ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»
Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА АВТОМОБИЛЯ
ТЕОРИЯ И РАСЧЕТ
Учебное пособие
2. УПРАВЛЯЕМОСТЬ АВТОМОБИЛЯ
Под управляемостью автомобиля понимается его способность точно сохранять заданное направление движения (заданный курс),
а при соответствующем воздействии изменять его по требуемой траектории. Первое свойство называется курсовой устойчивостью,
а второе – поворотливостью (поворачиваемостью) автомобиля.
Качественно управляемость автомобиля можно оценить по степени приближения фактических параметров движения
к желательным.
Могут быть рассмотрены следующие количественные показатели:
- Предельные значения кривизны траектории направляющей точки при круговом движении автомобиля (минимальные радиусы кривизны).
Управляемость автомобиля тем лучше, чем больше кривизна траекторий, по которым могут двигаться однотипные точки сравниваемых автомобилей.
- Предельные значения скорости изменения кривизны траекторий различных точек автомобиля.
Управляемость автомобиля тем лучше, чем больше предельная скорость изменения кривизны траектории однотипных характерных точек сравниваемых автомобилей.
- Количество энергии, затрачиваемой на управление автомобилем при заданной траектории направляющей точки. Чем меньше энергии затрачивается на
управление, тем лучше управляемость автомобиля.
- Числовые значения отклонения траектории направляющей точки и направления фактического движения от заданных и частота повторяемости отклонений.
Чем лучше управляемость, тем с большей скоростью водитель может вести автомобиль, тем больше может быть средняя
скорость движения.
Кроме того, хорошая управляемость автомобиля повышает безопасность движения, что особенно важно в связи с ростом
скоростей движения и количества автомобилей на дорогах.
Причинами нарушения управляемости могут явиться как внешние факторы, зависящие от условий движения, так и внутренние,
зависящие от конструкции и технического состояния автомобиля.
Внешними факторами, вызывающими нарушение курсовой устойчивости, являются неровности и поперечный уклон дороги,
боковой ветер, неодинаковость сопротивления качению правых и левых колес.
К внутренним факторам, приводящим к нарушению курсовой устойчивости, относятся различные конструктивные параметры
автомобиля, а также его техническое состояние. Так, например, при движении автомобиля по неровной дороге плоскость
вращения колес может изменяться в зависимости от кинематической схемы подвески, а возникающий при этом гироскопический момент будет стремиться
повернуть управляемые колеса.
Под действием боковых сил, например, при движении по косогору или центробежной силы на повороте, автомобиль из-за
боковой эластичности шин может начать двигаться под углом к направлению, заданному управляемыми колесами (увод колес).
Рассмотрим две основные причины ухудшения управляемости: колебания колес и осей автомобиля и увод колес.
|