В рыночных условиях хозяйствования любой инженер, в том числе исследователь, должен владеть маркетинго-ориентированным подходом к решению всех научно-технических, организационных, производственных и социальных задач, возникающих в его деятельности. В этом аспекте можно предложить с точки зрения маркетинговой ориентации так называемую «логически-структурную рамку НИР».
В данном контексте заслуживает внимания «молекулярная модель маркетинга услуг» Линн Шостак (Shostack, 1977), которая применяется в зарубежной практике во многих отраслях бизнеса. В центре – основной, нематериальный, нефизический «атом» - выгода от предоставляемой услуги, вокруг – в определенной последовательности (порядке) другие «атомы», представляющие материальные, физические элементы обслуживания.
Данный подход можно применить к любой НИР, представив ее как рыночно-ориентированное исследование для разработки маркетинговой модели НИР, предусматривающей:
• НИР «по замыслу» - характеризует цель проводимого исследования, направленного на разработку различного рода методик по НТНВ, улучшение качественных параметров, расширение функциональных особенностей использования новых материалов и т.д. Это основная выгода, которую можно получить в результате проводимого исследования;
• НИР «в реальном исполнении» - это та материализованная форма, в которую воплощается замысел исследователя, то есть то, что в конечном итоге предлагается потребителю на определенном этапе НИР или по законченному исследованию;
• «область применения НИР» - указывается возможность использования НИР, т.е. в какой отрасли бизнеса или на конкретном объекте производства или в дальнейшей НИР найдет применение данное исследование;
• «результативность НИР» – то, что способствует повышению конкуренто-способности проводимого исследования в различных областях бизнеса;
• «методы исследования» - какие расчетно-аналитические или другие мето-ды исследования используются в проводимой НИР;
• «использование программного обеспечения (ПО), информационных технологий и систем» - какое ПО используется или самостоятельно разрабатывается в ходе НИР, какие применяются информационные технологии или системы при проведении исследования;
• «конкуренция» - какие аналогичные исследования и кем проводятся (отечественные и зарубежные); отличительные особенности проводимых собственных исследований;
• «преимущества у потребителя (исследователя, либо организации, использующей результаты НИР)» - что конкретно дает реализация данного исследования потребителю и, возможно, исследователю (при продолжении научных исследований);
• «преимущества у исследователя» - повышение имиджа исследователя, получение прибыли при реализации НИР, как товара, на рынке интеллектуальной продукции.
Маркетинговая модель НИР (рис. 2.1) помогает взглянуть на предлагаемое исследование, исходя из маркетинговой ориентации и системной зависимости между рассматриваемыми направлениями НИР, что позволяет:
-понять смысл и значимость проводимого исследования;
-определить, что может быть объектом бизнеса в результате выполнения конкретной НИР, и уяснить направление использования результатов исследования. Например, новое исследование или продолжение ранее проводимых исследований, новая конструкция или новый технологический процесс, или совершенствование технологии и организации производства, или то и другое;
-уточнить, носит ли НИР прикладной характер и ее результаты используются в организации, или она может быть оформлена как объект интеллектуальной собственности (товар), предлагаемый на рынке НТНВ.
Рис. 2.1. Маркетинговая модель НИР
Данная модель по согласованию с консультантами дипломного проекта может быть расширена или сокращена, в зависимости от особенностей проводимых исследований, может быть рекомендована как графическая часть экономического обоснования дипломной работы в форме листа формата А4 или презентации.
Примеры оформления маркетинговых моделей НИР по различным темам приводятся в приложении.
|