ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

 

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА АВТОМОБИЛЯ

ТЕОРИЯ И РАСЧЕТ

Учебное пособие

ПРИМЕРЫ РАСЧЕТОВ

Пример 1.

Зависимость мощности Nк0, необходимой для преодоления сопротивления качению грузового автомобиля, собственный вес
которого G0=45000 Н,и зависимость силы сопротивления качению Рк того же, но только полностью груженого автомобиля от скорости движения v приведена на графике (рис. 3). Пользуясь графиком, найти полезную нагрузку автомобиля.
Мощность, необходимая на качение ненагруженного автомобиля

Nko = Pko·V,

отсюда сила сопротивления качению (см. график на рис. 3)

Формула Н

График к примеру 1 п.1

Рис. 3. График к примеру 1 п.1

Определим коэффициент сопротивления качению колес автомобиля:

Формула

Сила сопротивления качению полностью груженого автомобиля

Pk = f·G ,

тогда общий вес груженого автомобиля

Формула Н

где Pk – сила сопротивления качению груженого автомобиля (см. график на рис. 3).

Полезная нагрузка автомобиля:

Gгр = G – Go = 71875 – 45000 = 26875 H (2,6875 т).

Пример 2.

Седельный тягач (рис. 4) движется с полуприцепом на горизонтальном участке асфальтированной дороги с равномерной
скоростью V = 60 км/ч; коэффициент сопротивления качению у тягача и полуприцепа f = 0,02.

Схема к определению реакций дороги R1 и R2 на колеса седельного тягача

Рис.4. Схема к определению реакций дороги R1 и R2 на колеса седельного тягача

Требуется определить реакции R1 и R2 дороги на передние и задние колеса тягача.

Исходные данные для расчета: сила веса тягача G=50000 H, его продольная база L=3,5 м, продольная координата центра
тяжести b=1,4 м, продольная координата точки сцепки lпр=0,35 м, высота точки сцепки над поверхностью дорогиhпр=1,0 м, площадь лобового сопротивления тягача F=3,5 м2, коэффициент сопротивления воздуха тягача без учета дополнительного воздействия полуприцепа К=0,6 нс24, высота центра парусности hb=1,5 м, радиус колес тягача и полуприцепа rk=0,35м. Сила веса полуприцепа Gпр=30000 H, его продольная база Lпр=2,0м, продольная координата центра тяжести bпр=1,0 м.
Для решения задачи рассмотрим отдельно условия равновесия полуприцепа и тягача с учетом их силового взаимодействия.
Сначала рассмотрим силовое воздействие полуприцепа на тягач. Оно выражается в передаче на тягач части силы веса полуприцепа Gпр' в точке сцепки и тягового сопротивления Рпр.
Из уравнения моментов сил относительно точки О1 касания колес полуприцепа с дорогой имеем:

Gпр'·Lпр + Мк пр ­ Gпр·bпр – Рпр·hпр = 0

Учитывая, что Мк пр = f·(Gпр – Gпр')·rk , а Рпр = f·(Gпр–Gпр'),

получаем после преобразований, что

Формула Н

Соответственно Рпр=f·(Gпр – Gпр') = 0,02·(30000 – 15000) = 300 H
Для определения реакции R1 на передние колеса тягача составляем уравнение моментов сил относительно
точки О2 касания задних колес тягача с дорогой, отбросив полуприцеп и заменяя его действие на тягач противоположно направленными силами Gпр' и Рпр:

Формула

Сопротивление воздуха Pв подсчитываем по формуле (8), принимая что наличие полуприцепа увеличивает коэффициент
обтекаемости к на 20%. Тогда

Н

Момент сопротивления качению тягача:

Mk1 + Мк2 = f·(G + Gпр')·rk = 0,02·(50000 + 30000)·0,35 = 560 H.

Сделав соответствующие подстановки в формулу для определения реакции R1, получаем:

Н

Реакция задних колес тягача:

R2 = G + Gпр' – R1 = 50000 + 15000 ­ 20955 = 44045 H

При отсутствии полуприцепа реакция на задние (ведущие) колеса тягача:

Н

Из полученных данных следует, что применение полуприцепа заметно увеличивает нагрузку (цепной вес) задних колес
седельного тягача.

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ