Георгий, чудо о змие ГЛАВА 6. ДРАГОЦЕННОСТИ  ГРУЗИИ
Исторический очерк развития материальной культуры Грузии
Жизнь человека на территории Грузии прослеживается на самой ранней ступени развития человеческого общества. Находка в местечке Удабно (Восточная Грузия) в 1939 году останков человекообразной обезьяны – удабнопитека даёт основание предполагать, что Закавказье являлось одним из очагов формирования первобытного человека. В Грузии выявлены памятники материальной культуры каменного века, начиная с раннего палеолита, – десятки пещер и стоянок ашельского и мустьерского времени в Абхазии, Имерети, Южной Осетии (см., например, Кударо), Нижней Картли, Кахети. Позднепалеолитические памятники обнаружены в Западной Грузии – Девисхврели,  Сакажиа, Мгвимеви, Сагварджиле, Самерцхлеклде, Свантасаване и др.; мезолитические – в пещерах Гварджиласклде, Сареки, Квачара, Яштхва, Джампала, Эдзани, а также стоянки на открытых местах Энцери, Зуртакети.
Памятники неолита открыты в основном на территории Западной Грузии (Кнстрик, Одиши, Тетрамица, Хуцубани, Сагварджиле, Анасеули и др.); в Восточной Грузии – Цопи. Выделяются докерамический неолит и неолит с керамикой и локальные варианты в культуре позднего неолита. Памятники каменного века Грузии дают возможность проследить последовательность в развитии орудий производства из камня и кости, а также изменения в жизни и быту человека в эту эпоху: переход от кочевого и полукочевого к оседлому образу жизни, от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, развитие ремёсел – гончарного дела, ткачества и др. видов домашнего производства.
Археологическими раскопками обнаружены памятники высокоразвитой культуры Грузии античного периода — мощные крепостные, храмовые и дворцовые сооружения (Мцхета, Вани), богатые погребения, содержащие уникальные предметы художественных ремёсел, в т. ч. в большое количество и местного производства. Эпиграфические памятники свидетельствуют о раннем распространении письменности (арамейской, греческой, а затем и собственно грузинской).
Изобразительное искусство. Древнейшие памятники изобразительного искусства Грузии – художественные изделия из металла и керамика с врезанным, лепным и расписным орнаментом — восходят к энеолиту. К 1-й половине и середине 2-го тыс. до н. э. относятся золотые, серебряные и бронзовые изделия из Триалети, украшенные цветными камнями, зернью или чеканными изображениями людей и животных, а также чернолощёная и расписная керамика, к рубежу 2-го – 1-го тыс. до н. э. – бронзовые топоры, бляхи, пояса т. н. кобано-колхского круга, украшенные стилизованными гравированными изображениями животных, литые фигурки людей. От периода рабовладельческих государств сохранились погребения с богатым инвентарём, в том числе украшениями из золота с гранатами, зелёными стёклышками, камеями и т. п., выполненными в местных художественных традициях (применены техника литья, чеканка, гравировка, филигрань, зернь, цветные вкладки), серебряной завозной посудой, стеклом, керамикой («Ахалгорийский клад», Вани, Армазисхеви, Клдеети, Бори, Уреки, Самтавро, Багинети и др.).
323б. Бронзовая пряжка из Иберии, 1 тысячелетие до н. э. Тбилиси. Музей изобразительных искусств Грузинской ССР.
Бронзовая пряжка из Иберии, 1-е тыс. до н. э. Тбилиси. Музей изобразительных искусств  Грузии
1
Бронзовый пояс с гравированными изображениями из Самтавро. 1-я пол. 1-го тысячелетия до н. э. Тбилиси. Музей Грузии
3246. Бронзовый пояс с гравированными изображениями из Триалети (Грузинская ССР). Первая половина 1 тысячелетия до н. э. Тбилиси. Музей Грузии.
Бронзовый пояс с гравированными изобржениями из Триалети. 1-я пол. 1-го тыс. до н. э. Тбилиси. Музей Грузии
328а. Серебряная чаша с лебедями из Казбегского клада. 6 - 5 вв. до н. э. Москва. Исторический музей.
1
Серебряная чаша с лебедями из Казбегского клада. VI – V века до н. э. Москва. Исторический музей
3286. Серебряная чаша с изображением коня Из погребения питиахша (правителя) Берсума в Армазис-хеви. Середина 3 в.н. э.  Тбилиси.  Музей Грузии.
Серебряная чаша с изображением коня. Из погребения питиахша (правителя) Берсума в Армазис-хеви. Середина III в. до н. э. Тбилиси. Музей Грузии
  После принятия христианства в Грузии приходят из центров христианского Востока новое содержание и новые формы изобразительного искусства, которые грузинские мастера перерабатывают, создавая собственную художественную школу. Средневековое изобразительное искусство Грузии представлено декоративной скульптурой, чеканкой по металлу (являющейся важной областью грузинской пластики), резьбой по дереву, монументальной живописью, мозаикой, миниатюрой. Скульптура (рельефы на фасадах храмов, на алтарных преградах, каменных стелах) и чеканка проходят эволюцию от некоторой пластичности форм, унаследованной от эллинистического искусства (некоторые капители Болнисского Сиона, рельефы храма Джвари), к плоскостности, линейности (при сохранении пластичности линии) и орнаментальности, к нарушению пропорций человеческой фигуры, что придаёт изображению экспрессию и подчёркнутую декоративность (рельеф из Опизы, IX в., стела из Усанети, VIII-IX вв., чеканная икона «Преображение» из Зарзмы, 886 г.,– все в Музее искусств Грузии, Тбилиси; деревянная резная дверь из с. Чукули, в Музее Грузии, Тбилиси). В X-XI вв. поиски пластичной моделировки форм, передачи правильных пропорций человеческой фигуры знаменуют новый этап развития скульптуры Грузии. К произведениям этого времени относятся чеканные золотые выносные кресты из Ишхани, из Брила (мастер Асат), из Брети, чаша из Бедиа; икона «Умиление» из Зарзмы, тондо из Гелати с изображением св. Мамая (все – в Музее искусств Грузии), каменные рельефы на храмах в Кумурдо, Ошки, Светицховели в Мцхете, Никорцминда; отличающиеся тонкой пластичностью и выразительностью каменные рельефы алтарных преград (из Сапары, Ховле — в Музее искусств Грузии). Произведения чеканки XII-XIII вв. украшены пышным растительным орнаментом и цветными деталями (эмали, чернь; знаменитый Хахульский складень с многочисленными эмалями; произведения Бека и Бешкена Опизари – все в Музее искусств Грузии); в XVI в. появляются разработка фонов гравированных мелким растительным узором, вставки цветных драгоценных камней. Самые ранние из уцелевших памятников монументальной живописи на территории Грузии примыкают по стилю к кругу древнехристианских памятников Переднего Востока (мозаичные полы храма в Пицунде, IV-V вв.). Затем намечается отход от эллинистических принципов (мозаика алтаря в Цроми, VII в.), изображения становятся плоскостно-линейными (росписи церкви монастыря Додо в комплексе Давид Гареджа). Монументальная живопись достигает блестящего расцвета в X-XIII вв. Росписи сплошь покрывают все внутренние стены и своды храмов. Появляются житийные циклы местных святых, портреты исторических лиц (царь Георгий III, царица Тамара в храмах Вардзиа, Бетаниа, Кинцвиси, царь Давид Строитель – в Гелати, царь Димитрий – в Мацхвариши); принесённые из Византии иконографические образцы творчески перерабатываются. Для грузинских росписей этого времени характерны сдержанность мягко сгармонированного колорита, линейность письма. Развитие идёт от строгой монументальности произведений X-XI вв. (росписи Атенского Сиона) к динамичности и декоративной изысканности в рисунке и колорите живописи начала XIII в. (росписи храма в Кинцвиси). Кроме столичной школы, к которой принадлежат названные фрески, существуют местные школы: в провинции Рача, в Сванети (художники Тевдоре и Микел Маглакели, конец XI – 1-я половина XII вв.), в храмах Гелатского монастыря (XII в.) и др.
  В искусстве миниатюры (самые ранние – IX-X вв.) различают две тенденции: одна, характеризующаяся линейной манерой письма, подцвеченным рисунком (Мцхетская псалтырь, X в., институт рукописей АН Грузии, Тбилиси), связана с местными художественными традициями; вторая следует приёмам византийских парадных рукописей с их техникой многослойного письма и применением золота (миниатюры 2-го Джручского и Гелатского евангелий, XI-XII вв., институт рукописей АН Грузии). Из рукописей с миниатюрами XVII в. наиболее интересны светские, в особенности списки «Витязя в тигровой шкуре».
  Декоративно-прикладное искусство средневековой Грузии представлено перегородчатой эмалью (развита в VI-XV вв.), расписной керамикой (расцвет в XI-XIII вв., крупные центры производства – Тбилиси, Дманиси; с XV в. появляется расписная майолика), вышивкой по шёлку и бархату, резными печатями.
Триалети – группа археологических памятников в Грузии, к Югу от Триалетского хребта, на Цалкинском плато, относящихся к периодам от позднего палеолита до раннего средневековья. Открыта в 1939-1940-м и 1947-м годах прошлого века экспедицией Государственного музея Грузии под руководством   Б.А. Куфтина. Особенно интересна так называемая триалетская культура эпохи средней бронзы (начало 2-го тыс. до н. э.), к которой относятся богатейшие погребения в больших курганах: ямные, безъямные, с «погребальными залами».
1  1
Золотой кубок и серебряное ведерко из погребения в Триалети. Сер. 2-го тыс. до н. э. Тбилиси. Музей Грузии
Прах покойника помещался в центре кургана, иногда на колеснице. Вдоль стен ставили крупные глиняные сосуды – лощёные, с нарезным и расписным орнаментом. Множество высокохудожественных изделий из драгоценных металлов свидетельствует о высоком уровне местного ювелирного производства и о связях со странами Передней и Малой Азии. Особенно интересны серебряный кубок, украшенный двумя рельефными фризами (на нижнем изображена вереница оленей, на верхнем – сложная ритуальная сцена), и золотой кубок. Памятники триалетской культуры распространены почти по всей Восточной Грузии и на близлежащей территории Армении. Курганы принадлежат родовой знати и племенным вождям; находки в них свидетельствуют о далеко зашедшем процессе разложения первобытнообщинных отношений у племён Закавказья во  2-м тыс. до н. э.

 

Ювелирные изделия, представленные в музеях Грузии


1
Резная деревянная дверь из с. Чукули (Сванети). X в. Музей Грузии. Тбилиси. Фрагмент.


1
Древнегрузинская серебряная монета-колхидка. VI – III вв. до н. э.


1
Золотые украшения из Вани (V в. до н. э.). Ожерелье.


1
Хахульский складень. Чеканка по металлу и перегородчатая эмаль. 1-я пол. XII в. Музей искусств Грузии. Тбилиси.


1
Тондо с изображением св. Мамая из Гелатского монастыря. Чеканка по металлу. 1-я пол. XI в. Музей искусств Грузии. Тбилиси.


1
Погребальная колесница эпохи средней бронзы из Триалетского кургана.


1
Серебряная чаша из Триалета. Середина 2-го тыс. до н. э.


1
Золотые украшения из Вани (V в. до н. э.). Диадема.


1
Золотые украшения из Вани (V в. до н. э.). Браслеты.


1
Предметы вооружения (кинжалы, мечи, наконечник копья) и орудия производства (мотыга, топоры, долото).


1
Фрагмент Цилканской иконы. Эмаль. VIII в. Музей искусств Грузии. Тбилиси.

Декоративно-прикладное искусство Грузии


Грузинское декоративно-прикладное искусство прошло долгий и сложный путь своего развития. Об этом говорят хранящиеся в фондах Государственного музея Грузии экспонаты: изделия из керамики, металла, дерева, кости и ковры.

1
Чаша. Начало XIX века
Серебро Чеканка.
Диаметр 18 см, высота 9,5 см

1
Декоративное панно «Голуби» 1969 год.
А.Горгадзе.
Медь. Чеканка, тонировка 35 на 54 см.

Первые образцы декоративно-прикладного искусства на территории Грузии датируются седьмым тысячелетием до н.э. Первые серебряные предметы на территории Грузии относятся к третьему тысячелетию до н.э. Во втором тысячелетии до н.э. количество образцов ювелирного искусства растёт. Тогдашние златокузнецы в совершенстве владели искусством филиграни, скани, чеканки, литья.


1
Кинжалы в ножнах
Слева: XIX век, мастер Е. Джинджория
Серебро, кожа. Чеканка, скань, зернь, чернь. Длина 49 см
Справа: 1914 г, мастер Е.Дзадзамидзе
Серебро. Чеканка, скань, зернь чернь Длина 55 см

1
Черпаки для вина-азарпеши
Слева: XIX в, серебро, чеканка. Длина 32,5см
Справа:XIX в, серебро, бирюза.
Гравировка, чеканка, литьё Длина 27 см.

Средневековое ювелирное искусство достигло своего наивысшего расцвета в XI-XIII веках. В XVI-XVII веках оно, как и вообще грузинское искусство попало под влияние иранского искусства, но не утратило своих традиционных технических приёмов и глубоко национального содержания.


1
Кувшин и каркара.
XIX в, серебро, чеканка, тонировка.
Высота кувшина 25 см, каркары 28 см.

1
Кувшин, чаша, стакан
Начало19 в, серебро, чеканка, перегородчатая эмаль.
Высота кувшина 24,5 см, чаши 6 см, стакана 9см.

Искусство златокузнецов самого большого расцвета достигло в Грузии в XIX веке.
Лучшие образцы создавались в Тбилиси, Ахалцихе, Гори, Кутаиси, Зугдиди и Телави. Рядом с грузинскими работали армянские, русские и дагестанские мастера, в созданных ими произведениях легко читаются грузинские мотивы.


1
Женское нагрудное украшение.
Сванетия, конец 18 в.
Серебро, чеканка, гравировка, чернь.

1
Сосуд для разлива вина
1949 год, серебро, филигрань, чернь.
Длина 31,5см

Среди изделий златокузнецов, кроме женских украшений, традиционной считалась столовая утварь (кубки, чаши, кувшины, рога-канци). Обильно украшалось чеканкой, сканью, чернью оружие-пистолеты и кинжалы, а также газыри, портупеи, пояса.
1
Чианури (музыкальный инструмент)
19 в, дерево, перламутр, кость, кожа, инкрустация.
Длина 75 см
Грузинские мастера, начиная с раннефеодального периода, при художественной обработке ценных (благородных) металлов употребляли эмали. Своего расцвета это искусство достигло в IX-XII веках. Эмалью, особенно перегородчатой, украшали предметы как религиозного, так и светского назначения; церковную утварь, столовую посуду, пояса, кольца, ожерелья. В XIX-XX веках грузинские мастера продолжают работать в технике эмали.
1
В Восточной Грузии центрами керамического производства являлись: Тбилиси, Мцхета, Телави, Ниноцминда, Гори, Цхавати. В Западной Грузии - Шроша, Кутаиси, Ацана, Намиколоу и т.д.
С XVIII века центрами вышивки бисером являлись Тбилиси, Гори, Кутаиси, Ахалцихе. Грузинское народное декоративно-прикладное искусство обращает на себя внимание своей простотой, пластичностью, традиционными неповторимыми формами.
[Декоративно-прикладное искусство Грузии XIX - XX вв. Издательство "Изобразительное искусство", Москва, 1983 год].

 

 

 

Здесь также представлены некоторые образцы грузинского ювелирного искусства из хранилищ Государственного музея Грузии им. С. Джанашия. Этим изделиям много сотен лет, но они до сих пор продолжают оказывать воздействие на зрителя. Каждое из них – это маленькое рукотворное чудо, свидетельствующее о незаурядном мастерстве и безупречном вкусе своего создателя – древнего грузинского ремесленника бронзового века и античной эпохи.

1  1  1  1

      1 11 1 1

1           1            1 

11 1 1 1

 

1

Украшения клада, найденного в крепости Гонио (Аджария, II век до н. э.)

[Джапаридзе О.М. Декоративно-прикладное искуство Грузии XIX – XX вв. Издательство «Изобразительное искусство», Москва, 1983 год.
www. Cultinfo.ru]

[www.historic.ru
HTTP://CLARINO2.NAROD.RU
«История СССР» Академия наук СССР.
 Издательство “НАУКА". Москва. 1966].

 

 

Design by PacificWebArt