|
Тема курсовой работы может иметь типовую форму следующего вида: «Определение
технического состояния (далее дается конкретное название агрегата и
автомобиля).
Содержание пояснительной записки (реферата) последовательно включает в себя
задание, аннотацию, содержание и следующие разделы: введение, техническая
характеристика автомобиля, техническая характеристика агрегата, устройство
агрегата. порядок проведения ТО – 1 и ТО – 2 агрегата, технологическая
(операционная) карта разборки агрегата, контролируемые параметры, расчет
нормативов технической эксплуатации, использованные литературные источники.
Задание.
Оно выдается преподавателем-консультантом индивидуально каждому студенту.
Содержит марку автомобиля и один из агрегатов данного автомобиля, для
которого студентом должен быть разработан порядок определения технического
состояния с полной разработкой агрегата. Кроме того, задание должно включать
исходные данные для расчета нормативов технической эксплуатации.
Варианты автомобилей и агрегатов, которые могут быть предложены в качестве
индивидуального задания, приведены в приложении (табл. П.1). Варианты
исходных данных для расчета нормативов технической эксплуатации приведены в
приложении (табл., П. 2). Номер варианта выбирается по последней цифре номера
зачетной книжки.
Задание не нумеруется как раздел.
Аннотация.
Она в сжатой форме должна отражать содержание поставленной задачи и
полученные результаты. Объём аннотации должен быть в пределах 0,5 страницы.
Как раздел аннотация не нумеруется.
Содержание.
Содержание должно отражать состав пояснительной записки по разделам,
подразделам и их постраничное расположений. при составлении содержания
последовательно располагается наименование разделов и подразделов
пояснительной записки и номер страницы, на которой они начинаются. Перед
наименованием раздела или подраздела проставляется их нумерация.
Введение.
В этом разделе студент должен отразить социальную и экономическую значимость
вопросов надежности транспортных средств и поддержания в них в
работоспособном состоянии, а также влияние конкретного агрегата (полученного
в задании) на техническое состояние автомобиля.
Введение также не нумеруется как раздел.
1.Техническая характеристика автомобиля.
В данном разделе приводится техническая характеристика предложенного
автомобиля в целом. Техническая характеристика может быть взята из паспортных
данных автомобиля, либо из руководства по устройству, ремонту и техническому
обслуживанию автомобиля.
2.Техническая характеристика агрегата.
В данном разделе приводится техническая характеристика предложенного в
задании агрегата. Техническая характеристика агрегата может быть взята из
паспортных данных автомобиля, либо из руководства по устройству, ремонту и
техническому обслуживанию автомобиля.
3.Устройство агрегата.
В данном разделе приводится описание устройства рассматриваемого агрегата,
принцип его работы, схема работы или рисунок внешнего вида (допускается
ксерокопия либо из руководства по устройству, ремонту и техническому
обслуживанию автомобиля).
4.Порядок проведения ТО -1 и ТО – 2 агрегата.
В данном разделе приводится перечень операций и порядок проведения ТО - 1 и
ТО – 2 рассматриваемого агрегата, включая все регулировки и порядок их
выполнения.
5.Технологическая (операционная) карта разработки агрегата.
Технологическая (операционная) карта разработки агрегата разрабатывается
студентом самостоятельно, представляется в виде таблицы (табл. 1) и включает:
наименование операций; схемы выполнения операций; перечень специального
оборудования и приспособлений, если они используются при выполнении данной
операции; трудоемкость выполнения данной операции; особые технические
требования к выполнению данной операции, если таковые имеются.
Схемы выполнения операций приводятся в виде эскиза, либо в виде ксерокопии
рисунка или фотографии.
Трудоемкость выполнения операций берется по данным литературных источников,
либо по результатам хронометража, выполненного во время прохождения практики
по техническому обслуживанию автомобилей.
Таблица 1
Техническая (операционная) карта разработки агрегата
№ |
наименование операций |
схема выполнения операций |
оборудование и приспосабления |
трудоёмкость человека |
техническое требование |
6.Контрольные параметры.
В данном разделе приводятся все размеры и допуски на них, которые
контролируются после полной разборки агрегата. Указывается, также порядок
проведения замеров и используемые для этого мерительный инструмент и
оснастка.
7.Расчет нормативов технической эксплуатации.
В данном разделе приводятся результаты корректирования нормативов технической
эксплуатации, выполненного в соответствии с исходными данными и по методике,
приведенной в «Положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного
состава автомобильного транспорта» /2/. При этом корректируются следующие
нормативы:
периодичность ТО – 1 и ТО – 2;
трудоемкость ТО – 1 и То – 2;
удельная трудоемкость текущего ремонта;
пробег до капитального ремонта;
продолжительность простоя в ТО;
продолжительность простоя в капитальном ремонте.
Исходные нормативы, регламентирующие техническое обслуживание и ремонт
подвижного состава, выбираются из таблиц 2 – 5.
Таблица 2
Периодичности технического обслуживания состава, км /2/
Автомобили
|
ТО-1
|
ТО-2
|
Легковые
Автобусы
Грузовые автмобили и автобусы
набазе грузовых автомобилей |
4000
3500
3000
|
16000
14000
120000
|
Таблица 3
Нормативы трудоемкости технического обслуживания и
текущего ремонта подвижного состава /2/
Подвижной состав и его основной параметр
|
Марки, модели подвижного состава (грузоподъ- емность)
|
ЕО
|
ТО -1
|
ТО – 2
|
Текущий ремонт, чел –ч/ 1000 км
|
чел – ч на одно обслуживание
|
Легковые автомобили малого класса
(рабочий объем двигателя 1,2 до 1,8л, сухая масса автомобиля от 850 до 1150
кг) среднего класса (от 1,8 до 3,5л, от 850 до1500 кг)
|
ВАЗ(кроме 2121),
ИЖ,АЗЛК
ГАЗ-24-10
ГАЗ-24-07 |
0,30
0,35
0,50
|
2,3
2,5
2,9
|
9,2
10,5
11,7
|
2,8
3,0
3,2
|
Автобусы:
особо малого класса
(дина до 5,0 м)
малого класса
(6,0 -7,5м)
среднего класса
(8,0-9,5м)
большого класса
(10,5-12,0м) |
РАФ-2203
ПАЗ-672
КАвЗ-685
ЛАЗ-695Н, -697Н
ЛАЗ-695НГ
ЛиАЗ-677, -677М
ЛиАЗ-6771 |
0,50
0,70
0,70
0,80
0,95
1,00
1,15
|
4,0
5,5
5,5
5,8
6,6
7,5
7,6
|
15.0
18,0
18,0
24,0
25,8
31,5
32,7
|
4,5
5,3
5,5
6,5
6,9
6,8
7,0
|
Грузовые автомобили
грузоподъемностью, т:
от 0,3 до 1,0
от 1,0 до 3,0
от 3,0 до5,0
от 5,0 до 8,0
От 8,0 и более
|
ИЖ-27151 (0,4т)
УАЗ-451М (1 т)
ЕрАЗ-762А (1т)
ГАЗ-52-04 (2,5т)
ГАЗ-52-27 (2,4т)
ГАЗ-53А (4т)
ЗИЛ-130 (6т)
ЗИЛ-138А (5,4т)
КАЗ-608, -608В
Урал-377 (7,5т)
КаАЗ-257 (12т)
МАЗ-500А (8т)
КамАЗ-5320 (8т) |
0,20
0,30
0,30
0,40
0,55
0,42
0,45
0,60
0,35
0,55
0,50
0,30
0,50
|
2,2
1,5
1,4
2,1
2,9
2,2
2,5
3,5
3,5
3,8
3,5
3,4
3,4
|
7,2
7,7
7,6
9,0
10,8
9,1
10,6
12,6
11,6
16,5
14,7
13,8
14,5
|
2,8
3,6
2,9
3,6
4,0
3,7
3,6
4,0
4,6
6,0
6,2
6,0
8,5
|
Таблица 4
Норма пробега подвижного состава и основных агрегатов до капитального
ремонта, тыс. км /2/
Подвижной состав и его основной параметр
|
Марки, модели подвижного состава (грузоподъ- емность)
|
Автомобиль, кузов, рама
|
Двигтель
|
Коробка передач
|
Мост задний (средний)
|
Легковые автомобили малого класса
(рабочий объем двигателя 1,2 до 1,8л, сухая масса автомобиля от 850 до 1150
кг) среднего класса (от 1,8 до 3,5л, от 850 до1500 кг)
|
ВАЗ(кроме 2121),
ИЖ,АЗЛК
ГАЗ-24-10
ГАЗ-24-07 |
125
300
|
125
200
|
125
250
|
125
300
|
Автобусы:
особо малого класса
(дина до 5,0 м)
малого класса
(6,0 -7,5м)
среднего класса
(8,0-9,5м)
большого класса
(10,5-12,0м) |
РАФ-2203
ПАЗ-672
КАвЗ-685
ЛАЗ-695Н, -697Н
ЛАЗ-695НГ
ЛиАЗ-677, -677М
ЛиАЗ-6771 |
260
320
250
360
400
380
380
|
180
180
180
200
220
200
200
|
180
180
180
200
220
200
200
|
180
180
180
360
400
300
300
|
Грузовые автомобили
грузоподъемностью, т:
от 0,3 до 1,0
от 1,0 до 3,0
от 3,0 до5,0
от 5,0 до 8,0
От 8,0 и более
|
ИЖ-27151 (0,4т)
УАЗ-451М (1 т)
ЕрАЗ-762А (1т)
ГАЗ-52-04 (2,5т)
ГАЗ-52-27 (2,4т)
ГАЗ-53А (4т)
ЗИЛ-130 (6т)
ЗИЛ-138А (5,4т)
КАЗ-608, -608В
Урал-377 (7,5т)
КаАЗ-257 (12т)
МАЗ-500А (8т)
КамАЗ-5320 (8т) |
100
180
160
175
175
250
300
300
150
150
250
250
300
|
100
160
160
100
100
200
200
250
150
125
225
250
-
|
100
160
160
175
175
250
300
300
150
150
225
200
300
|
100
180
160
175
175
250
300
300
150
150
250
250
-
|
Таблица 5
Продолжительность простоя подвижного состава в техническом обслуживании и
ремонте /2/
Подвижной состав
|
Техническое обслуживание и текущий ремонт на автотранспортном
предприятии, дней/1000км
|
Капитальный ремонт на специализированном ремонтном предприятии, дней
|
Легковые автомобили
Автобусы особо малого, малого и
среднего классов
Автобусы большого класса
Грузовые автомобили
грузоподъемностью, т:
от 0,3 до 5,0
от 5,0 и более |
0,30-0,40
0,30-0,50
0,50-0,50
0,40-0,50
0,50-0,50
|
18
20
25
15
22
|
Корректирование нормативов в зависимости от условий эксплуатации
осуществляется в соответствии с их классификацией (табл. 6), которая включает
пять категорий условий эксплуатации.
Категория условий эксплуатации автомобилей характеризуется типом дорожного
покрытия (Д), типом рельефа местности (Р), по которой пролегает дорога и
условия движения.
Нормативы корректируются с помощью коэффициентов, приведенных в табл. 7-
11, в зависимости от:
условий эксплуатации автомобиля – К1;
модификации подвижного состава и организация его работы – К2;
природно-климатических условий – К3;
пробега с начала эксплуатации – К4 и К’4$
размеров автотранспортного предприятия и количества технологически
совместимых групп подвижного состава – К5.
Исходный коэффициент корректирования, равный 1,0, принимается для:
первой категории условий эксплуатации;
базовых моделей автомобилей;
умеренного климатического района с умеренной агрессивностью окружающей
среды;
пробега подвижного состава с начала эксплуатации, равного 50 – 75% от
пробега до капитального ремонта;
автотранспортных предприятий, но которых производятся техническое
обслуживание и ремонт 200-300 ед. подвижного состава, составляющих три
технологически совместные группы (таб. П.3)
Таблица 6
Классификация условий эксплуатации
Категория условий эксплуатации
|
Условия движения
|
За пределами пригородной зоны (более 50 км от границы города)
|
В малых городах (до 100 тыс. жителей) и в пригородной зоне
|
В больших городах (более 100 тыс. жителей)
|
I
|
Д1 – Р1, Р2, Р3 |
-
|
-
|
II
|
Д1 – Р4
Д2 - Р1, Р2, Р3, Р4
Д3 – Р1, Р2, Р3 |
Д1 – Р1, Р2, Р3, Р4
Д2 -Р1
|
-
|
III
|
Д1 - Р5
Д2 – Р5
Д3 - Р4, Р5
Д4 – Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 |
Д1 - Р5
Д2 – Р1, Р2, Р3, Р4, Р5
Д3 – Р1, Р2, Р3, Р4, Р5
Д4 – Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 |
Д1 – Р1, Р2, Р3, Р4, Р5
Д2 – Р1, Р2, Р3, Р4
Д3 – Р1, Р2, Р3
Д4 – Р1 |
IV
|
Д5 – Р1, Р2, Р3, Р4, Р5
|
Д5 – Р1, Р2, Р3, Р4, Р5
|
Д2 – Р5
Д3 – Р4, Р5
Д4 – Р2, Р3, Р4, Р5
Д5 – Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 |
V
|
Д 5 – Р1, Р2, Р3, Р4, Р5
|
Дорожные покрытия:
Д1 – цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика;
Д2 – битумоминеральные смеси (щебень или гравий, обработанные битумом);
Д3 – щебень (гравий) без обработки, дегтебетон;
Д4 – булыжник, колотый камень, грунт и малопрочный камень;
Д5 – грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами;
Д6 – естественные грунтовые дороги; временные внутрикарьерные дороги;
подъездные пути, не имеющие твердого покрытия.
Тип рельефа местности (определяется высотой над уровнем моря):
Р1 – равнинный (до 200 м);
Р2 – слабохолмистый (свыше 200 до 300 м);
Р3 – холмистый (свыше 300 до 1000 м);
Р4 – гористый (свыше 1000 до 2000 м);
Р5 – горный (свыше 2000м).
Таблица 7
Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от условий
эксплуатации – К1 /2/
Категория условий эксплуатации
|
Нормативы
|
Периодичность технического обслуживания
|
Удельная трудоемкость текущего ремонта
|
Пробег до капитального ремонта
|
Расход запасных частей
|
I
II
III
IV
V
|
1,0
0,9
0,8
0,7
0,6
|
1,0
1,1
1,2
1,4
1,5
|
1,0
0,9
0,8
0,7
0,6
|
1,00
1,10
1,25
1,40
1,65
|
Примечания:
1. После определения скорректированной периодичности технического
обслуживания проверяется её кратность между видами обслуживания с
последующим округлением до целых сотен километров.
2. При корректировании нормы пробега до капитального ремонта двигателя К1
принимается равным: 0,7 – для III категории условий эксплуатации; 0,6 – для
IV категории и 0.5 – для V категории.
3. Соответственно коэффициент К1 корректирования норм расхода запасных
частей для двигателя составляет: 1,4 – для III категории условий
эксплуатации; 1,65 - для IV категории и 2,0 – для V категории.
Таблица 8
Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификации
подвижного состава и организации его работы – К2 /2/
Модификация подвижного состава и организация его работы
|
Нормативы
|
Трудоемкость ТО и ТР
|
Пробег до КР
|
Расход зап. частей
|
Базовый автомобиль
Седельные тягачи
Автомобили с одним прицепом
Автомобили с двумя прицепами
Автомобили – самосвалы при работе на плечах свыше 5 км
Автомобили – самосвалы с одним прицепом или при работе на коротких плечах
(до 5 км)
Автомобили – самосвалы с двумя прицепами |
1,00
1,10
1,15
1,20
1,15
1,20
1,25
|
1,00
0,95
0,90
0,85
0,85
0,80
0,75
|
1,00
1,05
1,10
1,20
1,20
1,25
1,30
|
Таблица 9
Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от
природно-климатических условий – К3 = К’3 х К’’3 /2/
Характеристика района
|
Нормативы
|
Периодич-ность технического обслуживания
|
Удельная трудоемкость текущего ремонта
|
Пробег до капиталь-ного ремонта
|
Расход запас-ных частей
|
Коэффициент К’3
|
Умеренный
Умеренно теплый,
умеренно теплый влажный,
теплый влажный
Жаркий сухой,
очень жаркий сухой
Умеренно холодный
Холодный
Очень холодный |
1,0
1,0
0,9
0,9
0,9
0,8
|
1,0
0,9
1,1
1,1
1,2
1,3
|
1,0
1,1
0,9
0,9
0,6
0,7
|
1,0
0,9
1,1
1,1
1,25
1,4
|
Коэффициент К’’3
|
С высокой агрессивностью окружающей
среды |
0,9
|
1,1
|
0,9
|
1,1
|
Примечания:
1. Корректирование нормативов производится для серийных моделей
автомобилей, в конструкции которых на учтены специфические особенности
работы в данных регионах.
2.Районирование территорий по природно-климатическим условиям приведено в
прил. П.4.
3.Для районов, не указанных в прил. П.4, коэффициент корректирования К’’3
равен 1,0.
4.Агрессивность окружающей среды учитывается и при постоянном использовании
подвижного состава для перевозки химических грузов, вызывающих интенсивную
коррозию двигателей.
Таблица 10
Коэффициенты корректирования нормативов удельной трудоемкости текущего
ремонта (К4) и продолжительности простоя в техническом обслуживании и ремонте
(К’4) в зависимости от пробега с начала эксплуатации /2/.
Пробег с наxала эксплуатации в долях от нормативного пробега до КР
|
Автомобили
|
Легковые
|
Автобусы
|
Грузовые
|
К4
|
К’4
|
К4
|
К’4
|
К4
|
К’4
|
До 0,25
0,25 / 0,50
0,50 / 0,75
0,75 / 1,00
1,00 / 1,25
1,25 / 1,50
1,50 / 1,75
1,75 / 2,00
Свыше 2,00
|
0,4
0,7
1,0
1,4
1,5
1,6
2,0
2,2
2,5
|
0,7
0,7
1,0
1,3
1,4
1,4
1,4
1,4
1,4
|
0,5
0,8
1,0
1,3
1,4
1,5
1,8
2,1
2,5
|
0,7
0,7
1,0
1,3
1,4
1,4
1,4
1,4
1,4
|
0,4
0,7
1,0
1,2
1,3
1,4
1,6
1,9
2,1
|
0,7
0,7
1,0
1,2
1,3
1,5
1,3
1,3
1,3
|
Таблица 11
Коэффициент корректирования нормативов трудоемкости технического
обслуживания и текущего ремонта в зависимости от количества обслуживаемых и
ремонтируемых автомобилей на автотранспортном предприятии и количества
технологически совместимых групп подвижного состава – К5
Количество автомобилей, обслуживаемых и ремонтируемых на
автотранспортном предприятии
|
Количество технологически совместимых групп подвижного состава
|
Менее 3
|
3
|
Более 3
|
До 100
100 / 200
200 / 300
300 / 600
Свыше 600
|
1,15
1,05
0,95
0,85
0,80
|
1,20
1,10
1,00
0,90
0,85
|
1,30
1,20
1,10
1,05
0,95
|
Примечания:
1.Распределение подвижного состава по технологически совместимым группам
при производстве технического обслуживания и текущего ремонта приведено в
прил. П.3.
2. Количество автомобилей в технологически совместимой группе должно быть не
менее 25.
Результирующий коэффициент корректирования нормативов получается
перемножением отдельных коэффициентов:
периодичность ТО – К1 • К.з (см. табл. 7-9)
пробег до капитального ремонта – К1 • К2 • Кз (см. табл. 8 и 11)
трудоемкость ТО – К2 • К5 (см. табл. 7-11)
трудоемкость ТР - К1 • К2 • Кз • К4 • К5 (см. табл. 7-11)
расход запасных частей - К1 • К2 • Кз (см. табл. 7-9)
Результирующие коэффициенты корректирования нормативов периодичности
техобслуживания и пробега до КР было не менее 0,5.
Продолжительность простоя подвижного состава в техническом обслуживании и
ремонте корректируется путем умножения нормативов, приведенных в табл. 5, на
коэффициент К4 (табл. 10), зависящий от пробега с начала эксплуатации.
|