Введение
Раздел 1: Понятие интеллектуальной собственности
Раздел 2: Авторское право
Раздел 3: Смежные права
Раздел 4: Патенты
Раздел 5: Товарные знаки
Раздел 6: Географические указания
Вопросы к экзамену
Авторы
| |
Раздел 5: Товарные знаки |
Определение товарного знака |
|
Товарный знак – это обозначение, которое используется для того, чтобы отличать товары или услуги одного предприятия от товаров или услуг другого предприятия.
- Существуют два отличительных свойства товарного знака: он должен обладать различительной способностью и не должен вводить в заблуждение.
- Таким образом, товарный знак представляет собой любое обозначение, которое индивидуализирует товары данного предприятия и отличает их от товаров или услуг его конкурентов.
- Пример – широко известные кока-кола и пепси-кола.
- Компания Кока-Кола ®
- Корпорация Пепсико, Инк. ®
|
Словесные знаки
|
|
- Широко распространены словесные знаки, состоящие из слов, букв, чисел, сокращений или имен, например, фамилий. Нам стоит лишь вспомнить о знаменитом производителей автомобилей, компании Форд, названной, естественно, в честь Генри Форда, который построил первый ее автомобиль; есть компания WH Смит - книгоиздатели, и т. д. Мы встречаемся со многими именами, используемыми в качестве товарных знаков. Мы также встречаемся с сокращениями, такими как IBM, однако товарные знаки могут быть также выполнены в виде эмблем или изобразительных элементов, как в случае нефтяной компании Шелл ойл.
- Это только двухмерная эмблема, тогда как товарные знаки также могут быть трехмерными – представляющими собой упаковку товаров или сами товары. Кроме того, могут быть, конечно, защищены и цветовые решения товарных знаков.
|
Различительная способность товаров |
|
Итак, существует целый ряд разнообразных обозначений, используемых как товарные знаки, однако всегда действуют два одинаковых условия: знак должен обладать различительной способностью и не должен вводить в заблуждение.
Для того, чтобы быть признанным обладающим различительной способностью, он должен по своей природе быть способным отличать товары и услуги. Хорошим примером могло бы стать слово «Apple - яблоко». Слово «Apple» обладает хорошей различительной способностью в качестве товарного знака для компьютера, поскольку это слово не имеет совершенно ничего общего с компьютерами, однако, оно не будет обладать различительной способностью для самих яблок. Другими словами, тот, кто выращивает и продает яблоки, не может зарегистрировать слово «яблоко» в качестве товарного знака и защитить его, так как его конкуренты должны иметь возможность использовать это слово для описания их собственных товаров. Поэтому, вообще говоря, товарный знак не признается обладающим различительной способностью, если он описательный. Он является описательным, если описывает характер или вид товаров или услуг, для которых он используется. Однако товарный знак также может быть вводящим в заблуждение, а именно, когда он заявляет качество товаров, которыми они не обладают.
|
Охрана товарного знака |
|
Чтобы товарный знак приобрел известность и признание, требуются значительные капиталовложения и, обычно, значительный период времени. Поэтому в интересах каждого, кто стремится использовать товарный знак, быть уверенным, что ему предоставляется охрана как ценному объекту интеллектуальной собственности.
Наиболее распространенным способом охраны товарного знака является его регистрация в Реестре товарных знаков, и большое число стран ставит эту регистрацию условием охраны товарных знаков. Сначала знак должен быть зарегистрирован, и как только он зарегистрирован, он охраняется, и его владелец имеет право воспрепятствовать другим лицам в его использовании. Однако регистрация не является единственным способом охраны товарного знака; в некоторых странах также охраняются незарегистрированные товарные знаки, однако это менее надежная форма охраны, поскольку незарегистрированный товарный знак не защищен до тех пор, пока он не приобрел достаточную узнаваемость и репутацию на рынке, на что может уйти значительное время после первоначального выпуска на рынок.
|
Регистрация товарных знаков
| |
|
|
При регистрации товарные знаки получают территориальную охрану, по существу означающую, что их охрана предоставляется национальной регистрацией. Существуют определенные системы региональной регистрации, которые упрощают регистрацию товарных знаков и, конечно, существуют международные договоры, однако все эти системы в конце концов предполагают регистрацию в каждой отдельной стране и на каждой отдельной территории.
Таким образом, необходимо получить охрану для товарного знака в каждой из стран, в которых планируется использовать знак. При этом следует иметь в виду, что национальные системы характеризуются значительными различиями.
ВОИС прилагает большие усилия к тому, чтобы сделать и национальные, и региональные системы регистрации товарных знаков более "дружественными" путем гармонизации и упрощения некоторых процедур.
Процедура регистрации знаков в разных странах может отличаться, однако основной принцип одинаковый: подается заявку на регистрацию, заявка рассматривается, и заявитель ожидает выдачи регистрации. Если рассматривать регистрационные процедуры более детально, можно обнаружить громадное число отличий, особенно в отношении формальностей. Некоторые страны требуют предоставления большого объема информации и другого относящегося к предмету материала, который следует подавать вместе с заявкой на регистрацию товарного знака, тогда как другие страны в этом отношении менее требовательны. Помимо этого, вопрос о том, обладает ли товарный знак различительной способностью, или является ли его различительная способность достаточной, в большой степени зависит от самих стран и от национальных органов, которые осуществляют делопроизводство по заявках на регистрацию товарных знаков. В какой-то мере это, безусловно, полностью оправдано, так как наличие и отсутствие признаков, подтверждающих различительную способность или введение в заблуждение, зависят от социально-экономических условий, которые могут быть различными в разных странах. Например, общим основанием для исключения товарного знака из сферы охраны является его несоответствие общественным интересам или принципам морали, однако вопрос о том, противоречит или нет товарный знак общественным интересам или принципам морали, трактуется различным образом в странах с разными культурными традициями.
Основные выводы |
|
Итак, товарные знаки составляют часть повседневной жизни. В среднем человек видит или слышит каждый день более 1500 товарных знаков! Так же, как собственное имя идентифицирует и отличает человека, товарный знак выполняет основную функцию идентификации товара и способа отличить этот товар от других товаров. Таким образом, товарные знаки гарантируют соответствующий уровень качества и помогают потребителям возвратиться к желаемому продукту или услуге или избежать нежелательных.
|
|
|