Раздел 1. Общая методика разработки бизнес-планов


1. ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ


Заглядывай вперед или окажешься позади.
Бенджамин Франклин


В рыночных условиях хозяйствования бизнес-план давно нашел свое место в различных сферах и формах предпри-нимательства, в том числе для экономического обоснования инженерных решений, позволяя выявить проблемы, связанные с изменчивостью, нестабильностью, непред-сказуемости разнообразных рыночных ситуаций, с которыми сталкиваются предприятие либо предприниматель. Бизнес-план - краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инстру-мент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения. Цели и задачи бизнес-плана 1. Бизнес-план служит для обоснования предполагае-мого бизнеса и оценки результатов за определенный пе-риод времени. В этой связи он может рассматриваться как мерило степени достижения успеха. 2. Бизнес-план является документом, позволяющим "вы-светить" курс действий и управлять бизнесом. Поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент страте-гического планирования и как руководство для исполне-ния и контроля. 3. Бизнес-план в большинстве случаев используется как средство получения необходимых инвестиций. В этом ас-пекте он служит "наживкой" для инвесторов и мощным ин-струментом финансирования бизнеса. 4. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управ-ления. В этом плане он представляется как постоянно об-новляемый документ, делающий организацию восприимчи-вой к разного рода нововведениям - техническим, техноло-гическим, информационным, организационным, экономиче-ским и др. 5. Бизнес-план может быть хорошей рекламой для пред-лагаемого бизнеса, создавая деловую репутацию и являясь своеобразной визитной карточкой организации, поэтому он должен быть компактным, красиво оформленным, инфор-мационно наполненным. 6. Бизнес-план является своего рода документом, страхующим успех предлагаемого бизнеса. Он демонстри-рует готовность идти на риск. 7. Бизнес-план - инструмент самообучения. В этом ас-пекте его разработка - это непрерывный процесс познания и самопознания, важный и для студентов в учебных целях, и для предпринимателя, и для финансового менеджера с про-фессиональной точки зрения. Подводя итоги вышеизложенному, можно утверждать, что бизнес-планирование - творческий процесс, требую-щий профессионализма и искусства. Для практической реализации бизнес-планирования как процесса представляется важным соблюдение основопола-гающих принципов: гибкости, предусматривающей постоянную адаптацию к изменениям среды, в которой функционирует данная ор-ганизация; непрерывности, предполагающей "скользящий" характер планирования; коммуникативности, под которой понимается коорди-нация и интеграция усилий (все должно быть взаимоувя-зано и взаимозависимо); итеративности, предусматривающей творческий ха-рактер планирования и неоднократность проработки уже составленных разделов плана; многовариантности, позволяющей выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения постав-ленной цели; участия, предполагающего важность самого процесса планирования с точки зрения вовлечения в него всех возможных участников будущей организации; адекватности отражения реальных проблем и само-оценки в процессе планирования.

И далее...