот путает египетского фараона Сенусерта III (1884-1849 гг. до н. э.) с фараоном Псамметихом I (665-609 гг.), который воевал со скифами и фракийцами в Палестине, но не вторгался в Скифию.
5. Отождествление колхов с египтянами не имеет под собой реальной основы.

5. Закавказские сатрапии персидского государства (III, 89, 94, 97)

89. (…) Дарий разделил персидскую державу на 20 провинций (округов), которые у персов называются сатрапиями. Учредив эти округа и назначив их правителей, царь установил подати по племенам. Многие соседние народности были объединены в одну сатрапию. А иногда, кроме ближайших соседей, к ней присоединялись и народности другой, более далёкой сатрапии. Распределение же сатрапий и ежегодных взносов податей он произвёл следующим образом: тем, кто вносил подати серебром, царь назначил плату по весу вавилонского таланта, а платившим золотом – по евбейскому весу. Вес вавилонского таланта составляет 78 евбейских мин. (…)
94. (…) На матиенов, саспиров и алародиев? была наложена подать в 200 талантов. Это – восемнадцатый округ. Мосхам, тибаренам, макронам, моссиникам и марам? было приказано платить 300 талантов подати. Это - девятнадцатый округ. (…)
97. (…) Даже колхи и их соседи до Кавказского хребта? (до этих пор ведь простирается персидская держава, области же к северу от Кавказа уже не подчинены персам) налагают на себя подати в виде добровольных даров. Так вот, эти народы ещё и поныне посылают царю по 100 мальчиков и по 100 девочек. (…)
____________
6. Матиены жили между о. Ван и верховьями р. Тигр, саспиры – в долине совр. р. Чороха, впадающей в Чёрное море у Батуми, алародии (урарту) жили в треугольнике, образованном совр. озёрами Ван, Урмия и Севан.
7. Мосхи – кавказское племя, жившее на территории совр. Аджарии, тибарены – не индоевропейские кавказские племена на побережье Чёрного моря, макроны – обитали в районе Трапезунды (совр. Трабзон), мары – в горах Северо-Анатолийского хребта. Моссиники – племена, обитавшие в лесистых прибрежных горах западнее Керасунта.
8. То есть совр. Западная Грузия и Абхазия.

19. Из описания народов, участвовавших в походе Ксеркса (VII, 78, 79)
78. У мосхов на голове были деревянные шлемы; они носили маленькие щиты и копья с длинными наконечниками. Тибарены, макроны и моссиники шли в поход вооружёнными, как мосхи. Начальниками их были: у мосхов и тибаренов Ариомард, сын Дария и Пармисы, дочери Смердиса, внучки Кира; у макронов же и моссиников Артаикт, сын Херасмия, который был сатрапом на Геллеспонте.
79. Мары носили на головах плетёные туземные шлемы. Вооружение их – маленькие кожаные щиты и дротики. У колхов же на головах были деревянные шлемы;  они носили маленькие щиты из сырой кожи, короткие копья и, кроме того, ещё кинжалы. Во главе маров и колхов стоял Фарандат, сын Теаспия. Алародии же и саспиры выступали в поход вооружёнными как колхи. Предводителем их был Масистий, сын Сиромитры.

[Геродот. История в девяти книгах. Перевод Г.А. Стратановского. Л., 1972].

    1. .   Пвсевдо-Гиппократ. «О воздухе, водах и местностях»

                               1

Гиппократ

Гиппократ родился на о. Кос в 460 г. до н. э., умер в 377 г. до н. э. (по другим источникам, в 356 г. до н. э.). Знаменитый древнегреческий врач и естествоиспытатель. В трактате «О воздухе, водах и местностях», который ему приписывается (автором, возможно, является один из учеников Гиппократа), говорится о роли климатического фактора в развитии человеческого организма.
22. Что касается до местностей по Фасису, то страна эта болотистая, жаркая, сырая и лесистая. Там во всякое время года бывает много сильных дождей. Люди проводят свою жизнь  в болотах, их деревянные или тростниковые хижины построены на воде; они мало ходят пешком, только в городе или на рынке, а обыкновенно разъезжают на однодеревках вверх и вниз по каналам, которых там множество.
Воду пьют они тёплую, стоячую, гниющую от солнечного жара и пополняемую дождями. Самый Фасис тише всех других рек и течёт едва заметно. Произрастающие там плоды все плохо удаются, отличаются дряблостью и вследствие изобилия воды не спеют как следует; поэтому они и не созревают. Поднимающийся от вод густой туман окутывает всю страну. Вследствие этих причин фасиане резко отличаются своею наружностью от остальных людей. Они высоки ростом и чрезвычайно тучны; в их теле не заметно ни сочленений, ни жил, цвет кожи у них желтый, как у страдающих желтухой, голос несравненно грубее, чем у других людей, так как они дышат воздухом не прозрачным, а сгущённым и сырым; они от природы мало способны к перенесению телесных трудов. Климат у них не подвержен резким изменениям от тепла и холода; южные ветры преобладают, за исключением одного местного ветра, который иногда бывает очень силён, неприятен и зноен; этот ветер называют «Кенхрон». Северный ветер бывает там не часто, а когда подует, то лишь слабо и тихо. (…)
[В.В. Латышев. «Известия древних писателей о Скифии и Кавказе». – «Вестник древней истории». 1947. №2, с. 294-299].

1.3.    Аристотель. «Политика»

                                 1

Аристотель
 Великий философ древности. Родился в 384 г. в г. Стагире, умер в г. Халкиде в 322 г. до н. э.
Книга 7 (II)


11,6 (1324 в, 15-23) (…) в Македонии был в старину закон, в силу которого человек, не убивший ни одного неприятеля, должен был подпоясываться недоуздком. У скифов такой человек не имел права во время одного праздника пить из круговой чаши. У воинственного племени иберов? вколачивают вокруг могилы умершего столько кольев, сколько он истребил врагов. И у других существует многое подобное, отчасти установленное законами, отчасти освящённое обычаями.
_____________

  1. Одно из наиболее значительных племён Закавказья в древности, предки совр. грузин.

[Аристотель. Сочинения в 4 томах. М., 1983. Т.4. 592 с.].

1.4.  Псевдо-Аристотель. «Рассказы о диковинах»

845в, 158. На реке Фасис произрастает толстая лоза, называемая белолистой; ревнивые мужья срезают её и раскладывают вокруг опочивальни супруги, таким образом наблюдая, не была ли нарушена супружеская верность.

[Псевдо-Аристотель. Рассказы о диковинах// Вестник древней истории. 1987. №4, 250 с.].

1.5. Псевдо-Скилак Кариандский

Скилак, уроженец карийского города Карианд, жил в VI в. до н. э. и был известным и уважаемым в древности путешественником. Неизвестный автор IV в. до н. э. присвоил своему произведению имя знаменитого Скилака.

Азия

81. А за этими колхи и полис Диоскуриада, и греческий полис Гиэнос, и река Гиэнос, и река Херобий, река Хорс, река Арий, река Фасис и греческий полис Фасис, и дорога вверх по реке 180 стадиев (стадий – древнегреческая мера длины, около 10 км) в большой варварский город, откуда была Медея; там есть река Рис, река Исис, река лайстов, река Апсар?.
_____________
1. Колхи – жители совр. Колхидской низменности, возможно предки грузин, р. Фасис – Риони, р. Херобий – совр. Сианис-Цхари, р. Хорс (Хоб) – совр. Ингур (или Хопис-Цхари), р. Арий – локализуется где-либо в районе нынешнего Поти, р. Рис – р. Сурий, Апсар-Гонио, Исис – Натанебе (?). «Большой варварский город», вероятно, Эя, мифическая столица Колхиды; может быть имеется в виду город на месте совр. Вани или Кутаиси.

[Скилак Кардианский. Перипл* обитаемого моря. Перевод и комментарий Ф. В. Шелова-Коведяева// Вестник древней истории. 1988. №2, 260-261 с.]. Примечание. *) Перипл – особый тип географического сочинения.

 

1.6. Аполлодор. Мифологическая «Библиотека»

Аполлодор жил во II в. до н. э., афинянин по происхождению, был плодовитым и разносторонним писателем. Под именем Аполлодора до нас дошла мифологическая «Библиотека», которая является важным источником для истории географических представлений у греков о Причерноморье.

                          О походе аргонавтов

    (1) Из сыновей Эола Афамант, царствовавший в Беотии, породил от Нефелы сына Фрикса и дочь Геллу. После же он женился на Ино, от которой у него родились Леарх и Меликерт. Ино, замыслив недоброе против детей Нефелы, убедила женщин поджарить семенную пшеницу, Те тайно от мужей сделали это, и земля, приняв невсхожие семена, не дала урожая. По этой причине Амафант обратился к дельфийскому оракулу, чтобы узнать, как избавиться от неурожая. Ино убедила посланников сказать, будто оракул гласил, что бесплодие прекратится, если Фрикса принесут в жертву Зевсу. Услышав это, Афамант, вынуждаемый всем населением страны принести такую жертву, подвёл Фрикса к алтарю. Но Нефела похитила его вместе с дочерью, и, взяв у Гермеса златорунного барана, дала его своим детям, чтобы они на его спине перенеслись по поднебесью через земли и моря. Когда дети Нефелы оказались над морем, разделившим Сигей и Херсонес, Гелла, соскользнув, упала в пучину; по месту её гибели море это было названо Геллеспонтом. Фрикс же прибыл к колхам, где царствовал царь Ээт, сын Гелиоса и Персеиды, брат Кирки и той Пасифаи, на которой женился Минос. Ээт приютил Фрикса и дал ему в жены одну из своих дочерей, Халкиопу. Фрикс принёс златорунного барана в жертву  Зевсу Фиксию, а руно отдал Ээту. Тот повесил его на дереве в роще, посвящённой богу Аресу. От Халкиопы у Фрикса родились Арг, Мелан, Фронтис и Китисор.

1.9. (16) (…)  Пелий (…) тотчас же приказал ему (Иасону) отправиться за золотым руном. Это руно находилось в Колхиде, в роще, посвящённой богу Аресу; оно висело на дубе и охранялось постоянно бодрствующим драконом. Иасон, посланный на свершение такого подвига, призвал на помощь Арга, сына Фрикса, и тот, по совету Афины, построил пятидесятивесельный корабль, названный по имени строителя Арго («быстрая»). На носу корабля богиня Афина укрепила ствол прорицающего додонского дуба.
1.9 (19) (…) Демарат (неизвестный автор романа об аргонавтах, живший в III-II в. до н. э.) же передаёт, что Геракл доплыл до Колхиды, а Дионисий (Милетский, или Скитобрахион – грамматик II в. до н. э., автор книги об аргонавтах) даже говорит, что он стал предводителем аргонавтов.
1,9 (23) (…) Проплыв мимо реки Термодонта и Кавказа, они (аргонавты) прибыли к реке Фасису, которая протекает по Колхиде. После того как корабль там причалил, Иасон прибыл к царю Ээту. Рассказав ему о поручении, которое возложил на него Пелий, он стал просить Ээта отдать ему руно. Тот обещал сделать это при условии, если Иасон сумеет загнать в упряжку медноногих быков. Была у Ээта пара этих свирепых быков, огромной величины, дар Гефеста. У них были медные ноги и огнедышащие пасти. Ээт приказал Иасону запрячь этих быков и засеять поле зубами дракона: уже давно он получил в дар от Афины половину тех зубов дракона, которые Кадм посеял в Фивах. Иасон был в безвыходном  положении, не зная, как он сможет запрячь быков. Но в него влюбилась  Медея, дочь Ээта и Идии, дочери Океана, волшебница. Опасаясь, что быки погубят Иасона, она дала ему тайно от отца обещание помочь в укрощении быков и отдать руно, если он поклянётся, что женится на ней и увезёт с собой в Элладу. Когда Иасон поклялся, она дала ему волшебную мазь, которой он должен был натереть своё тело, копьё и щит, когда станет запрягать быков, и сказала, что, намазавшись этой мазью, он будет неуязвим в течение дня как от огня, так и от железа. Она также объяснила ему, что, когда зубы дракона будут посеяны, из земли подымутся витязи в полном вооружении, которые на него набросятся. Когда он заметит, что они столпились, он должен будет забросить камень на самую середину; тогда они станут сражаться друг с другом, и Иасон сможет их перебить. Выслушав всё это и намазавшись волшебной мазью, Иасон пришёл в рощу, где находился храм, отыскал быков и, когда они, изрыгая из пасти огонь, ринулись к нему, запряг их в ярмо. После этого Иасон посеял зубы дракона, и из земли поднялись мужи в полном вооружении. Тогда Иасон стал незаметно бросать камни туда, где воины собирались вместе; и, когда они вступили в сражение друг с другом, Иасон, подойдя близко, убивал их. Но, хотя Иасон и сумел запрячь быков, Ээт не отдавал руна: он замыслил сжечь корабль Арго и перебить аргонавтов. Однако Медея успела прежде привести Иасона к месту, где находилось руно, и, усыпив волшебным зельем дракона, который его охранял, взяла руно и села вместе с Иасоном на корабль Арго. С ней отправился в плавание и брат её Апсирт. Ночью аргонавты вместе с ними выплыли в открытое море.
(24) Ээт, узнав о том, что дерзнула совершить Медея, кинулся преследовать корабль. Когда Медея увидела, что Ээт совсем близко, она убила брата, разрубила его тело на части и стала бросать в море. Ээт, собирая части тела своего сына, стал отставать, был вынужден прекратить погоню и, повернув назад, похоронил подобранные части тела Апсирта. Место захоронения он назвал Томы. Ээт выслал великое множество колхов на поиски Арго, пригрозив при этом, что если они не вернут Медею назад, то они сами подвергнутся предназначенному ей наказанию. Тогда они разделились на группы и отправились на поиски в разные места.
1,9 (25) (…) Проплыв мимо острова Тринакии?, на котором пасётся стадо Гелиоса, они (аргонавты) пристали к  Керкире, острову феаков, царём которого был Алкиной. Некоторые из колхов, не отыскав Арго, поселились на Керавнийских горах, другие, приплыв в Иллирию, заселили Апсиртские острова, но некоторые, достигнув острова феаков, застали там корабль Арго и стали просить царя Алкиноя выдать Медею. Тот ответил, что если Медея сошлась с Иасоном, то он оставит её ему, но если она ещё девушка, то отошлёт её отцу. Но Арета, жена Алкиноя, успела прежде свести Медею с Иасоном. Тогда колхи поселились здесь вместе с феаками, а аргонавты с Медеей выплыли в открытое море.
1.9 (28) (…) Медея же, (изгнанная из Афин) не узнанной, вернулась в Колхиду. Царь Колхиды Ээт к тому времени, когда вернулась Медея, был уже лишён власти своим братом Персом. Медея убила Перса и вернула царскую власть своему отцу.___________
1. Другое название Сицилии, некоторые исследователи считают остров фантастическим.
[Аполлодор. Мифологическая «Библиотека». Изд. подготовил В. Г. Борухович. Л., 1972].

1.7. Николай Дамасский. «Свод странных обычаев»

Философ-перипатетик, родился ок. 64 г. до н. э., друг иудейского царя Ирода и императора Августа.
42. Колхи покойников не погребают, а вешают на деревьях.

[В.В. Латышев. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе// Вестник древней истории. 1947. №4, 176 с.].

1.8. Диодор Сицилийский. «Историческая библиотека»

Диодор Сицилийский (ок. 90-21 гг. до н. э.) – историк. Уроженец г. Агирия в Сицилии. Жил в Риме. Путешествовал по Египту и странам Средиземноморья. Автор сводной «Исторической библиотеки» в 40 книгах, от легендарных времён до середины I в. до н. э. Целиком сохранились книги 1-5 и 11-20, остальные в фрагментах.

Мифы, относящие к Скифии и Кавказу

40.3 (…) Говорят, что Пелий (…) предложил Язону совершить подвиг, снарядив поход в Колхиду за знаменитым бараньим руном. (4) В те времена Понт, окружённый варварскими и совершенно дикими народами, носил название негостеприимного вследствие обычая туземцев убивать пристающих к их берегам иностранцев. (5) Язон, стремясь к славе и считая подвиг трудным, но не вполне невозможным, и понимая, что совершением его он достигнет большей известности, стал готовить поход (…).
45. Так как исследователи старались определить причины этого обычая убивать чужестранцев, то необходимо вкратце рассказать об этом, особенно в виду того, что это отступление будет иметь связь с деяниями аргонавтов. Рассказывают, что у Гелиоса было два сына: Ээт и Перс; из них Ээт сделался царём в Колхиде, а брат его в Таврике, и оба отличались жестокостью. (2) У Перса была дочь Геката, которая отвагой и противозаконными поступками превосходила своего отца; она очень любила охоту и в случае неудач вместо зверей убивала людей; затем, приобретя опытность в составлении смертных ядов, она открыла так называемый аконит и испытывала силу каждого яда, примешивая его в пищу, даваемую чужестранцам. Обладая большой опытностью в таких делах, она прежде всего отравила своего отца и наследовала его власть, затем построила храм Артемиде, установила обычай приносить в жертву богине пристающих к берегу чужестранцев и таким образом прославилась своей жестокостью. (3) После этого она вступила в сожительство с Ээтом и родила двух дочерей – Кирку и Медею, а также сына Эгиалея. Кирка, посвятив себя изучению всевозможных лекарственных зелий, открыла всякого рода свойства и невероятные силы кореньев. Не мало, конечно, она заимствовала у своей матери Гекаты, но ещё больше открыла сама, благодаря своим ревностным исследованиям, так что не оставила другим женщинам возможности превзойти её в знании лекарственных зелий. (4) Будучи отдана в замужество царю сарматов, (которых некоторые называют скифами), она прежде всего умертвила своего мужа, а затем, наследовав ему, совершила много жестокостей и насилий над своими подданными. (5) За это она была изгнана из своего царства, бежала, по свидетельству некоторых мифографов, к Океану и, заняв пустынный остров, поселилась здесь с сопутствовавшими ей женщинами; по словам же некоторых историков, она, покинув Понт, поселилась в Италии на мысе, который и доныне называется по её имени Киркейским.
46. Про Медею рассказывают, что она узнала от матери и сестры все свойства зелий, но отличалась совершенно противоположным характером: она постоянно спасала из опасностей приплывавших к их стране чужестранцев; то просьбами и ласками испрашивала она у отца пощаду обречённым на смерть, то сама, выпуская их из под стражи, заботилась о безопасности несчастных, так как Ээт, отчасти по своей собственной жестокости, отчасти по внушениям жены своей Гекаты, сохранил  в силе обычай убивать чужестранцев. (2) Так как Медея всё более и более противодействовала жестоким намерениям своих родителей, то Ээт, как говорят, опасаясь злых умыслов со стороны дочери, отдал её под свободный надзор; но Медее удалось убежать в священный участок Гелиоса, лежавший на берегу моря. (3) Как раз в это время аргонавты на пути из Таврики ночью приплыли к выше упомянутому участку в Колхиде. Здесь они встретили Медею, блуждавшую по морскому берегу, и, узнав от неё об обычае убивать чужестранцев, похвалили кротость девицы; затем, открыв ей свой план, в свою очередь узнали от неё, какой опасности подвергается она со стороны отца за своё сострадание к чужестранцам. (4) Когда таким образом их интересы оказались общими, Медея обещала содействовать им, пока они не приведут в исполнение предпринятый подвиг, а Язон дал ей клятвенное обещание жениться на ней и иметь своею сожительницей до конца жизни. (5) После этого аргонавты, оставив стражу на корабле, ночью вместе с Медеей отправились за золотым руном. Теперь следует подробно рассказать и о нём, чтобы было известно всё, что относится к настоящему рассказу.
3. Рассказывают, что Фрикс, сын Афаманта, спасаясь от козней мачехи, бежал со своею сестрою Геллой из Эллады. Когда они по некоему божественному провидению переправлялись из Европы в Азию на златорунном баране, девушка упала в море, которое по ней было названо Геллеспонтом, а Фрикс, отправившись в Понт, пристал к Колхиде и согласно приказанию оракула принёс барана в жертву, а шкуру его посвятил в святилище Ареса. (2) После этого колхидскому царю Ээту дано было предсказание, что он тогда окончит свою жизнь, когда приезжие чужестранцы увезут золотое руно. По этой-то причине, а вместе с тем и по природной жестокости, он приказал убивать чужестранцев с той целью, чтобы ни один чужестранец не осмелился вступить в его страну. Кроме того, он окружил священный участок стеной и поставил там многочисленную стражу из жителей Таврики. Поэтому-то и сложились у эллинов чудесные сказания; (3) ходили слухи, что около святилища были огнедышащие быки, а руно охранял дракон; с тавров одноимённое название было перенесено на силу быков, а жестокость, проявлявшаяся в убиении чужестранцев, дала повод к рассказам, будто быки эти дышали огнём; подобным же образом охранитель святилища назывался Драконом, а поэты перенесли это имя на чудесное и страшное животное. (4) К подобным же выдумкам относятся рассказы о Фриксе. Одни говорят, что он переплыл море на корабле, имевшем на носу изображение бараньей головы, и что Гелла, страдая от морской болезни, перевесилась через борт корабля и упала в море. (5) Другие рассказывают, что в то время, когда был захвачен Фрикс со своим воспитателем, гостил у колхов зять Ээта, царь скифский, который, влюбившись в мальчика, получил его в подарок от Ээта, полюбил  как родного сына и оставил ему царство; воспитатель же его, которого звали Крием (бараном), был принесён в жертву богам, а содранная с его тела кожа по местному обычаю была прибита к храму. (6) После, когда Ээту дано было предсказание, что он тогда умрёт, когда приплывут в его страну чужестранцы и увезут кожу Крия, царь, как рассказывают, окружил стеной святилище, поставил там стражу и, кроме того, позолотил кожу для того, чтобы она благодаря своему блеску была как можно тщательнее охраняема воинами. Каждому читателю предоставляется право судить об этих сказаниях по собственному вкусу.
48. Медея, как рассказывают, провела аргонавтов к святилищу Ареса, отстоявшему на семьдесят стадиев от города, который носил имя Сибариса и был столицей колхов; подойдя ночью к запертым воротам, она окликнула стражей на таврическом наречии. (2) Когда же воины с готовностью отворили ей ворота, как царской дочери, аргонавты, говорят, напав с обнажёнными мечами, убили многих варваров, а остальных, испуганных неожиданностью, выгнали из священного участка и, забрав руно, поспешили с ним к кораблю. (3) Точно так же Медея ядом умертвила в священном участке баснословного неусыпного дракона, обвившего руно, и вместе с Язоном направилась к морю. (4) Когда разбежавшиеся тавры донесли царю о случившемся нападении, то, говорят, Ээт, отправившись со своими телохранителями в погоню за эллинами, догнал их близ моря. Прямо с дороги, вступив в сражение, он убил одного из аргонавтов – Ифита, брата Эврисфея (того самого, который давал поручение Гераклу), но затем, когда он с толпой сподвижников напал на других и стал слишком сильно теснить, то был убит Мелеагром. (5) Когда царь пал и эллины ободрились духом, колхи обратились в бегство, и большая часть их была перебита во время преследования; из числа же героев оказались ранеными Язон и Лаэрт, затем Аталанта и так называемые Феспиалы; говорят, что Медея в несколько дней исцелила их корнями и травами, и аргонавты, запасшись провиантом, отплыли обратно…
56. Вообще, благодаря выдумкам трагических поэтов, относительно Медеи существует целый ряд разнообразных и несогласованных между собой сказаний; некоторые из желания угодить афинянам рассказывают также, что она, захватив Меда, своего сына от Эгея, спаслась с ним в Колхиду. В то же время Ээт, насильственно изгнанный из государства своим братом Персом, возвратил себе престол после того, как Мед, сын Медеи, умертвил Перса. После этого Мед, сделавшись могущественным, прошёл значительную часть лежащей выше Понта Азии и занял названную в последствие по его имени Мидию. (2) Однако мы считаем излишним и слишком долгим описывать все подробности, приводимые рассказчиками преданий о Медее, и потому прибавим лишь конец рассказа об аргонавтах. (3) Не малое число как древних, так и позднейших писателей (между ними и Тимей) рассказывают, что, когда аргонавты после похищения руна узнали, что Ээт своими кораблями занял устье Понта, то совершили удивительный и достопамятный подвиг: проплыв вверх по реке Танаису до его истоков и перетащив в одном месте корабль по суше, они уже по другой реке, впадающей в Океан, спустились к морю и проплыли от севера к западу, имея сушу по левую руку; очутившись недалеко от Гадир (Гадеса), они вступили в наше море (…).

[В.В. Латышев. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе// Вестник древней истории. 1947. №4, 307-325 с.].

Далее

 

Design by PacificWebArt