ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Учебное пособие

6. НЕСУЩАЯ СИСТЕМА АВТОМОБИЛЯ

6.4. Задняя подвеска (продолжение)

     На автомобиле ВАЗ-2108 подвеска задних колес независимая. Направляющим элементом подвески служит балка, которая состоит из продольных рычагов 2 (рис. 43) и соединителя 10, сваренных между собой через усилители, имеющие как и соединитель V-образное сечение.
     Независимость хода задних колес обеспечивается тем, что детали, имеющие такое сечение, обладают большой жесткостью на изгиб и малой - на кручение. К рычагам 2, выполненным из трубы, приварены кронштейны 18 для крепления амортизаторов и фланцы 16, на которых болтами закреплены оси 11 ступиц задних колес и щиты 15 тормозных механизмов колес.
     Передней частью рычаги соединяются с кронштейном 3 с помощью болта и резинометаллического шарнира 19. Пружина 5, установленная на амортизаторе 9, нижней частью опирается на чашку 8, приваренную к резервуару амортизатора, а верхней — на опору 4, которая приварена к кузову. Буфер 6 хода сжатия установлен на штоке 7 амортизатора внутри пружинной подвески.
     Амортизатор 9 нижней проушиной крепится к кронштейну 18 продольного рычага болтом через втулки 17. Верхнее крепление штыревое, т.е. шток крепится к верхней опоре 4 через две резиновые подушки и опорную шайбу.

Рис.43. Задняя подвеска автомобиля ВАЗ-2108

Рис.43. Задняя подвеска автомобиля ВАЗ-2108: 1 — ступица заднего колеса; 2 — рычаг; 3 — кронштейн крепления рычага; 4 — верхняя опора пружины; 5— пружина; 6 — буфер хода сжатия; 7 — шток амортизатора; 8 — нижняя опорная чашка пружины; 9 — амортизатор; 10 — соединитель рычагов; 11 — ось ступицы колес; 12 — колпак; 13 — гайка крепления ступицы; 14 — подшипник ступицы; 15 — шит тормоза; 16 — фланец рычага подвески; 17 — втулка амортизатора; 18 — кронштейн; 19 — резинометаллический шарнир

     Амортизаторы служат для быстрого гашения колебаний автомобиля, возникающих в результате деформации рессор или пружин подвески, что повышает плавность хода автомобиля. На изучаемых автомобилях применяются гидравлические амортизаторы двух­стороннего действия телескопического типа.
     Амортизатор автомобиля ВАЗ-2105 состоит из цилиндрического резервуара 2 (рис. 44), к которому приварено дно с нижней проушиной 1.
     В резервуаре установлен рабочий цилиндр 14, в нижнюю часть которого запрессован корпус 12 клапанов сжатия. Внутри рабочего цилиндра помещается поршень 15, укрепленный на штоке 13. В поршне смонтированы клапаны отдачи (снизу поршня) и перепускной клапан (сверху поршня). Перепускной клапан имеет тарелку 7, сверху которой размещена пружина 6 и ограничительная тарелка 5, прижатая к поршню.
     Клапан отдачи состоит из дисков 16, прижатых к внутренним отверстиям поршня пружиной 17, второй конец которой опирается на гайку 3. Клапан сжатия имеет тарелку 10 с отверстиями, диски 11, пружину 9, обойму 8 и корпус 12.

Рис.44. Амортизатор автомобиля ВАЗ-2105

Рис.44. Амортизатор автомобиля ВАЗ-2105: а — ход сжатия; б — ход отдачи; 1 — нижняя проушина крепления; 2 — резервуар; 3 — гайка клапана отдачи; 4 — поршневое кольцо; 5 — ограничительная тарелка; 6 — пружина перепускного клапана; 7 — тарелка перепускного клапана; 8 — обойма клапана сжатия; 9 — пружина клапана сжатия; 10 — тарелка клапана сжатия; 11 — диски клапана сжатия; 12 — корпус клапана сжатия; 13 — шток; 14 — цилиндр; 15 — поршень; 16 — диски клапана отдачи; 17 — пружина клапана отдачи.

     Для уплотнения на наружной поверхности поршня 15 имеется уплотнительное кольцо 4. Сверху рабочий цилиндр закрывается гайкой резервуара с уплотняющим устройством.
     Действие амортизатора основано на использовании гидравлического сопротивления, возникающего при протекании жидкости из одной полости цилиндра в другую через отверстия, перекрываемые клапанами сжатия и отдачи. При наезде колеса на препятствие шток и поршень перемещаются в цилиндре вниз (происходит ход сжатия) (рис. 44, а), под поршнем 15 создается давление жидкости, которая, преодолевая сопротивление пружины 6, через перепускной клапан поступает в полость над поршнем. Одновременно часть жидкости, отгибая внутренние края дисков 11 клапана сжатия, проходит в резервуар 2. Если ход сжатия происходит плавно, то давление жидкости будет недостаточно для отгибания внутреннего края дисков 11, поэтому жидкость в резервуаре 2 будет проходить только через специальный вырез дроссельного (верхнего) диска 11 клапана сжатия.
     После проезда препятствия шток и поршень движутся вверх (происходит ход отдачи, рис. 44, б), давлением жидкости над поршнем отгибаются наружные края дисков 16 клапана отдачи, и жидкость перетекает в полость цилиндра под поршнем. Одновременно из-за уменьшения давления под поршнем часть жидкости из резервуара 2, отгибая снаружи диски 11 клапана сжатия, заполняет также пространство под поршнем.
     При плавном движении колеса вниз жидкость проходит через боковые вырезы дроссельного диска клапана отдачи. Сопротивление при ходе сжатия в несколько раз меньше, чем при ходе отдачи, что необходимо для снижения силы удара на ку­зов при наезде колес на препятствие.
     Устройство и работа внутренней части телескопических стоек передней подвески, а также устройство и работа амортизаторов задней подвески автомобиля ВАЗ-2108 не имеет значительных отличий от рассмотренных выше амортизаторов автомобиля ВАЗ-2105.

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ