ТЕМА 2. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕКЛАМЫ.


ЗАНЯТИЕ 1-е. Реклама в государствах Древнего мира.

ФОРМА ЗАНЯТИЯ: научная конференция.

•  Возникновение явления проторекламы в первобытной культуре.

•  Развитие публичного рекламирования в древних государствах.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ.

•  Что такое протореклама?

•  Назовите комплексы различных знаковых форм, характерных для ранних этапов культуры и определите их функции. Подберите соответствующие примеры.

•  Когда появилась реклама?

•  Какие формы устной рекламы преобладали в государствах Древнего мира? Приведите примеры.

•  Назовите основные формы изобразительной рекламы в древних государствах. Приведите примеры.

•  Каковы главные формы письменной рекламы в эпоху древности?

ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ.

•  Ритуалы символизации в первобытной культуре как явление проторекламы.

•  Знаковые средства рекламирования в первобытной культуре: предметные, звуковые, изобразительные, вербальные.

•  Формирование традиции сакрально-политической рекламы.

•  Городские глашатаи как первые профессионалы рекламы.

•  Появление рекламных письменных текстов: монументальные надписи, граффити.

•  Роль массовой информации в общественной жизни античного города.

•  Первые товарные знаки: создание, психология восприятия.

•  Игровые структуры в системах социального действия как элементы рекламы.

ЛИТЕРАТУРА

1, 10, 12, 19, 35, 36, 60, 61, 63, 73, 74

ЗАНЯТИЕ 2-е. Россия и Европа: общее и особенное в развитии рекламы в эпоху средневековья.

ФОРМА ЗАНЯТИЯ : пресс-конференция.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

I. Характерные черты средневековых форм хозяйства.

1. Назовите характерные черты православной этики хозяйства.

2. Назовите характерные черты католической этики хозяйства

3. Почему производство средневекового общества было ориентировано на непосредственное потребление?

4. Определите отношение средневекового европейского общества к купеческому сословию.

5. Назовите характерные черты протестантской этики хозяйства.

6. Как вы определите отношение к богатству, сложившееся в российской и западной средневековой традиции?

8. Почему в старообрядческой среде была развита высокая трудовая и предпринимательская традиция?

II . Назовите основные формы устной рекламы в Европе.

1 . Какую роль в распространении информации играли глашатаи, бродячие торговцы?

2. Приведите примеры торговой рекламы, собранной в сборниках «Крики Лондона», «Крики Парижа», «Крики Рима». Какие из приведенных рекламных обращений кажутся Вам наиболее эффективными? Возможно ли их использование в современных условиях?

3. Как развивались традиции политического рекламирования в Западной Европе?

4. Можно ли считать геральдику одним из вариантов политической рекламы?

5. Почему изобретение Гуттенберга называют одним из этапов информационной революции в культуре?

•  Когда появились печатные листовки рекламного содержания?

III . Назовите основные формы устной рекламы в России:

1. Как возникла поговорка «Кричать во всю Ивановскую»?

2. Почему в России ХУ-ХУ II в. в. отсутствовало регулярное массовое информирование?

3. Какие явления общественной жизни средневековой России выполняли информационные функции?

IV . Основные формы письменно-изобразительной рекламы в России и Западной Европе: общее и особенное.

ЛИТЕРАТУРА

4, 10, 11, 24, 27, 28, 41, 63

ЗАНЯТИЕ 3-е. Западно-европейская реклама в эпоху Нового времени ( XVII - XVIII вв.).

•  Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства в Западной Европе в XVII – XVIII вв.

•  Распространение письменно-печатной и предметно-изобразительной традиции в рекламе.

ВОПРОСЫ И ПРОБЛЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

•  Как возникновение протестантизма повлияло на ценности христианской хозяйственной культуры – труд, профессионализм, богатство?

•  Как повлияла на развитие рекламы в Европе протестантская этика?

•  В чем специфика протестантской этики успеха?

•  Появление летучих листков – первой печатной рекламы.

•  Появление новеллистов – собирателей информации.

•  Создание первых еженедельных газет в XVII в.

•  Организация первого Адресного бюро в Париже Т. Ренадо.

•  Характер первых рекламных объявлений.

•  Создание специализированных рекламных изданий « Publik Advertiser » («Публичный рекламист) и др.

•  Организация первых рекламных агентств в Англии.

•  Повышение эффективности коммерческих публикаций за счет бесплатного их распространения.

•  Периодический сборник объявлений Хоутона: появление эмоциональных и оценочных факторов конструкции рекламного текста.

•  Первые попытки теоретического осмысления рекламы (Джонсон).

ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ

•  М. Вебер о трудовой и профессиональной этике протестантизма и её значение для генезиса капитализма.

•  Создание первых информационно-рекламных бюро, рекламно-периодических изданий.

•  Теофраст Ренодо – основатель французской журналистики.

ЛИТЕРАТУРА

30, 42, 47, 62, 63, 66

 

ЗАНЯТИЕ 4-е. Профессионализация рекламной деятельности в Западном

мире в XIX – I -ой половине XX вв.

•  Влияние промышленного переворота в странах Западной Европы на развитие рекламы.

•  Радикальные изменения в рекламной деятельности:

а) новые тенденции в рекламной деятельности;

б) расцвет газетно-издательского дела;

в) усиление эстетических факторов в рекламной деятельности.

•  Бизнес и общество: социальная роль и ответственность предпринимательства. Попытки регулирования рекламной деятельности.

ПРОБЛЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

•  Какое влияние оказали новые технические достижения в странах Западной Европы на развитие рекламы?

•  Новые тенденции в наружной рекламе.

•  Нововведения в технологии, организации и управлении рекламы.

•  Влияние рекламы на расцвет газетно-издательского дела.

•  Какое влияние на рекламу оказывали эстетические факторы. Расскажите о работе в рекламных агентствах профессиональных художников, копирайтеров.

•  Создание исследовательских организаций в рекламе, деятельность Д. Гэллапа, К. Робинсона, А. Нильсена и др.

•  Почему появилась идея социально-ответственной рекламы? Какие аргументы «за» и «против» Вы можете привести?

•  Почему проблема взаимоотношений бизнеса ( в т.ч. рекламного) и общества приобрела особую остроту в XIX - XX вв.?

•  Почему во взаимоотношениях института предпринимательства с обществом возникают кризисы?

• Как социально-ответственная практика рекламной деятельности связана с социально-культурными традициями и нравственным климатом в обществе?

ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ

•  Предпосылки и условия формирования социально-ответственного предпринимательства в рекламе.

•  Французский рекламный плакат конца XIX – начала XX в. (творчество Ж.Шере, Т. Лотрека, А. Мухи).

•  Становление рекламы в США.

•  Появление рекламы на радио и телевидении.

ЛИТЕРАТУРА

5, 25, 30, 42, 44, 45, 49, 59, 65, 67, 71, 72

 

ЗАНЯТИЕ 5-е. Формирование средств рекламной деятельности в России

в XVIII – нач. XX вв.

ФОРМА ЗАНЯТИЯ: научная конференция.

•  Социально-культурные проблемы хозяйства в России.

•  Ярмарки как генератор разнообразных жанров устных рекламных текстов.

•  Взаимодействие журналистики и рекламы.

•  Профессионализация изобразительных средств в российской рекламе.

ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ

•  Ценностная мотивация новых видов хозяйственной деятельности в процессе модернизации СМИ в России: взаимодействие с рекламой.

•  Многообразие устных рекламных текстов на ярмарочных и аукционных продажах.

•  Формы политического рекламирования в России первой четверти XVIII в.

•  Специфические приёмы балконных зазывал как проявление устной традиции в российской рекламе.

•  Использование раусов для рекламирования зрелищ на городских праздниках в XIX в.

•  Профессионализация устных рекламных текстов в деятельности коробейников, офень: специфические поговорки, прибаутки.

•  Включение художников-профессионалов в рекламную деятельность. Примитив и его место в художественной культуре.

•  Значение вывески в облике города. Городские пейзажи М. Кустодиева, И. Машкова, М. Ларионова.

•  Выставка мастеров вывески объединением «Бубновый валет».

• Народная гравюра в России в XVII – XIX вв.

• Появление фоторекламы.

• Начало кинорекламы.

• Распространение рекламы в печати.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Выписать специфические поговорки, прибаутки, скороговорки рекламного содержания, которые использовались на ярмарочных и аукционных продажах, народных праздниках.

ЛИТЕРАТУРА

4, 11, 16, 21, 24, 27, 28, 32, 33, 37, 40, 41, 46, 48, 53, 54, 63

ЗАНЯТИЕ 6-е. Российская реклама: состояние, проблемы, перспективы.

ФОРМА ЗАНЯТИЯ: научная конференция.

•  Хозяйственная этика в советский и постсоветский периоды российской истории.

•  Российская реклама советского периода:

а) расцвет российской рекламы в 20-30-е годы;

б) идеологический подход к существу рекламы в СССР.

•  Проблемы современной российской рекламы.

ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ

•  Социалистическая хозяйственная этика в России: преемственность и разрыв традиций.

•  Хозяйственная культура в постсоветской России.

•  В. Маяковский как поэт советской рекламы.

•  Советский рекламный плакат в 20-30-е годы.

•  Советский рекламный плакат в 30-70-е годы.

•  Рекламные организации в СССР в 60-70-е годы: поиски и противоречия.

•  Рекламный бум в России 90-х гг.

•  Обзор профессиональных изданий о рекламе: научно-практический журнал «Реклама», ежемесячной газеты «Рекламный мир», журнала «Рекламные технологии» и др.

 

ЛИТЕРАТУРА

3, 14, 17, 29, 38, 44, 56, 57, 58

ЗАНЯТИЕ 7-е. Современная зарубежная реклама: состояние, тенденции.

•  Трудовая и профессиональная культура в постиндустриальном обществе.

•  Особенности, состояние, тенденции зарубежной рекламы.

•  Влияние научно-технического прогресса на средства, методы и формы рекламной деятельности.

ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ

•  Новое содержание ценности труда в культуре постиндустриального общества.

•  Влияние современной рекламы на общественное сознание.

•  Отличительные качества американской рекламы.

•  Отражение во французской рекламе национальных черт характера и традиций художественной культуры.

•  Специфика японской рекламы.

•  Новые возможности рекламы: роль, технологии, носители.

•  Законодательное и общественное регулирование рекламной деятельности.

•  Социальные и этнические аспекты рекламной деятельности. Международный кодекс рекламы.

•  Движение консьюмеризма в США.

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

•  Обоснуйте свою точку зрения на проблему развития движения консьюмеризма в конце XX – нач. XXI вв.

•  Изложите своё обоснование практики исправительной рекламы в США.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Изучите Международный кодекс рекламы.

ЛИТЕРАТУРА

6, 18, 39, 44, 50, 59, 64, 69, 70