ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

 

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА АВТОМОБИЛЯ

ТЕОРИЯ И РАСЧЕТ

Учебное пособие

1.2. Сила сопротивления качению

Сила сопротивления качению представляет собой сумму сил, затрачиваемых на преодоление внутреннего трения в материале
шин при их деформации, на деформацию дороги, на трение поверхности шин о дорогу, на трение в подшипниках ведомых колес.
Рассмотрим равномерное, прямолинейное качение колеса автомобиля на горизонтальной твердой поверхности без учета
сопротивления воздуха. При качении ведомого колеса, нагруженного вертикальной силой Gк(рис. 2, а), внутреннее трение в шине, так же как и трение между шиной и дорогой, препятствует нарастанию деформаций в передней зоне контакта шины с дорогой и уменьшению ее в задней зоне. Поэтому эпюра распределения давлений на опорной поверхности будет несимметричной, а суммарная нормальная реакция Rксместится в направлении качения колеса на величину a. В зоне контакта колеса с дорогой возникает сила Рксопротивления качению.

Схема действия сил на колесо автомобиля

Рис. 2 . Схема действия сил на колесо автомобиля (а – ведомое; б – ведущее)

Уравнение равновесия ведомого колеса относительно оси его вращения будет:
Pk·rk-Rk·a=0        (2)

или Формула

где f =а/rк - коэффициент сопротивления качению колеса.

Если сместить реакцию Rкна ось колеса, то момент сопротивления качению от ее действия Мкможно определить по формуле:
Mk=Pkrk=fGkrk    (3)
При качении ведущего колеса (рис. 2, б) в результате действия тягового момента Мтвозникает тяговая сила Pт,
толкающая кузов или раму автомобиля в направлении движения V.
Уравнение равновесия ведущего колеса относительно оси его вращения в этом случае будет:
Ртrк+Rка – Мт–Ркrк=0.
Откуда тяговая сила с учетом сил сопротивления качению определится по формуле:

Формула (4)

где МТ/rк - касательная сила тяги;

Формула -сила сопротивления качению ведущего колеса.

Сила сопротивления качению колеса, снабженного эластичной шиной, возникает в результате сложных процессов деформации
шины и ее взаимодействия с дорожным покрытием. Как было показано выше, сопротивление качению определяется радиальной и тангенциальной деформацией шины, которая зависит от нагрузки колеса, давления воздуха в шине и свойств ее материала. Кроме того, на силу сопротивления качению оказывает влияние проскальзывание элементов шины в зоне ее контакта с дорожным покрытием, особенности входа участков шины в контакт с поверхностью качения, гистерезис в шине, прилипание элементов шины к поверхности дороги и ряд других факторов.
Коэффициент сопротивления качению практически не изменяется при увеличении скорости движения автомобиля
до 60-70 км/час. При больших значениях скорости значение коэффициента f заметно увеличивается. Это вызвано колебаниями протектора шины, а также ее ударами о неровности дороги. Оба явления приводят к дополнительным потерям энергии, что существенно увеличивает сопротивление качению колеса.
Для практических расчетов зависимости коэффициента сопротивления fvот скорости можно установить, используя
эмпирическую формулу:

fv =f(1+Av2)   (5)

где А – постоянная величина, приблизительно равная (4…5)10-5,
v – скорость движения автомобиля в км/час.

Из выше изложенного следует, что коэффициент сопротивления качению зависит от большого количества
отдельных и связанных один с другим факторов и не может быть определен аналитически. Коэффициент f определяют экспериментальными методами: буксированием автомобиля, при движении автомобиля накатом, изменением силы сопротивления качению отдельного колеса на тензометрическом стенде.

Значения коэффициента f для отдельных видов дорожного покрытия приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Коэффициенты сопротивления качению

Дорожное покрытие

f
Цементное и асфальтобетонное в хорошем состоянии
Ровное и уплотненное щебенчатое или гравийное покрытие
Брусчатка
Булыжник
Грунт ровный, сухой, плотный
Снежная дорога
Песок сухой
Песок влажный
0,014…0,018
0,02…0,025
0,02…0,025
0,035…0,045
0,03…0,06
0,025…0,03
0,15…0,3
0,08…0,1

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ