Практическая работа №2 

«Формообразование сельскохозяйственной машины»

Цель работы: Познание методов и приобретение первичных навыков создания форм и композиции сельскохозяйственных машин.

Задание: Используя известные методы технического рисования и черчения, создать плоскостной и технический рисунок проектируемой машины или её элемента.

1. Перечень оборудования, инструментов, наглядных пособий, информационных материалов

1.1. Схему проектируемой машины (функциональную, принципиальную, рисунок и т.п.), в том числе из компьютерной базы данных.

1.2. Лист бумаги для рисования размером 297´210 (возможно миллиметровку).

1.3. Чертежный инструмент.

1.4. Работу можно выполнять на компьютере в любом графическом редакторе или системе (предпочтительно «Компас», «Solid Edge», «Unigraphics»).

2. Предварительные сведения

Формой определяется назначение машины, эстетические качества, особенности эксплуатации, ремонта, транспортировки, удобство обслуживания, степень использования стандартных и унифицированных моделей, экономические факторы, а также технологические возможности предприятия - изготовителя. На неё оказывают влияние социально-экономические условия, уровень развития техники, общественные вкусы.

Зрительная оценка машины производится при сравнении данного образца с подобным, стереотипным, хранящемся в памяти.

Изделия машиностроения по форме условно сводят к двум группам. В одну группу входят изделия с почти или полностью скрытой конструкцией, внешние формы которых представлены поверхностями корпусов или кожухов, закрывающими раму, привод, рабочие элементы (зерноочистительные машины, кормоприготовительные машины).

Другая группа включает изделия с открытой конструкцией, в которой чётко просматриваются рабочие органы, например, корпуса плуга, лапы культиватора и т. д.

Ряд машин и орудий имеет черты, присущие как той, так и другой группе. Например, современный зерноуборочный комбайн.

Композиция может оцениваться эстетической характеристикой, отражающей систему организаций связей элементов формы и содержание изделия, диктующей расположение основных элементов, частей изделия, в определённой системе и последовательности. Она основывается на закономерностях формообразования и компоновки изделия, а так же исследовании целостного гармонического строения изделия в соответствии с функциональными, технико-экономическими и эстетическими требованиями.

Предмет композиции - изделие и прилегающее к нему пространство, образует объёмно-пространственную структуру.

Компоновка предопределяет расчлененность машины на элементы, взаимное их расположение, соразмерность объёмов и ряд других особенностей, от которых зависят эстетические достоинства изделия.

Зримое отражение в форме работы конструкции и организации материала, способность сопротивляться нагрузкам, напряжённость элементов, прочность, устойчивость выражает категория композиции, называемой тектоникой. Она является выражением закономерностей строения изделия, присущих его принципиальной схеме, объективных физических свойств, соотношение несущих и несомых масс.

Вспомогательными категориями композиции являются: симметрия, асимметрия, пропорция, масштабность, повторность, контраст, нюанс.

Симметрия применяется для уравновешенной композиции и служит для выражения статичности.

В машиностроении выделяют три формы асимметрии: весовую, геометрическую и зрительную. Весовая асимметрия изделий с симметричными формами характеризуется смещением центра тяжести масс машины от оси симметрии. Геометрическая асимметрия или асимметрия объёмов может наблюдаться при симметричном расположении масс, но разной плотности частей конструкции и, соответственно, непропорциональных размерах кожухов. Закономерное чередование или повторность элементов может служить средством художественной выразительности. Существует два вида повторности: метрическая и ритмическая. Метрическая повторность создаётся повторением элементов через равные интервалы или проявляется в равенстве элементов формы, интервалов и других качеств. Ритмическая - создаётся закономерным чередованием соизмеримых элементов, располагаемых в порядке возрастания или убывания.

Незначительные отличия сравниваемых размеров, форм, окраски и т. д. соответствуют нюансным отношениям и, напротив, резко выраженные различия сравниваемых характеристик - контрастным отношениям.

Одним из основных средств композиции являются пропорции, с помощью чего достигается пропорциональность, соизмеримость, определённость соотношений размеров деталей, узлов между собой с изделием в целом.

Масштабность предусматривает соразмерные соотношения между человеком и машиной, необходимые для постоянной связи между людьми и техникой.

Используя эти предварительные сведения, а так же знания по техническому черчению, графике и сельскохозяйственным машинам, необходимо выполнить работу.

3. Порядок выполнения работы

1. Ознакомиться с настоящим руководством.

2. Получить задание у преподавателя.

3. Дать краткое описание машины, включённой в задание:

а) работа, выполняемая машиной;

б) агрегатирование существующих машин данного назначения

(самоходная, прицепная, навесная, полунавесная);

в) форма машин, её особенности;

г) недостатки существующих конструкций машин, по мнению студента (эстетические, технологические, эксплутационные и т. д.).

4. Выполнить плоский (две проекции) и аксонометрический технический рисунок с учётом устранения недостатков базовой конструкции.

5. Оформить и сдать отчёт преподавателю с защитой принятых решений.

4. Контрольные вопросы

4.1. Какие факторы влияют на формообразование СХМ?

4.2. Какие типы формообразования вы знаете? Дайте их характеристику.

4.3. Что такое гармония в конструкции и как она достигается?

4.4. Как формируется объемно-пространственная структура?

4.5. Чем характеризуется тектоника СХМ?

4.6. Какие вспомогательные средства композиции вы знаете? Дайте их характеристику.

<Назад>

< Вперёд >