ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

 

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА АВТОМОБИЛЯ

ТЕОРИЯ И РАСЧЕТ

Учебное пособие

2. УПРАВЛЯЕМОСТЬ АВТОМОБИЛЯ

Под управляемостью автомобиля понимается его способность точно сохранять заданное направление движения (заданный курс),
а при соответствующем воздействии изменять его по требуемой траектории. Первое свойство называется курсовой устойчивостью, а второе – поворотливостью (поворачиваемостью) автомобиля.
Качественно управляемость автомобиля можно оценить по степени приближения фактических параметров движения
к желательным.
Могут быть рассмотрены следующие количественные показатели:
  1. Предельные значения кривизны траектории направляющей точки при круговом движении автомобиля (минимальные радиусы кривизны). Управляемость автомобиля тем лучше, чем больше кривизна траекторий, по которым могут двигаться однотипные точки сравниваемых автомобилей.
  2. Предельные значения скорости изменения кривизны траекторий различных точек автомобиля.
    Управляемость автомобиля тем лучше, чем больше предельная скорость изменения кривизны траектории однотипных характерных точек сравниваемых автомобилей.
  3. Количество энергии, затрачиваемой на управление автомобилем при заданной траектории направляющей точки. Чем меньше энергии затрачивается на управление, тем лучше управляемость автомобиля.
  4. Числовые значения отклонения траектории направляющей точки и направления фактического движения от заданных и частота повторяемости отклонений.
Чем лучше управляемость, тем с большей скоростью водитель может вести автомобиль, тем больше может быть средняя
скорость движения.
Кроме того, хорошая управляемость автомобиля повышает безопасность движения, что особенно важно в связи с ростом
скоростей движения и количества автомобилей на дорогах.
Причинами нарушения управляемости могут явиться как внешние факторы, зависящие от условий движения, так и внутренние,
зависящие от конструкции и технического состояния автомобиля.
Внешними факторами, вызывающими нарушение курсовой устойчивости, являются неровности и поперечный уклон дороги,
боковой ветер, неодинаковость сопротивления качению правых и левых колес.
К внутренним факторам, приводящим к нарушению курсовой устойчивости, относятся различные конструктивные параметры
автомобиля, а также его техническое состояние. Так, например, при движении автомобиля по неровной дороге плоскость вращения колес может изменяться в зависимости от кинематической схемы подвески, а возникающий при этом гироскопический момент будет стремиться повернуть управляемые колеса.
Под действием боковых сил, например, при движении по косогору или центробежной силы на повороте, автомобиль из-за
боковой эластичности шин может начать двигаться под углом к направлению, заданному управляемыми колесами (увод колес).
Рассмотрим две основные причины ухудшения управляемости: колебания колес и осей автомобиля и увод колес.

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ