ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»
Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА АВТОМОБИЛЯ
ТЕОРИЯ И РАСЧЕТ
Учебное пособие
1.3. Сила сопротивления подъему
При движении автомобиля на подъем возникает сила Рn сопротивления подъему или скатывающая сила.
Эта сила равна составляющей силы веса автомобиля, направленной параллельно плоскости дороги (см. рис. 1), т.е.
Рn =G·sinα.
При малых значениях синус угла a можно заменить углом a в радианах, который в учебной литературе
обозначается буквой i. Иногда величину подъема указывают в процентах. Таким образом, сила сопротивления подъему может быть выражена:
|
(6) |
При движении на подъем, сила сопротивления качению становится меньше, чем при движении по горизонтальной дороге.
Это объясняется тем, что при движении на подъем перпендикулярно дороге действует часть силы веса автомобиля G·cosα Общая сила сопротивления дороги Рg будет равна:
Рg=Рк+Рn=f·G·cosα+G·sinα=G·(f·cosα+sinα).
Для углов подъема до 10% cosα ближе к единице и в расчетах обычно не учитывается.
|