ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»
Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА АВТОМОБИЛЯ
ТЕОРИЯ И РАСЧЕТ
Учебное пособие
3. УСТОЙЧИВОСТЬ АВТОМОБИЛЯ
При изучении устойчивости автомобиля рассматривают его движение со всеми степенями свободы, кроме движения
в направлении, перпендикулярном к опорной поверхности, и в направлении продольной оси автомобиля.
Исключение движения в направлении, перпендикулярном к опорной поверхности, естественно, поскольку отклонение от
параметров возмущенного движения от параметров невозмущенного в этом направлении не может возрастать непрерывно.
Характер изменения движения автомобиля в направлении его продольной оси (собственного движения), в том числе и устойчивость движения в этом
направлении, определяется тяговыми и тормозными свойствами автомобиля.
В качестве угловых параметров при изучении устойчивости автомобиля обычно принимаются следующие:
- Угол и угловая скорость продольного опрокидывания автомобиля.
- Угол и угловая скорость крена автомобиля (угол и угловая скорость поперечного опрокидывания).
- Угол и угловая скорость поворота автомобиля.
Таким образом, следует различать устойчивость по опрокидыванию (продольную и поперечную), по направлению
движения (курсовая устойчивость) и по боковому смещению (боковая устойчивость).
Часть из тех параметров движения, которые характеризуют устойчивость автомобиля, являются управляемыми (угол и
угловая скорость поворота, траектория направляющей точки), а часть – неуправляемыми (углы и угловые скорости поперечного и продольного опрокидывания).
Устойчивость автомобиля следующим образом связана с его управляемостью. Во многих случаях является желательным
сохранение постоянными на некотором отрезке пути управляемых параметров движения автомобиля. У автомобиля, обладающего
хорошей устойчивостью, приближение указанных параметров движения к желательным возможно без вмешательства водителя (т.е. без затраты им энергии на
управление автомобилем) в сравнительно широком диапазоне возмущений. Поэтому вероятность приближения фактических параметров движения к желательным при
прочих равных условиях тем выше, чем лучше устойчивость автомобиля.
Предельные значения кривизны траекторий различных точек автомобиля, а также скорости изменения кривизны часто
ограничиваются из-за потери им устойчивости. Чем лучше устойчивость автомобиля, тем более широким может быть
диапазон изменения параметров его движения, т.е. тем в большей степени фактические параметры движения могут приближаться к желательным.
|