ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

 

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА АВТОМОБИЛЯ

ТЕОРИЯ И РАСЧЕТ

Учебное пособие

3. УСТОЙЧИВОСТЬ АВТОМОБИЛЯ

При изучении устойчивости автомобиля рассматривают его движение со всеми степенями свободы, кроме движения
в направлении, перпендикулярном к опорной поверхности, и в направлении продольной оси автомобиля.
Исключение движения в направлении, перпендикулярном к опорной поверхности, естественно, поскольку отклонение от
параметров возмущенного движения от параметров невозмущенного в этом направлении не может возрастать непрерывно. Характер изменения движения автомобиля в направлении его продольной оси (собственного движения), в том числе и устойчивость движения в этом направлении, определяется тяговыми и тормозными свойствами автомобиля.
В качестве угловых параметров при изучении устойчивости автомобиля обычно принимаются следующие:
  1. Угол и угловая скорость продольного опрокидывания автомобиля.
  2. Угол и угловая скорость крена автомобиля (угол и угловая скорость поперечного опрокидывания).
  3. Угол и угловая скорость поворота автомобиля.
Таким образом, следует различать устойчивость по опрокидыванию (продольную и поперечную), по направлению
движения (курсовая устойчивость) и по боковому смещению (боковая устойчивость).
Часть из тех параметров движения, которые характеризуют устойчивость автомобиля, являются управляемыми (угол и
угловая скорость поворота, траектория направляющей точки), а часть – неуправляемыми (углы и угловые скорости поперечного и продольного опрокидывания).
Устойчивость автомобиля следующим образом связана с его управляемостью. Во многих случаях является желательным
сохранение постоянными на некотором отрезке пути управляемых параметров движения автомобиля. У автомобиля, обладающего хорошей устойчивостью, приближение указанных параметров движения к желательным возможно без вмешательства водителя (т.е. без затраты им энергии на управление автомобилем) в сравнительно широком диапазоне возмущений. Поэтому вероятность приближения фактических параметров движения к желательным при прочих равных условиях тем выше, чем лучше устойчивость автомобиля.
Предельные значения кривизны траекторий различных точек автомобиля, а также скорости изменения кривизны часто
ограничиваются из-за потери им устойчивости. Чем лучше устойчивость автомобиля, тем более широким может быть диапазон изменения параметров его движения, т.е. тем в большей степени фактические параметры движения могут приближаться к желательным.

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ