Введение

Раздел 1:

Понятие интеллектуальной собственности

Раздел 2:

Авторское право

Раздел 3:

Смежные права

Раздел 4:

Патенты

Раздел 5:

Товарные знаки

Раздел 6:

Географические указания


Вопросы к экзамену



Авторы

 
Раздел 3:
Смежные права
Введение

    Смежные права – это права, которые в некоторых отношениях имеют сходство с авторским правом. Целью смежных прав является охрана юридических интересов конкретных физических и юридических лиц, которые способствуют созданию произведений, доступных для широкой публики. Одним ярким примером является певец или музыкант, исполняющий произведение композитора для широкой публики. Общей целью этих смежных прав является охрана юридических интересов тех лиц или организаций, которые вносят существенное творческое, техническое или организационное мастерство в процессе доведения произведения до широкой публики.

    В этом модуле вам будут пояснены виды смежных прав и основные международные договоры или конвенции, касающиеся смежных прав.

Смежные права


    В первую очередь следует отметить, что в настоящем модуле употребляется термин смежные права (на английском языке употребляется новый термин "related rights" вместо ранее употреблявшегося "neighbouring rights").

    Смежные права не являются авторским правом, однако они тесно связаны с ним; они вытекают из произведения, охраняемого авторским правом. Поэтому, в некотором смысле, эти два понятия всегда являются близкими. Смежные права предлагают тот же самый вид исключительности, что и авторское право, однако они не распространяются на произведения как таковые. Они охватывают нечто, включающее в себя само произведение и, обычно, способ доведения его до широкой публики. Давайте воспользуемся примером песни, охраняемой авторским правом, и проведем ее по различным этапам.

 

Пример смежных прав

Предположим, что у нас есть оригинальная песня. Она, конечно, охраняется в отношении композитора и автора слов, являющихся первоначальными обладателями авторского права; они в должное время предложат ее певцу, который исполняет ее, и ему или ей также потребуется определенная форма охраны. Если песня записывается, или если певец надеется исполнить ее в эфире, тогда эти действия выведут на авансцену другую фирму, которая при заключении соглашения тоже захочет иметь определенную форму охраны. Тогда, в первую очередь, смежными правами являются права тех, кто исполняет произведения, а именно исполнителей, певцов, актеров, танцоров, музыкантов и так далее.

Кроме того, существует и вторая группа: производители фонограмм, или, более точно, производители звукозаписей, поскольку материальный носитель записи от виниловых грампластинок для фонографов эволюционировал в компакт-диски и цифровые носители записи. По сути, здесь мы имеем дело в большей степени с охраной коммерческих интересов, так как охрана изготовления качественной звукозаписи больше относится к охране инвестиций, чем к творческому процессу, связанному с созданием, написанием или исполнением песни. Тем не менее, даже здесь, в общем процессе выбора инструментальной поддержки, репертуара, аранжировки музыки и т. д., присутствуют некоторые творческие элементы, наряду с более очевидным и важным экономическим элементом. Мы должны иметь в виду то, что эти производители находятся среди наиболее частых жертв пиратства, так как они не получают денег, «отвлекаемых» в пользу производителей пиратской продукции, но затем, конечно же, их потери, их финансовые потери по цепочке распространяются на исполнителей и авторов. Вот почему производителям записей также предоставлены специальные права.
Третью группу лиц, пользующихся охраной смежных прав, составляют организации вещания. Их права вытекают из их творческого вклада, а именно, создания вещательных передач, и эти права касаются не содержания передачи, не кинофильма, например, а действия, связанного с его вещанием. Тот факт, что они способны передавать сигналы, представляющие собой вещательную передачу, дает им охраняемые права как бы на эти сигналы. И здесь вновь фигурируют инвестиции и усилия, которые они вкладывают в реализацию различных программ, являющихся предметом вещания.
Таким образом, смежные права традиционно принадлежат трем категориям бенефициаров: исполнителям, производителям записей и организациям эфирного вещания.

 

Основные права

  • Права исполнителей признаются в силу того, что их творческое участие необходимо для того, чтобы дать жизнь, например, музыкальным произведениям, драматическим и хореографическим произведениям и кинофильмам, и в силу того, что они имеют оправданный интерес в правовой охране их индивидуальных интерпретаций.
  • Права производителей записей признаются в силу того, что их творческие, финансовые и организационные ресурсы необходимы для доведения записанного звука до аудитории в виде коммерческих фонограмм (магнитофонных лент, кассет, компакт-дисков и т. д.). Они также имеют законные интересы в обладании юридическими средствами, необходимыми для принятия действий против случаев противоправного использования, будь то изготовление и распространение незаконных копий (пиратство), или несанкционированное эфирное вещание, или доведение фонограмм до сведения аудитории.
  • Таким же образом права организаций эфирного вещания признаются вследствие их роли в доведении произведений до широкой аудитории и в связи с оправданностью их интереса в осуществлении контроля за передачей и ретрансляцией их вещательных передач.

  • Не правда ли, инвестиции вряд ли были бы привлекательными, если бы вещательные организации, за годы вперед заплатив огромные суммы денег за получение исключительной лицензии на вещательную передачу или на исключительный доступ к освещению других главных спортивных событий на определенных диапазонах вещания, были бы не в состоянии воспользоваться охраной, предоставляемой их смежными правами, для того, чтобы воспрепятствовать другим компаниям осуществлять ретрансляцию их произведения или запись и продажу видеокассет с ним.

    Краткий перечень примеров Наверх

    Краткий перечень примеров предназначен для иллюстрации причин, в силу которых рассматриваемые группы, а именно исполнители, производители фонограмм и организации эфирного вещания, стали обладать правом на получение смежных прав.
    Первой организованной международной реакцией на необходимость в предоставлении правовой охраны трем категориям бенефициаров смежных прав стало заключение в 1961 г. Римской конвенции или, более конкретно, «Международной конвенции по охране прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания». В отличие от большинства международных конвенций, которые следуют по пятам национального законодательства и призваны синтезировать существующие законы, Римская конвенция явилась попыткой установить международные нормы в новой области, в которой к тому времени существовало незначительное число национальных законов. Это означало, что большинство государств должны были составить проекты законов и принять их до присоединения к Конвенции.
    Со времени принятия Конвенции в 1961 г. большое число государств осуществили законодательные инициативы в вопросах, относящихся к Конвенции, и законы многих таких государств превышают минимальные уровни охраны, установленные Конвенцией.
    Самой последней международной реакцией на эти все возрастающие потребности в правой охране стало заключение Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам («ДИФ»), подписанного в Женеве 20 декабря 1996 г. Разработка этого договора предполагала предоставление дополнительной охраны имущественным и неимущественным правам исполнителей и производителей фонограмм, в частности, в отношении их использования в цифровом виде, включая использование сети Интернет. Договор вступил в силу 20 мая 2002 года.

    Представление прав

    Теперь, когда вы знаете о видах отдельных лиц и организаций, которые могут пользоваться охраной, охватываемой смежными правами, пора рассмотреть следующий вопрос, а именно: «что представляют собой эти права?». В принципе, они сходны с правами, предоставляемыми обладателям авторского права. Это право воспрепятствовать другим лицам осуществлять противоправное использование охраняемого исполнения, записи или вещательной передачи.


    Права предоставляемые законом

    Национальные законы предоставляют трем бенефициарам смежных прав следующие права, хотя не все права могут быть предоставлены одним и тем же законом.

  • Исполнителям предоставляются права воспрепятствовать фиксации (записи), передаче в эфир и сообщению для всеобщего сведения их непосредственных исполнений без их согласия, а также право воспрепятствовать воспроизведению фиксаций их исполнений. Права в отношении передачи в эфир и сообщения фиксаций для всеобщего сведения на коммерческих фонограммах могут выражаться в виде права на справедливое вознаграждение, а не права воспрепятствовать сообщению. Это можно осуществить путем принудительного лицензирования, обсуждаемого в модуле Авторское право. Вследствие индивидуального характера творений некоторые национальные законы также предоставляют исполнителям неимущественные права, которые могут осуществляться в целях предотвращения необоснованного пропуска имени исполнителя или изменения его исполнений, которое представляет его в неблагоприятном свете.
  • Производителям фонограмм предоставляются права разрешать или запрещать прямое или косвенное воспроизведение, ввоз и распространение их фонограмм и копий этих фонограмм, а также право на справедливое вознаграждение за передачу в эфир и доведение фонограмм до всеобщего сведения.
  • Организациям эфирного вещания предоставляются права разрешать или запрещать ретрансляцию, фиксацию и воспроизведение их вещательных передач.

  • Дополнительные права

    Некоторые законы предоставляют дополнительные права: например, в странах Европейского союза производителям фонограмм и исполнителям предоставляется право на прокат фонограмм (а в отношении исполнителей - на прокат аудиовизуальных произведений), тогда как другие страны предоставляют особые права в отношении передач по каналам кабельного телевидения. Аналогичным образом, в соответствии с Соглашением ТРИПС производителям фонограмм (а также любым другим владельцам прав на фонограммы согласно национальному законодательству) предоставляется право на прокат.

    Также, как и в случае с авторским правом, Римская конвенция и национальные законы допускают определенные ограничения по правам, разрешающие, например, использование охраняемых исполнений, фонограмм и вещательных передач в личных целях, использование коротких отрывков из них в связи со сводками текущих событий, а также использование их в целях образования и научных исследований. Многие страны допускают практически те же самые ограничения по смежным правам, которые предусматриваются их законами в связи с охраной авторского права.
    Срок действия смежных прав

    Срок действия охраны смежных прав в соответствии с Римской конвенцией составляет, по меньшей мере, 20 лет, начиная с конца года, в котором:

  • состоялось исполнение, что касается исполнений, не вошедших в фонограммы;
  • была осуществлена фиксация (запись) в случае фонограмм и исполнений, вошедших в фонограммы;
  • состоялась вещательная передача.
  • Вы должны принять к сведению, что многие национальные законы, охраняющие смежные права, предоставляют более продолжительный срок охраны, нежели минимальный срок, предусмотренный в положениях Римской конвенции.
    Соглашением ТРИПС Наверх

    В соответствии с Соглашением ТРИПС права исполнителей и производителей фонограмм охраняются в течение, по меньшей мере, 50 лет, считая с конца календарного года, в котором была сделана запись исполнения или имело место исполнение, а права организаций эфирного вещания – в течение, по меньшей мере, 20 лет, считая с конца календарного года, в котором была сделана вещательная передача. Итак, это означает, что странам, присоединившимся к Соглашению ТРИПС, пришлось бы предусмотреть в своих законах (или соответственно изменить эти законы) более продолжительный срок охраны, чем тот, который требуется Римской конвенций.
    Что касается обеспечения защиты прав, то средства судебной защиты от случаев нарушения смежных прав, как правило, аналогичны средствам, которыми располагают обладатели авторского права. Это охранительные или временные меры; гражданско-правовые средства защиты; уголовные санкции; меры, предпринимаемые на границе; а также меры, средства судебной защиты и санкции против злоупотреблений в отношении технических устройств. Пожалуйста, просмотрите соответствующий материал, представленный в предыдущем модуле Авторское право.

    Способ охраны смежных прав

    Идея смежных прав привлекла внимание и как способ защиты устного культурного наследия многих развивающихся стран, которое является частью их фольклора, поскольку именно исполнители часто знакомят широкую аудиторию с этим фольклорным наследием. Предоставляя охрану смежным правам, развивающиеся страны могут тем самым также предоставить охраны обширному, древнему и бесценному культурному наследию, являющемуся метафорой их собственного существования и подлинности, а на самом деле, той сущностью, которая разделяет культуры соседствующих стран и народов всего мира.

    Более того, защита производителей фонограмм и организаций эфирного вещания помогает создать основу для национальных отраслей промышленности, способных распространять национальное культурное наследие в пределах страны и, что более важно, на рынках за ее пределами. Огромная популярность того, что называется «мировой музыкой», демонстрирует, что такие рынки существуют, однако не всегда материальные блага в результате использования этих рынков возвращаются в страну, являющуюся колыбелью культурного наследия.
    В заключение следует сказать, что охрана смежных прав могла бы служить двум целям: сохранению национальной культуры и предоставлению способов коммерчески значимого использования этих достижений на международных рынках.
    Резюме

    В этом разделе вы усвоили понятие "смежные права", или более конкретно, «права, смежные с авторским правом». Целью смежных прав является защита юридических интересов определенных лиц или организаций, которые способствуют созданию произведений, доводимых до сведения широкой публики, или тех, кто привносит творческий, технический или организационный вклад в их доведение до публики.

    Традиционно смежные права предоставляются трем категориям бенефициаров: исполнителям, производителям фонограмм и организациям эфирного вещания. Необходимость в правовой охране этих трех групп была определена в Римской конвенции в 1961 г., которая явилась попыткой установить международные нормы в новой области, в которой уже существовали некоторые национальные законы. Другими словами, большинству государств пришлось бы составить проекты законов и принять их до присоединения к Конвенции. Римская конвенция, хотя и не совершенная и нуждающаяся в пересмотре, все же является единственной базой для охраны в этой области. Также, как и в случае с авторским правом, Римская конвенция и национальные законы допускают определенные ограничения смежных прав, разрешающие использование в личных целях, использование коротких отрывков и использование в целях образования и научных исследований.
    Срок действия охраны смежных прав в соответствии с Римской конвенцией составляет 20 лет, начиная с конца года, в котором (1) состоялось исполнение; (2) осуществлена запись; (3)состоялась вещательная передача. Охранительные или временные меры основаны на средствах судебной защиты от нарушений смежных прав. Они включают гражданско-правовые средства защиты; уголовные санкции; меры, предпринимаемые на границе; а также меры, средства судебной защиты и санкции против злоупотреблений в отношении технических устройств.
    Новейший договор в области смежных прав, ДИФ, повысил объем охраны прав исполнителей и производителей фонограмм, предложив в «цифровой век» охрану используемых произведений, зафиксированных в цифровой форме, в частности, в сети Интернет.
    Важно отметить, что смежные права могут также служить делу защиты нигде не записанного и не зарегистрированного культурного наследия многих развивающихся стран. Охрана смежных прав стала частью и намного более важного дела - она является необходимой предпосылкой для участия в развивающейся системе международной торговли и инвестиций.
    Наверх

     

     

                                                                                                                                                                                        

    На главную