Мазеобразные смазочные материалы (консистентные смазки) можно использовать лишь при окружных скоростях не выше 5 м/сек. Пустая смазка обладает низкой проникающей способностью, вследствие чего применяются простые уплотняющие устройства подшипниковых узлов. Смазку можно не возобновлять в течение длительного срока - 8…10 месяцев, что упрощает уход за подшипником.
Жидкую смазку применяют при любых скоростях. В рабочую зону она подаётся путём свободного протока через подшипник в виде брызг или масляного тумана.
Применяют следующие способы смазки жидкими маслами:
  1. Смазку окунанием в масляную ванну до уровня не выше центра нижнего шарика. Применяют при n ≤ 10000об/мин
  2. Смазку разбрызгиванием из общей масляной ванны узла
  3. Смазку под действием центробежных сил с использованием конических насадок
  4. Капельную смазку индивидуально дозирующими аппаратами при n > 10000об/мин
  5. Смазку масляным туманом - для особо быстроходных подшипников при n не более 30...45об/мин
В качестве жидких смазок используются лёгкие, средние- индустриальные 12, 20, 30, 45, 50 и тяжёлые цилиндровые 11, 21 индустриальные масла.
Для крупногабаритных и среднего размере подшипников, работающих при нормальных режимах, рекомендуется применять масла, которые при рабочих температурах подшипника имеют вязкость 12 мм2/с (для всех шариковых и роликовых подшипниках).
Для роликовых сферических и конических подшипников рекомендуется масло вязкостью 210мм2/с- менее 12 мм2/c.
Для малогабаритных высокоскоростных - менее 12 мм2/с.
Для специальных условий работы рекомендуются масла на синтетической основе. Это масла 36/1, Б - 3В и ВНИИ НП 50-1-4Ф, ИПМ-10 - tmax +175°C. При t до +250°С рекомендуется масло ВТ - 301.
Для приборных подшипников рекомендуются специальные приборные масла: 132-08, МП-601, МП-605, МП-609, МП-610.

Пластичные смазочные материалы.
ЦИАТИМ-201 - t = 60…90 °С.        ГОСТ 6267-74.
ВНИИ НП-242 - t = 40…110 °С.      ГОСТ 20421-75.
ПФМС-ЧС (ТУ6-02-917-74) - t = 40…400 °С.

<= [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]