ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»
Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей
ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Учебное пособие
6. НЕСУЩАЯ СИСТЕМА АВТОМОБИЛЯ
6.5. Ступицы колес
Ступицы 5 передних колес автомобилей ВАЗ-2105 и «Москвич» (см. рис. 35) устанавливаются на осях 4 поворотных
цапф на двух роликовых подшипниках 1 каждая. Наружные кольца подшипников запрессованы в ступицу, а внутренние надеваются на ось цапфы с небольшим зазором. От попадания
пыли, грязи или воды в подшипники, а также от попадания смазки в тормозные механизмы ступица защищена с внутренней стороны сальником, а снаружи колпаком 2. Регулировка и
фиксация подшипников на цапфе осуществляются регулировочной гайкой 3. На автомобиле ВАЗ-2105 гайка левого переднего колеса имеет правую резьбу, а гайка правого колеса левую.
Ступица 13 (см. рис. 36) переднего колеса автомобиля ВАЗ-2108 вращается в полости поворотного кулака 6 на шариковом двухрядном подшипнике
закрытого типа, зафиксированном двумя стопорными кольцами. Внутренними шлицами ступица насажена на шлицы наконечника шарнира равных угловых скоростей 9 и крепится гайкой,
закрываемой колпаком. Направляющими штифтами на ступице закреплен тормозной диск 5. Двухрядный шарикоподшипник в процессе эксплуатации регулировки и смазки не требует.
Ступица 1 заднего колеса автомобиля ВАЗ-2108 (см. рис. 43) вращается в двухрядном шариковом подшипнике на оси 11 и крепится аналогично
креплению ступицы переднего колеса. Ось ступицы имеет фланец, который вместе со щитом 15 тормозного механизма крепится к фланцу 16 рычага подвески.
Диски задних колес автомобилей ВАЗ-2105 и «Москвич» крепятся непосредственно к фланцам 1 полуосей (см. рис. 27).
6.6. Колеса
В автомобильной промышленности колесом считают промежуточный (между ступицей автомобиля и шиной) элемент
конструкции автомобиля.
Обычное (серийное для всех российских легковых автомобилей) дисковое колесо состоит из двух элементов — обода и диска, соединенных между собой
точечной контактной сваркой.
Обод — это кольцеообразная (определенного профиля) часть колеса, на которую монтируется и опирается шина.
Диск — центральная часть колеса, несущая обод и имеющая посадочные отверстия для крепления к ступице. Часто дисковое колесо называют просто
диском (очевидно, во избежание путаницы между колесом в сборе и колесом как элементом конструкции автомобиля), что, конечно, неверно. Ибо, на самом деле, бывают разборные
колеса, где обод и диск скреплены резьбовыми соединениями, а также бездисковые колеса (например, на грузовиках «КамАЗ») или колеса с дисками в виде кольцевых фланцев
(автомобили ЗАЗ).
Автомобильные колеса различают по их принадлежности к тому или иному автомобилю, по типу применяемых шин, по конструкции и технологии
изготовления. Общая классификация колес приведена на рис. 45.
Рис.45. Классификация колес
По технологии изготовления колеса неразборной конструкции могут быть стальными сварными (из прокатанного обода
и штампованного диска), литыми и коваными.
Технология изготовления литых колес включает заливку расплавленного металла (обычно это алюминиевый или магниевый сплав) в форму, его
остывание, последующее обтачивание посадочных поверхностей и сверление отверстий в полученной отливке. К числу недостатков литых колес относятся чрезмерно толстые стенки,
возможность наличия скрытых пор и раковин, недостаточную прочность (при ударе они деформируются и даже раскалываются) и сложность (часто невозможность) восстановления.
При ковке (или объемной штамповке) из заготовки выковывают так называемую поковку, которая затем обрабатывается на токарном станке. Такая
технология сложна и дорога, однако, кованые диски прочнее и легче. Например, 13-дюймовое кованое колесо весит 4,9 кг против 6,0 кг у литого, а толщина стенок составляет
только 3,0 мм против 5,5 мм у литого. При этом кованый диск лучше «переносит» удары. Поэтому для российских дорог кованые диски предпочтительнее несмотря на их дороговизну.
Главное преимущество легкосплавных колес перед обычными стальными — в меньшей массе. Снижение массы колеса в сборе с шиной ведет к уменьшению
неподрессоренных инерционных масс и улучшению условий работы подвески, так как колесо быстрее «повинуется» возвращенному действию пружины, амортизатора и быстрее
восстанавливает потерянный контакт с дорогой. Это улучшает комфортабельность езды и делает более безопасным движение на большой скорости.
Колесо обозначается основными размерами обода — монтажным (посадочным) диаметром и шириной. Например, обычное дисковое колесо для автомобилей
ВАЗ-2108, - 09 обозначается как 114J-330 (в миллиметрах) или 4 1/2J-13 (в дюймах). Первые цифры означают ширину обода, буква J — форму профиля обода, а последние цифры —
монтажный диаметр колеса.
Для легковых автомобилей российского производства рекомендованы следующие размеры колес:
114J-330 (4 1/2J-13), 127J-330 (5J-13) — автомобили ВАЗ (кроме 1111);
127J-355 (5J-14) — Москвич-2141;
140J-355 (5 1/2J-14), 152J-355 (6J-14) — ГАЗ-31029;
152L-380 (6L-15) — автомобили типа УАЗ-31512;
135/80R12 (4J) — ВАЗ-1111, 11113.
Легкосплавные литые или кованые колеса обычно имеют дюймовое обозначение. Например, «вазовское» бескамерное колесо имеет
обозначение 4 1/2J-13H2 или 5J-13H2, где дополнительная маркировка Н2 означает наличие на ободе «хампов» определенного профиля. «Хамп» - кольцевой выступ для дополнительной
фиксации бортов бескамерной шины. Маркировка колес российского производства представлена на рис. 46.
Рис.46. Маркировка колеса (по часовой стрелке): клеймо Госстандарта РФ; товарный знак завода-изготовителя; вылет в миллиметрах;
месяц и год изготовления (например, 6/99 — июнь 1999 г.)
|