Инженерная экономика и маркетинг
   Инновационный бизнес и менеджмент
  Л. В. Мясоедова, Т. П. Любанова, Л. М. Щерба

2. МАРКЕТИНГОВАЯ МОДЕЛЬ НИР

       В рыночных условиях хозяйствования любой инженер, в том числе исследователь, должен владеть маркетинго-ориентированным подходом к решению всех научно-технических, организационных, производственных и социальных задач, возникающих в его деятельности. В этом аспекте можно предложить с точки зрения маркетинговой ориентации так называемую «логически-структурную рамку НИР».
       В данном контексте заслуживает внимания «молекулярная модель маркетинга услуг» Линн Шостак (Shostack, 1977), которая применяется в зарубежной практике во многих отраслях бизнеса. В центре – основной, нематериальный, нефизический «атом» - выгода от предоставляемой услуги, вокруг – в определенной последовательности (порядке) другие «атомы», представляющие материальные, физические элементы обслуживания.
       Данный подход можно применить к любой НИР, представив ее как рыночно-ориентированное исследование для разработки маркетинговой модели НИР, предусматривающей:
       • НИР «по замыслу» - характеризует цель проводимого исследования, направленного на разработку различного рода методик по НТНВ, улучшение качественных параметров, расширение функциональных особенностей использования новых материалов и т.д. Это основная выгода, которую можно получить в результате проводимого исследования;
       • НИР «в реальном исполнении» - это та материализованная форма, в которую воплощается замысел исследователя, то есть то, что в конечном итоге предлагается потребителю на определенном этапе НИР или по законченному исследованию;
       • «область применения НИР» - указывается возможность использования НИР, т.е. в какой отрасли бизнеса или на конкретном объекте производства или в дальнейшей НИР найдет применение данное исследование;
       • «результативность НИР» – то, что способствует повышению конкуренто-способности проводимого исследования в различных областях бизнеса;
       • «методы исследования» - какие расчетно-аналитические или другие методы исследования используются в проводимой НИР;
       • «использование программного обеспечения (ПО), информационных технологий и систем» - какое ПО используется или самостоятельно разрабатывается в ходе НИР, какие применяются информационные технологии или системы при проведении исследования;
       • «конкуренция» - какие аналогичные исследования и кем проводятся (отечественные и зарубежные); отличительные особенности проводимых собственных исследований;
       • «преимущества у потребителя (исследователя, либо организации, использующей результаты НИР)» - что конкретно дает реализация данного исследования потребителю и, возможно, исследователю (при продолжении научных исследований);
       • «преимущества у исследователя» - повышение имиджа исследователя, получение прибыли при реализации НИР, как товара, на рынке интеллектуальной продукции.
       Маркетинговая модель НИР (рис. 2.1) помогает взглянуть на предлагаемое исследование, исходя из маркетинговой ориентации и системной зависимости между рассматриваемыми направлениями НИР, что позволяет:
       -понять смысл и значимость проводимого исследования;
       -определить, что может быть объектом бизнеса в результате выполнения конкретной НИР, и уяснить направление использования результатов исследования. Например, новое исследование или продолжение ранее проводимых исследований, новая конструкция или новый технологический процесс, или совершенствование технологии и организации производства, или то и другое;
       -уточнить, носит ли НИР прикладной характер и ее результаты используются в организации, или она может быть оформлена как объект интеллектуальной собственности (товар), предлагаемый на рынке НТНВ.


Рис. 2.1. Маркетинговая модель НИР


       Данная модель по согласованию с консультантами дипломного проекта может быть расширена или сокращена, в зависимости от особенностей проводимых исследований, может быть рекомендована как графическая часть экономического обоснования дипломной работы в форме листа формата А4 или презентации.
       Примеры оформления маркетинговых моделей НИР по различным темам приводятся в приложении.