Георгий, чудо о змие ГЛАВА 4. ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

    4.1. История Грузинской православной церкви

    1

     

    Женской монастырь
    св. Нины Самтавро

          Грузия – одна из древнейших христианских стран мира.
    Грузинская православная  церковь – одна из автокефальных православных церквей (занимающая среди православных церквей мира 6-е место после Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Русской); имеет по сравнению с другими православными церквами некоторые отличия в литургических правилах и собственные религиозные праздники (Светицховлоба, Гареджоба, Давитоба, Нинооба и др.).
    В начале I века в Грузии на побережье Чёрного моря появились первые христианские поселения.
    К учению Христа грузинский народ приобщился в первом веке, по жребию, который должен был показать, где и в какой стране апостолам должны проповедовать Христову веру. Грузия выпала Пресвятой Богородице. Поэтому Грузия считается избранной страной Пресвятой Богородицы, которая является ее покровительницей.
    По воле Спасителя, Богородица осталась в Иерусалиме, а в Грузию от1правился святой апостол Андрей Первозванный, который принёс с собой нерукотворный образ Пресвятой Богородицы. Святой апостол шёл в ту страну, которая хранила ветхозаветную великую святыню – мантию Пророка Ильи, которую принесли евреи, гонимые Навуходоносором и величайшую святыню христианства – несшитый хитон Господа нашего Иисуса Христа, который после распятия свидетель еврей Элиоз привёз в столицу Картли Мцхета, где он жил.

    1

    Пророк Илья, поздний XIV век

    Во времена апостольские на территории современной Грузии существовали два грузинских государства: восточно-грузинское - Картли (по-гречески Иберия), западно-грузинское Эгриси (по-гречески Колхида).

    1

            Двенадцать Апостолов. Byzanz, i. Halfte XIV век

    Апостол Андрей проповедовал как в Восточной, так и в Западной Грузии. В поселение Ацквери (Картли) после проповеди и обращения людей он оставил икону Пресвятой Богородицы, которая на протяжении многих веков находилась в кафедральном соборе Ацквери (Ацкури).


    1

    Апостол Андрей Первозванный

    В Западной Грузии вместе с апостолом Андреем учение Христа проповедовал апостол Симон Кананит (Кананейский), который и похоронен там же, в селе Команы, в ущелье реки Псырцха близ Нового Афона. Грузинская земля приняла ещё одного апостола св. Матфия; он проповедовал на юго-западе Грузии и похоронен в Гонио, вблизи современного Батуми. Древнейшие грузинские источники указывают на пребывание в Восточной Грузии апостолов Варфоломея и Фаддея.



    1 11

    Апостолы Симон Кананейский (слева) и Матфей
    1  1

    Апостолы Варфоломей (слева) и Фаддей

    Мозаики апостолов взяты из Софийского собора и несохранившегося собора Архангела Михаила в Михайловском Златоверхом монастыре, город Киев

    София Киевская была заложена в 1037 году Ярославом Мудрым (978-1054), сыном Владимира. Основные ансамбли мозаик и фресок были исполнены при жизни  Ярослава Мудрого. Советником Ярослава по украшению Киевской Софии был первый русский митрополит Илларион, человек исключительной образованности. Артель мозаичистов была составлена из различных областей Византии местных киевских мастеров.
    Собор Архангела Михаила в Михайловском Златоверхом монастыре был построен 1108-1113 гг. был разобран в связи с реконструкцией Киева в 1938 году. Снятые со стен этого  собора мозаики хранятся в Государственном архитектурно-историческом заповеднике «Софийский собор», Государственной Третьяковской галерее и Государственном Эрмитаже.
    [Салько Н.Б. Живопись Древней Руси. – Ленинград: Издательство «Художник РСФСР». 1982

    Приход и проповедь св. апостолов в Грузии потверждают как местные, грузинские хроники, так греческие и латинские церковные авторы: Ориген (II-III вв.), Дорофей, епископ Тирский (IV в.), Епифан, епископ Кипрский (IV в.), Никита Пафлагонский (IX в.), Экумен (X в.) и др.
    Поэтому Грузинская православная церковь носит название Апостольской.

    В начале IV века грузинский царь Мириан (265-342 гг.) принял христианство, благодаря проповедям святой равноапостольной Нины. В 325 году на    I-м Никейском Вселенском соборе Грузинская православная церковь была представлена Стратофилом – главой Бичвинтского епископата. С 337 года христианство стало господствующей религией в Картли. В том же году была утверждена кафедра 1-й епархии Грузинской православной церкви в Мцхете. Глава Грузинской православной церкви носил титул мтаварепископоси [первым был Иоанэ (337-363 гг.)]. Грузинская православная церковь до 487 года подчинялась Константинопольскому, а затем Антиохийскому патриаршествам. В V веке (ок. 466-468 гг.) при царе Вахтанге I Горгасали (467-474 гг.) введена новая организационно-административная структура церкви во главе с католикосом [первым был Пётр I (467-474 гг.)]. Вахтанг I совершил паломничество в Иерусалим и добился у Антиохийского патриарха, чтобы высшее духовенство состояло исключительно из грузин, а не из греков, и этим положил начало автокефалии грузинской церкви (официально с 487 года). В V веке на грузинский язык переведены Евангелие, Псалтырь и др. В V веке утверждены 2 епархии, в VI веке действовало свыше 24 епархий, в VII веке – свыше 35. В первой половине VI века Иосиф Алавердели, Давид Гареджели, Иоанэ Зедазнели, Антон Марткопели, Шио Мгвимели и др. (известные под общим именем двенадцати ассирийских отцов) основали свыше 16 монастырей: Алавердели, Давид-Гареджа, Зедазени, Икалто, Марткопи, Шиомгвиме и др. В VIII веке в Кларджети утверждено Хандзийское архимандритство (монастыри Хандза, Шатберди, Мере, Гунатле и др.).

    Святой преподобный Иоанн Зедазнийский и его двенадцать учеников, великие учителя благочестия Иверии, пришедшие туда по повелению Божией Матери.
    Великий Иоанн, подобно светлой звезде просвещающий всех антиохийцев,  жил близ Антиохии в пустыне со многими учениками.
    Матерь Божия, явившись ему, велела избрать из числа его учеников двенадцать достойных мужей и идти с ними в Иверию, чтобы утвердить в вере недавно основанную Церковь Иверскую. После продолжительных молений он избрал двенадцать исполненных благодати Божией иноков, среди которых были Шио, Давид, Антоний, Фаддей, Стефан, Исидор, Михаил, Пирра, Зенон, Исе, Иосиф и Авив.
    Св. Иоанн отправился в далекий путь со своими богоизбранными учениками. Они достигли города Мцхета и были радушно приняты тогдашним католикосом Евлавием. Преподобный наставник иноков провел в городе Мцхета три года со своими учениками и с ними же затем взошел на гору Зедазен. После их двухлетнего пребывания на горе, в одну ночь явилась св. Иоанну Царица неба и земли, Владычица Богородица Мария с равноапостольной Ниной и повелела ему, чтобы он разослал своих учеников по разным местам страны для проповеди учения Господа нашего Иисуса Христа.

    В IX веке при абхазском царе Феодосии I (806 – 845 гг.) появились самостоятельные католикосы в Абхазии, именовавшиеся Бичвинтскими, так как их кафедра была в Бичвинте (ныне Пицунда). В 978 году создан полный древнейший список канонической Библии – Афонский, или Ошской (рукопись хранится в Иверском монастыре на Афоне). С XI века глава Грузинской православной церкви Мелкиседек I стал именоваться католикосом-патриархом. В то время были учреждены новые монастыри (Гелати, Вардзиа), превращены в царские монастыри Шиомгвиме, Давид-Гареджа и др. Грузинская православная церковь владела третьей частью земель Грузии, была освобождена от налогов и получила судебный иммунитет. В 1103 году по инициативе царя Давида IV Строителя (1089-1125 гг.) создан Руис-Урбниский церковный собор, который определил роль и место церкви в грузинском государстве. При монастырях функционировали школы и академии [наиболее известные – Гелатская (1106 г.) и Икалтойская (XI-XII века)]. В X-XIII веках центрами культурной деятельности являлись монастыри Бана, Джмерки, Долискана, Мере, Миндзадзори, Опиза, Ошки, Пархли, Тбети, Хандзта, Хахули, Шатберди и др., где переводились на грузинский язык сочинения Гомера, Низами и др., богословские труды («Житие маймсомского епископа Петра Ивери» в XIII-XIV вв. первёл с сирийского Макар Месхи), тексты церковных соборов («Большой судебник» перевёл Арсен Икалтоели в XII веке) и особенно библейские книги [«Шатбердский сборник» (X в.), «Гелатская Библия» (XII в.)]. В V-XII веках в Грузии получили развитие агиография, гомилетика, литургика и др. В них трудились выдающиеся грузинские богословы и философы: в Иверском монастыре на Афоне Евфимий Мтацминдели (955-1029 гг.) и Георгий Мтацминдели (1009 – 66 гг.); в Петрицоне (Болгария, ок. Пловдива, осн. в 1083 г.) Иоанэ Петрици и др. В результате монгольского, персидского и турецкого нашествия в XIII-XVIII веках политическая и экономическая позиции церкви были значительно ослаблены.
    Со времён принятия христианства (и до того) грузинскому народу на протяжении веков приходилось почти постоянно бороться против внешних врагов-завоевателей: персов и арабов, турок-селджуков и хорезмийцев, монголов и 1турок-османов. Вместе с завоеванием страны они старались уничтожить и христианскую религию. Грузинский народ в тяжелейшей борьбе смог сохранить государственность и защитить православие. На протяжении веков борьба за государственность отождествлялась с борьбой за православие. За веру Христову приняло мученическую смерть множество людей, как духовного звания, так и граждан.
    Мировая история не знает такого примера самопожертвования, когда одновременно 100000 человек приняли мученический венец. Жители столицы Грузии – Тбилиси, отказались выполнить приказ хорезм-шаха Джалал-ед-дина пройти и осквернить иконы, положенные на мосту. Были казнены мужчины, дети и старики.
    Это случилось в 1226 году. В 1386 году орда Тамерлана уничтожила монахинь Квабтахевского монастыря. В 1616 году во время нашествия шаха Аббаса прииняли мученичество 6000 монахов Давид-1Гареджийского монастыря.
    Среди прославленных в лике святых Грузинской церкви немало мирских людей, правителей, которые своим патриотизмом, геройством и христианским самопожертвованием дали нам пример. Замученные князья Давид и Константин Мхеидзе (VIII век), убитый монголами царь Димитрий II (XIII век), погибший от рук персов царь Луарсаб II (XVII) и замученная персами царица Кетевани (XVII) – это не полный список этих грузинских святых.
    Со времени провозглашения христианства государственной религией Грузинская церковь, несмотря на трагическую историю страны, всегда занималась восстановительными и просветительскими делами. Территория страны полна церквами и монастырями.
    Грузинская православная церковь возглавила освободительное движение против завоевателей.
    В 1783 году по Георгиевскому трактату Грузия вошла в состав Российской империи, а грузинская православная церковь подчинилась Синоду (католикос-патриарх Антоний II назначен его членом). В 1811 году сан католикоса-патриарха упразднён, а глава Грузинской православной церкви стал именоваться митрополитом Мцхетским и Картлийским со званием экзарха Грузии и члена Синода; высочайше учрежден Грузинский экзархат. Число епархий сокращено с 13 до 2 (Мцхетско-Картлийская и Алавердско-Кахетинская), для управления ими  при экзархе Грузии образована духовная дикастерия, которая с 1814 года стала именоваться Грузино-Имеретинской синодальной конторой, а в Грузии учреждались 3 епархии [Мцхетская, Телавская (Осетинская) и Сигнахская и 1 викариатство (Горийское). В 1818 году на территории Грузии оставлена одна епархия (Картлийско-Кахетинская); глава Грузинской православной церкви стал именоваться архиепископом Картлийским и Кахетинским, церковные земли перешли в ведение Синода, и грузинское духовенство стало получать жалованье. В 1821 году образована Имеретинская епархия, а затем епархии в Мингрелии и Гурии. В 1885 году в экзархат входили 5 епархий: Грузинская епархия (состояла из 12 монастырей и 485 приходских церквей Бакинской, Елизаветпольской, Тифлисской, Эриванской губерний, Дагестанской, Закаспийской и Карсской областей, управлялись экзархом Грузии, имеющим пребывание в Тифлисе; при экзархе были 2 викария, епископы (Алавердский и Горийский), Владикавказская епархия (существовала до 1894 года, состояла из 2 монастырей и 122 церквей Терской области и Северной Осетии), Имеретинская епархия (8 монастырей и 478 приходских церквей Кутаисского, Рачинского и Шаропанского уездов Кутаисской губернии; кафедра в Кутаиси), Гурийско-Мингрельская, или Новосенакская, епархия (5 монастырей и 407 приходских церквей Зугдидского, Лечхумского, Озургетского, Сенакского уезда, Артвинского и Батумского округов Кутаисской губернии; кафедры в Новосенаках), Сухумская епархия (1 монастырь и 55 приходских церквей Сухумского Черноморского округа; кафедра в Сухуми). В 1900 году Закаспийская область, ранее входившая в состав экзархата, включена в Туркестанскую епархию. В начале XX века  в экзархате – 1534 прихода, 2 семинарии (Тифлисская, основана в 1817 году, Кутаисская, в 1894 году), 6 духовных училищ, 381 церковно-приходская школа (17 тыс. учащихся). Численность духовенства: 58 протоиереев, 1741 священник, 203 дьякона, 1661 псаломщик.
    12(25). 3. 1917 года восстановлена автокефалия Грузинской православной церкви, отменены экзархат и подчинение Синоду Русской православной церкви, возобновилось богослужение на грузинском языке. После восстановления автокефалии первым католикос-патриархом был избран известный деятель церкви Кирион II.
    В 1943 году установлено общение между Грузинской православной церковью и Русской православной церковью, признавшей автокефалию Грузинской православной церкви.
    В 1989 году существующую с V века Грузинскую автокефальную церковь подтвердил вселенский патриархат.
    Особенно отметим христианское искусство. На протежении веков, основываясь на народных традициях, получила развитие гражданская и храмовая архитектура, многие образцы которой признаны лучшими памятниками мирового искусства. Вместе с храмовой архитектурой блестящее развитие получила монументальная живопись – фрески, мозаика. В общей эволюции византийской живописи достойное место заняла грузинская фреска.1
    Грузины строили церкви и монастыри не только в Грузии, но и в Палестине, Сирии,  на Кипре, в Болгарии. С этой стороны особенно выделяются Крестовый монастырь в Иерусалиме (сейчас в юрисдикции Иерусалимского патриархата), монастырь святого Иакова (в юрисдикции армянской церкви), Ивирон на горе Афон (с этим монастырём связана история чудотворной иконы Пресвятой Богородицы), Петрицони в Болгарии.1
    В разное время в Грузии и за её пределами работали известные грузинские богословы, философы, писатели и переводчики Пётр Ибер, Ефрем Малый, Евфимий и Гиоргий Святогорцы, Иоанн Петрици и др.

    Святыни Грузинской православной церкви

    В храме Самтавро есть множество святынь, часть 11животв1орящего столпа, чудотворная икона Иверской Божьей Матери, на ней читается: «Свято-Иверский грузинский монастырь 1919 г.», чудотворная икона святой Нино, пожертвованная из Петербурга царём Георгием XII своим внукам в 1870 г., могилы святых царей Мириана и Наны, св. мощи святого Абибоса Некресского, под святым престолом в алтаре, св. мощи святого Шио Мгвимского, часть камня с могилы святой Нино из Бодбе и др.
    Многовековую историю насчитывает монастырская обитель святой Нино, где непрестанно молилась святая, по чьей молитве вознёсся Животворящий столп (Светицховели), где покоится для поклонения грузин сшитый руками Пресвятой Богородицы Хитон Господень.

    Легенда о Хитоне господа нашего Иисуа Христа

     [Хитон (греч. chiton), мужская или женская одежда древних людей. Льняная или шерстяная рубашка, чаще без рукавов; подпоясывался с напуском].

    Согласно преданию Грузинской православной церкви, еще в I веке житель Мцхеты свидетель распятия Иисуса Христа еврей Элиоз выкупил в Иерусалиме у воинов Хитон Господень.
    Вернувшись, он вручил его своей сестре Сидонии, которая, взяв в руки Хитон, скончалась на месте. Хитон не могли высвободить из ее объятий и она была похоронена вместе с ним. Позднее на этом месте была построена первая в Грузии церковь в честь Двенадцати Апостолов Христовых. В IV веке на ее месте был возведен красивейший грузинский храм  Светисцховели.
    Хитон Господа нашего Иисуса Христа является величайшей христианской святыней.
    Праздник Светицховели в Грузии отмечается два раза в год – 13 июля и 14 октября.
    Первую проповедь христианства на земле древней Иверии церковное Предание приписывает, как отечалось выше, апостолу Андрею Первозванному, который водрузил крест на Киевских горах. Древнейшей святыней Грузии является Нешвенный Хитон Христов, хранящийся в Мцхетском соборе; другая древняя святыня – могила Симона Кананита, ученика и спутника апостола Андрея. Распространение христианской веры на горах Кавказа связано с именем святой равноапостольной Нины, жившей в IV веке. Под влиянием святой Нины, воздвигшей в стране множество храмов в память великомученика Георгия Победоносца, Грузия избрала святого Георгия своим небесным покровителем.
    1  1

    «Св. Георгий в житии», начало XV века (слева) и Св. Георгий, 30-40-е годы XII в.

    1  1

     Федор Стратилат в житии, конец XV века (слева) и Дмитрий Солунский, вторая половина XII – начало XIII века
    [Лазарев В.Н. Новгородская иконопись  - М.; «Искусство». 1981]
    1
    1

    Работа грузинских мастеров, XI век

        1
    Ожерелье с львиными головами, XII век
    Католикосы-патриархи Грузинской православной церкви, гг.:

    Мелкиседек I (1012-30, 1035-45), Иоанн II (1031-39, 1945-49), Евфимий I (1049-55), Георгий III (1055-65), Габриэл III 1065-80), Димитрий (1080-90), Басилий III (1090-1100), Иоанн IV (1100-42), Свимеон IV (1142-46), Саба I (1146-50), Николай I (1150-78), Микэл IV (1178-86), Теодор II (1186-1206), Басилий IV (1206-08), Иоанн V (1208-10), Епифаний (1210-20), Евфимий II (1220-22), Арсен III (1222-25), Георгий IV (1225-30), Арсен IV (1230-40), Николай II (1240-80), Авраам I (1280-1310), Евфимий III (1310-25), Микэл V (1325-30), Басилий V (1330-50), Доротеоз I (1350-56), Шио I (1356-64), Николай III (1364-80), Георгий V (1380-97), Элиоз (1399-1411), Микэл VI (1411-26), Давид II (1426-30), Теодор III (1430-35), Давид Ш (1435-39, 1443-59), Шио II (1440-43), Марк (1460-66), Давид IV (1466-79), Евагрий (1480-92, 1500-03), Авраам II (1492-97), Эфрем I (1497-1500), Доретеоз II (1503-10, 1511-16), Деонис (1510-11), Басилий VI (1517-28), Малахия (1528-38), Мелкиседек II (1538-41), Герман (1541-47), Свимеон V (1547-50), Зебеде I (1550-57), Николай IV (1562-84), Николай V (1584-91), Доротеоз III (1592-99), Доментий I (1599-1603), Зебеде II (1603-10), Иоанн VI (1610-16), Христофор I (1616-22), Захарий (1623-30), Эвдемоз I (1630-37), Христофор II (1638-60), Доментий II (1660-76), Николай VI (1678-88, 1691-96), Иоанн VII (1688-91, 1696-1700), Эвдемоз II (1701-05), Доментий III (1705-24), Бесарион (1725-37), Кирия (1737-39), Николай VII (1741-44), Антоний I (1744-55, 1764-88), Иосиф (1755-64), Антоний II (1788-1811).

    [Отечественная история: История России с древнейших времён до 1917г.: Энциклопедия: В 5 Т. Т. 1, 1994, 642-643 с.; Интернет].

    В 1801-1885 Грузия вошла в состав Российской Империи и автокефалия Грузинской православной церкви была отменена. Грузинская православная церковь управлялась экзархами, поставленными Священным Синодом России.

    Экзархи:

    Митрополит Варлам (Эристави) 1811 - 1817
    Митрополит Теопилакт (Русанов) 1817 - 1821
    Митрополит Иона (Василевский) 1821 - 1834
    Архиепископ Моисей (Богданов - Платонов) 1832 - 1834
    Архиепископ Евгений (Баганов) 1834 - 1844
    Митрополит Исидор (Никольский) 1844 - 1858
    Архиепископ Евсевий (Ильинский) 1858 - 1877
    Архиепископ (Иоаник Руднев) 1877 - 1882
    Архиепископ (Павел Лебедев) 1882 - 1887
    Архиепископ Палладий (Раев) 1887 - 1892
    Архиепископ Владимир (Богоявленский) 1892 - 1898
    Архиепископ Флавиан (Городецкий) 1898 - 1901
    Архиепископ Алексий I (Опотский) 1901 - 1905
    Архиепископ Николай (Налимов) 1905 - 1906
    Архиепископ Никон (Софийский) 1906 - 1908
    Архиепископ Иннокентий (Беляев) 1909 - 1913
    Архиепископ Алексий II (Молчанов) 1913 - 1914
    Архиепископ Питирим (Окнов) 1914 - 1915
    Архиепископ Платон (Рождественский) 1915 - 1917

    Католикосы-Патриархи всея Грузии после восстановления автокефалии:

    Кирион III Садзаглишвили 1917 - 1918
    Леонид Окропиридзе 1918 - 1921
    Амброси Хелаия 1921 - 1927
    Кристофорэ III Цицкишвили 1927 - 1932
    Калистратэ Цинцадзе 1932 - 1952
    Мельхиседек III Пхаладзе 1952 - 1960
    Ефрем II Сидамонидзе 1960 - 1972
    Давит V Девдариани 1972 - 1977
    Илия II 1977 - до настоящего момента.
    [Интернет].

                    ОТЦЫ ЦЕРКВИ:

    Ириней    (…-ок. 202);
    Василий Великий (ок.330 – ок.379);
    Григорий Богослов (ок.330-ок.390);
    Григорий Нисский (ок.335-ок.394);
    Августин (Блаженный) (354-430);
    Псевдо-ДионисийАреопагит (V век);
    Максим-Исповедник (ок.580-662);
    Иоанн Дамаскин (ок.675-ок.753);
    Афанасий Александрийский (ок.295-373).

    В 1150-1152 гг. Петр Ломбардский, французский философ и богослов, написал «Четыре книги сентенций», собрав воедино все изречения отцов церкви.

     

     

    1  1

    Василий Великий – отец и учитель церкви (слева) и Григорий Богослов – отец церкви

    1

    Григорий Нисский – отец церкви 

     

    В 1298 году
    папа римский Бонифаций VIII

    объявил учителями церкви:

    Григория Великого (ок.540-604, папа с 590 г.);
    Амвросия Медиоланского (340-ок.397);
    Августина Аврелия (354-430).

    В 1567 году
    папа римский Пий V
    дополнил этот первоначальный канон следующими именами:

       Василий Великий (Василий Кесарийский) ок. 330-379;
    Григорий Назианзин (Григорий Богослов) ок. 330-ок.390;
    Иоанн Златоуст (344-355 – 407, патриарх Константинопольский с 398г.).

      1

    Иоанн Златоуст – учитель церкви

    4.2. Святая равноапостольная Нина, просветительница

    Нина равноапостольная

    Святая равноапостольная Нина


    Георгий, чудо о змие

    Георгий, чудо    о змие

     Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, родилась около 280 года в городе Коластры, в Каппадокии, где было много грузинских поселений. Ее отец Завулон доводился родственником святому великомученику Георгию (память 23 апреля). Он происходил из знатного рода, от благочестивых родителей, пользовался расположением императора Максимилиана (284 – 305 гг.). Находясь на военной службе у императора, Завулон, как христианин, содействовал освобождению пленных галлов, принявших христианство. Мать святой Нины Сусанна была сестрой Иерусалимского патриарха (некоторые называют его Ювеналием).
    Двенадцати лет от роду святая Нина пришла в Иерусалим вместе с родителями, у которых была единственной дочерью. По их обоюдному согласию и по благословению патриарха Иерусалимского, Завулон посвятил свою жизнь служению Богу в пустынях Иорданских, а Сусанна была поставлена диаконисой при храме Гроба Господня, а воспитание святой Нины было поручено благочестивой старице Нианфоре. Святая Нина проявила послушание и прилежание и через два года, при помощи благодати Божией, твердо навыкла исполнять правила веры и с усердием читала Священное Писание.


    Равноапостольная Нина Грузинская

    Равноапостольная Нина Грузинская

            Однажды, когда она плача сопереживала евангелисту, описывающему распятие Христа Спасителя, мысль ее остановилась на судьбе Хитона Господня. На вопрос святой Нины, где пребывает Хитон Господень, старица Нианфора пояснила, что нешвенный Хитон Господень, по преданию, отнесен мцхетским раввином Элеазаром в Иверию (Грузию) именуемую Уделом Божией Матери. Сама Пречистая Дева во время Своей земной жизни была призвана апостольским жребием к просвещению Грузии, но Ангел Господень, явившись Ей, предрек, что Грузия станет Ее земным уделом впоследствии, при скончании времен, и Промысл Божий уготовал Ей апостольское служение на Афоне (также именуемом Уделом Божией Матери).
    Узнав от старицы Нианфоры, что Грузия еще не просвещена светом христианства, святая Нина денно и нощно молилась Пресвятой Богородице, да сподобит ее увидеть Грузию обращенной ко Господу, и да поможет ей обрести Хитон Господень.
    Царица Небесная услышала молитвы юной праведницы. Однажды, когда святая Нина почивала после долгих молитв, Пречистая Дева явилась ей во сне и, вручив крест, сплетенный из виноградной лозы, сказала: "Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него. Я же буду тебе Покровительницею".
    Пробудившись, святая Нина увидела в своих руках крест (ныне хранится в особом кивоте в Тбилисском Сионском кафедральном соборе), возрадовалась духом и, придя к своему дяде, патриарху Иерусалимскому, рассказала о видении. Патриарх Иерусалимский благословил юную деву на подвиг апостольского служения.
    По пути в Грузию святая Нина чудесным образом избегла мученической смерти от армянского царя Тиридата, которой подверглись ее спутницы – царевна Рипсимия, ее наставница Гаиания и 35 дев (память 30 сентября), бежавшие в Армению из Рима от гонений императора Диоклетиана (284 – 305 гг.). Укрепленная видениями Ангела Господня, явившегося в первый раз с кадилом, а во второй – со свитком в руке, святая Нина продолжила свой путь и явилась в Грузию в 319 году. Слава о ней вскоре распространилась в окрестностях Мцхета, где она подвизалась, ибо проповедь ее сопровождалась многими знамениями. В день преславного Преоражения Господня, по молитве святой Нины, во время языческого жертвоприношения, совершаемого жрецами в присутствии царя Мириана и многочисленного народа, были низвергнуты с высокой горы идолы – Армаз, Гаци и Гаим. Это явление сопровождалось сильной бурей.

    1

    Преображение, третья четверть XV века
    Войдя в Мцхет, древнюю столицу Грузии, святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника, жена которого, Анастасия, по молитвам святой Нины, разрешилась от неплодства и уверовала во Христа.


    Нина равноапостольная

    Нина равноапостольная

            Святая Нина исцелила от тяжкого недуга грузинскую царицу Нану, которая, приняв святое крещение, из идолопоклонницы стала ревностной христианкой (память ее совершается 1 октября). Несмотря на чудесное исцеление супруги, царь Мириан (265 – 342 гг.), внимая наущениям язычников, готов был подвергнуть святую Нину жестоким мучениям. «В то самое время, как вымышляли казнь святой праведнице, померкло солнце и непроницаемая мгла покрыла место, где находился царь». Царь внезапно ослеп, а пораженная ужасом свита начала умолять своих языческих идолов о возвращении дневного света. «Но Армаз, Заден, Гаим и Гаци были глухи, и мрак умножился. Тогда устрашенные единогласно воззвали к Богу, которого проповедовала Нина. Мгновенно рассеялся мрак, и солнце осветило всё своими лучами». Это событие совершилось 6 мая 319 года.
    Царь Мириан, исцеленный святой Ниной от слепоты, принял святое Крещение вместе со своей свитой. По прошествии нескольких лет, в 324 году христианство окончательно утвердилось в Грузии.
    Летописи повествуют, что святой Нине, по ее молитвам, было открыто, где сокрыт Хитон Господень, и там был воздвигнут первый в Грузии христианский храм (вначале деревянный, ныне каменный собор в честь 12 святых Апостолов, Светицховели).


    Император Константин Великий

    Император Константин Великий

          К тому времени с помощью византийского императора Константина (306 – 337 гг.), приславшего по просьбе царя Мириана в Грузию Антиохийского епископа Евстафия, двух священников и трех диаконов, христианство окончательно упрочилось в стране. Однако горные области Грузии оставались непросвещенными. В сопровождении пресвитера Иакова и одного диакона святая Нина отправилась к верховьям рек Арагви и Иори, где проповедовала Евангелие язычникам-горцам. Многие из них уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Оттуда святая Нина прошла в Кахети (Восточная Грузия) и поселилась в селении Бодбе, в маленькой палатке на склоне горы. Здесь она вела подвижническую жизнь, пребывая в постоянных молитвах, обращая ко Христу окрестных жителей. В их числе была и царица Кахети Соджа (София), принявшая Крещение вместе со своими царедворцами и множеством народа.
    Совершив свое апостольское служение в Грузии, святая Нина была извещена свыше о близкой кончине. В послании к царю Мириану она попросила его прислать епископа Иоанна, чтобы он приуготовил ее в последний путь. Не только епископ Иоанн, но и сам царь, вместе со всем духовенством, отправились в Бодбе, где у смертного одра святой Нины были свидетелями многих исцелений. Назидая народ, пришедший ей поклониться, святая Нина, по просьбе своих учениц, рассказала о своем происхождении и жизни. Этот рассказ, записанный Соломией Уджармской, послужил основанием жития святой Нины.
    Благоговейно приобщившись Святых Тайн, святая Нина завещала, чтобы ее тело погребли в Бодбе, и мирно отошла ко Господу в 335 году (по другим источникам, в 347, на 67-м году от рождения, после 35 лет апостольских подвигов).


    Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии.

          Святая  равноапостольная Нина, просветительница Грузии.

          Царь, духовенство и народ, скорбя о кончине святой Нины, хотели перенести ее останки в соборную Мцхетскую церковь, но не могли сдвинуть гроба подвижницы с избранного ею места упокоения. На этом месте в 342 году царь Мириан основал, а сын его царь Бакур (342 – 364 гг.) завершил и освятил храм во имя сродника святой Нины, святого великомученика Георгия; позднее здесь был основан женский монастырь во имя святой Нины. Мощи святой, по повелению ее сокрытые под спудом, были прославлены многими исцелениями и чудесами. Грузинская православная церковь, с согласия Антиохийского Патриархата, наименовала просветительницу Грузии равноапостольной и, причислив к лику святых, установила ее память 14 января, в день ее блаженной кончины.

    11 1 2 1 3

    1 4

     

    1 5 1 6

    Христианские иконы:
    1,5,6-Святая Нино, 2-Георгий Победоносец, 3-Константин Великий, 4-тайная Вечеря

    Далее

 
 

Design by PacificWebArt