ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Учебное пособие

5. ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА, ДИФФЕРЕНЦИАЛ И ПОЛУОСИ

5.2. Дифференциал (продолжение)

     Конический симметричный дифференциал (рис. 26, а) представляет собой шестеренный механизм, смонтированный в главной передаче. Он состоит из двух конических зубчатых колес 2 и 8, шестерен-сателлитов 1 и 7 и крестовины 4.
     Ведомое колесо 5 главной передачи жестко соединено с коробкой дифференциала, состоящей из двух чашек, между которыми крепится крестовина. Полуосевые зубчатые колеса 2 и 8 установлены в коробке дифференциала на шлицах полуосей 3 и 9, соединенных с ведущими колесами автомобиля. От ведущей шестерни 6 главной передачи крутящий момент передается на ведомое колесо 5 и коробку дифференциала, вместе с которой вращается крестовина 4 с расположенными на ней шестернями-сателлитами 1 и 7.

Рис.26. Конический симметричный дифференциал

Рис.26. Конический симметричный дифференциал

     При прямолинейном движении автомобиля по ровной дороге оба ведущих колеса испытывают одинаковые сопротивления качению и проходят одинаковые пути. Поэтому сателлиты, вращаясь вместе с крестовиной и коробкой дифференциала, сообщают зубчатым колесам 2 и 8 одинаковую частоту вращения, а сами относительно своих осей не поворачиваются. При этом сателлиты как бы заклинивают полуосевые зубчатые колеса, соединяя обе полуоси.
     При движении автомобиля на повороте (рис. 26, б) его внутреннее колесо проходит меньший путь, чем наружное, в результате чего полуось 9 и полуосевое зубчатое колесо 8, связанные с внутренним колесом автомобиля, вращаются медленнее. При этом шестерни-сателлиты 1 и 7, вращаясь на шипах крестовины 4, перекатываются по замедлившему вращение полуосевому зубчатому колесу 8, в результате чего повышается частота вращения полуосевого зубчатого колеса 2 и полуоси 3. Таким образом, ведущие колеса автомобиля при повороте получают возможность проходить за одно и то же время различные пути без юза и пробуксовывания.
     Дифференциал автомобилей ВАЗ-2105 и «Москвич», как и главная передача, расположен в картере заднего моста. Он состоит из коробки 18 (рис. 27), в отверстие которой вставляется ось 17 сателлитов, на которую свободно надеты два конических сателлита 11. Сателлиты находятся в постоянном зацеплении с шестернями 13 полуосей 8. Коробка дифференциала вместе с ведомой шестерней 12 вращается на двух конических роликовых подшипниках 21. Для регулировки затяжки подшипников имеются две регулировочные гайки 9. При движении автомобиля усилие от главной передачи передается на коробку дифференциала, затем через ось на сателлиты и далее через полуосевые шестерни и полуоси к ведущим колесам.

Рис.27. Задний мост автомобиля ВАЗ-2105

Рис.27. Задний мост автомобиля ВАЗ-2105: 1 - фланец полуоси; 2 - болт крепления тормозного барабана колеса; 3 - направляющий штифт; 4 - тормозной барабан; 5 - подшипник полуоси; S - сальник; 7 - кожух заднего моста; 8 - полуось; 9 - регулировочная гайка подшипника; 10 - сапун; 11 - сателлит; 12 - ведомая шестерня главной передачи; 13 - шестерня полуоси; 14 - фланец ведущего вала; 15 - картер главной передачи; 16 - ведущая шестерня; 17 - ось сателлитов; 18 - коробка дифференциала; 19 - стопорная пластина; 20 - крышка подшипника дифференциала; 21 - подшипник; 22 - пластина крепления подшипника полуоси.

     На автомобиле ВАЗ-2108 конический двухсателлитный дифференциал, размещенный в одном картере с коробкой передач (см. рис. 16), передает усилие правому и левому приводным валам передних ведущих колес. Коробка дифференциала 24 с крышкой вращается в двух конических подшипниках 23. На коробку дифференциала напрессована пластмассовая шестерня 27 привода спидометра 28. Два сателлита 25 расположены на оси 29. Полуосевые шестерни 26 внутри имеют шлицы, в которые заходят шлицевые хвостовики корпусов внутренних шар­ниров приводов передних колес.

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ