ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

 

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА АВТОМОБИЛЯ

ТЕОРИЯ И РАСЧЕТ

Учебное пособие

3.1. Продольная устойчивость автомобиля

Продольная устойчивость автомобиля характеризуется возможностью его опрокидывания вокруг передней или задней оси.
Рассмотрим общий случай движения автомобиля – ускоренное движение на подъеме с прицепом (рис. 16).

Рис. 16. Схема сил при движении автомобиля на подъем

Рис. 16. Схема сил при движении автомобиля на подъем

Уравнение моментов сил относительно точки О – возможной точки опрокидывания, имеет вид:

R1L+Pвhв+Pnh+Puh-Gnb+Pпрhпр+Mk1+Mk2+Mk=0

Приравняв нулю нормальную реакцию R1 на передние колеса, получим выражение, определяющее предельное по устойчивости
состояние автомобиля:

(18)

где формулы для сил Рв, Рn, Ри, Gn и моментов МК1, МК2, МК взяты из уравнения 11 для определения нормальной реакции R2. Принято, что радиусы rк колес автомобиля и прицепа равны.

Опрокидывание автомобиля через заднюю ось может произойти при преодолении максимального подъема из-за действия
составляющей силы веса Рn, силы инерции Ри и при движении с максимальной скоростью из-за силы сопротивления воздуха Рв.
При движении автомобиля на максимальный подъем его скорость бывает мала и поэтому можно пренебречь силой сопротивления
воздуха Рв. Можно принять также, что преодоление подъема происходит с установившейся скоростью (j=0), так как разгон на максимально допустимом подъеме невозможен.
При этих условиях получим:

Gbcosα-Ghsinα-Pпрhпр-(G+Gпр)frkcosα=0.

Принимая Pпр=Gпрsinα, получим:

(19)

Выражение (19) позволяет определить максимальную величину подъема, которую автомобиль с прицепом может преодолеть
при установившейся скорости движения без опрокидывания.
При движении по хорошей дороге (f≈0), без прицепа (Рпр=0) величина подъема увеличится и станет равной:

Формула

Опрокидывание автомобилей обычных конструкций вокруг передней оси практически невозможно,так как расстояние b≥a,
а для легковых автомобилей – величина h мала.
Автомобили по своим тяговым качествам или по сцеплению колес с дорогой не всегда могут въехать на предельный по
опрокидыванию подъем. Поэтому при проектировании автомобиля необходимо установить, чем ограничивается максимальный угол подъема – опрокидыванием, буксованием или недостатком тяговой силы.
Весьма актуальным является анализ этого свойства для автомобилей повышенной проходимости, которые способны
преодолевать большие подъемы и имеют высокое расположение центра масс. Для этих автомобилей ведущими являются все колеса и поэтому максимально допустимая по условиям сцепления с дорогой тяговая сила будет равна:

Pт. макс.=(R1+R2)φ=φGcosα=Pп=Gsinα,

tgαбукс

Для того, чтобы буксование автомобиля со всеми ведущими колесами началось до его опрокидывания,
необходимо соблюдение следующего неравенства:
tgαбукс.<tgαопр. или
Большинство автомобилей проектируется так, чтобы максимальный подъем ограничивался буксованием ведущих колес,
а не опрокидыванием. Однако часто для автомобилей повышенной проходимости, у которых высоко расположен центр масс, а шины с грунтозацепами обеспечивают большие значения коэффициента сцепления, предельные углы по буксованию и опрокидыванию очень близки.

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ