|
Для отнесения тематики дипломной работы к определенной классификационной группе необходимо использование системного подхода к классификации инноваций. Классификация инноваций по ряду признаков представлена в табл. 1.1.
Таблица 1.1. – Классификация инноваций
Классификационный
признак |
Классификационная группировка
инноваций |
Широта воздействия и масштабность |
Глобальные |
Отраслевые |
Локальные |
Степень радикальности инноваций |
Базисные |
Улучшающие |
Псевдоинновации |
Источник идеи |
Открытие |
Изобретение |
Рационализаторское предложение |
Прочие |
Вид новшества |
Конструкция и устройство |
Технология |
Материал, вещество |
Живые организмы |
Область применения |
Промышленные, организационные, управленческие, финансовые, социальные и т.д. |
Этапы НТП, результатом которых стали инновации |
Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные |
Эффективность инноваций |
Экономическая и технико-экономическая, социальная, экологическая, интегральная |
Примечание: Отнесение инновации к псевдоинновациям не отрицает их определенной новизны для данной организации или конкретной ситуации.
Приведенная классификация инноваций принята в мировой практике.
Инновации тесно связаны с научно-техническим прогрессом, являясь его результатом. Инновационный процесс не заканчивается внедрением, так как по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, приобретает новые потребительские свойства, что открывает для него новые рынки, новые области применения, новых потребителей. Таким образом, инновационный процесс направлен на создание требуемых рынком продуктов, технологий, услуг и осуществляется в тесном единстве с социально-экономической средой.
Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения новой техники и технологии, включающий в себя фундаментальные, прикладные исследования, опытно-конструкторские работы, опытно-экспериментальные работы, освоение промышленного производства, процесс промышленного производства и реализации новых товаров, продукции, услуг потребителям, связывая, таким образом, инновационные процессы с рынком.
Дипломные работы научно-исследовательского характера классифицируются по следующим направлениям: прикладные исследования, опытно-конструкторские работы, информационные работы и опытно-экспериментальные работы.
Прикладные исследования направлены на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов. НИР прикладного характера ставит своей задачей решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов.
Опытно-конструкторские работы предполагают применение результатов прикладных исследований для создания, модернизации, усовершенствования образцов новой техники, технологии, материалов, то есть производится окончательная проверка результатов теоретических исследований, разрабаты-вается соответствующая техническая документация, изготавливаются и испытываются образцы новой техники.
Информационные работы представляют собой научные работы, направленные на улучшение информационного обеспечения и совершенствование анализа научно-технической информации.
Опытно-экспериментальные работы имеют целью изготовление и отработку опытных образцов новой техники и технологических процессов, в том числе изготовление, ремонт и обслуживание специального (нестандартного) оборудования, аппаратуры, приборов, установок, стендов, макетов и т.п., необходимых для проведения научных исследований и разработок.
Отнесение темы дипломной работы к определенной классификационной группе необходимо для определения целей, задач, содержания организационно-экономической части дипломного проекта.
Обоснование экономической эффективности выполнения дипломной работы следует излагать в следующем порядке:
-общая краткая характеристика сущности выполняемого проекта, его основные отличительные особенности, важные для проведения экономического обоснования его внедрения и эксплуатации;
-маркетинговые исследования, маркетинговая модель НИР;
-исследование научной эффективности инновации – оценка при помощи системы коэффициентов степени научной новизны и уровня научно-технической результативности разработки дипломного проекта;
-планирование НИР, общий перечень этапов работы, определение их взаимосвязи и последовательности, трудоемкости работы и расчет общих затрат времени на разработку. Возможно использование методов сетевого планирования для более четкого определения указанных показателей;
-расчеты затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и создание опытных образцов новой техники. В некоторых случаях желательно применение методов функционально-стоимостного анализа в целях оптимизации затрат на опытные образцы техники или технологии;
-определение потребности в инвестициях и выбор возможных источников их финансирования на основании расчета затрат на разработку НИР;
-определение факторов получения эффекта от внедрения результатов НИР, расчет технико-экономических показателей, экономической эффективности результатов проведенной НИР и социальных последствий ее внедрения. Если невозможно определить количественные показатели экономической эффективности внедрения результатов НИР, то необходимо дать описание факторов возможного получения экономического эффекта;
-необходимые расчеты к графической части организационно-экономического раздела проекта;
-выводы, содержащие обобщенную оценку технико-экономических результатов проведения работы.
Приведенный перечень разделов не является безусловно обязательным, необходимо согласовать с консультантом по экономической части дипломного проекта конкретные особенности данного дипломного проекта.
|
|