Практическая работа №3 

«Организация рабочего места оператора»

Цель работы: Изучение методов эргономической оценки и анализа конструкции кабины сельскохозяйственной машины.

Задания: 1. Уяснить функции машины и оператора и познакомиться со всеми органами управления, индикации и контроля.

2. Измерить параметры рабочего пространства оператора, органов управления, дать анализ, оценку и свои заключения об их соответствии антропологическим нормам.

3. Составить отчет.

4. Выполнение структурной схемы рабочего места с размерами в двух плоскостях.

1. Перечень оборудования, инструментов, наглядных пособий, информационных материалов

1.1. Образцы сельскохозяйственных машин.

1.2. Эргономические таблицы, данные в лекциях.

1.3. Мерительный и чертёжный инструмент.

2. Предварительные сведения

Для выполнения работы надо хорошо представлять себе эргономические основы конструирования. Все, что связано в машине непосредственно с человеком, должно быть адаптировано к нему, обеспечивать комфортные, а в случае невозможности максимально приемлемые условия работы, защиту от вредных воздействий, возможность легкого и доступного воздействия на органы управления и другого соответствия эргономическим нормам. Перед выполнением работы необходимо изучить соответствующий лекционный материал.

3. Порядок выполнения работы и оформления отчета

3.1. Выписать цель и задания работы.

3.2. Кратко описать назначение, конструкцию машины.

3.3. Описать рабочее место оператора, назначение органов управления и средств индикации.

3.4. Составить (вычертить) структурную схему рабочего места с размерами в двух плоскостях.

3.5. Дать письменную оценку рабочего места по следующим признакам, заняв положение оператора и сравнить с эргономически обоснованными размерами, приводимыми в справочниках:

а) является ли рабочее место достаточно просторным?

б) обеспечивает ли расположение приборов и органов управления удобное положение человека при работе?

в) существует ли другое удобное для работы положение?

г) размещены ли органы управления в пределах досягаемости с учетом положения тела оператора при работе?

д) правильно ли размещены ручки и рукоятки с учетом требуемых для их перемещения усилий и движений со стороны оператора?

е) соответствует ли расположение приборов, органов управления, последовательности и частоте выполнения операции?

ж) являются ли педали необходимыми органами управления?

з) удобна ли конструкция, расположение и размер педалей?

и) соответствует ли форма, величина и материал органов ручного управления прилагаемому усилию?

к) допустимы ли прилагаемые усилия с точки зрения Ваших физических возможностей?

л) требуется ли по условиям работы применение индивидуальных средств защиты (спецодежда, обувь, рукавицы, очки, шлемофоны)?

м) препятствует ли применение индивидуальных средств защиты восприятию информации и выполнению движений при работе?

н) соответствует расположение приборов и органов управления хорошей обзорности или нет?

о) размещены ли органы управления на оптимальном расстоянии в поле зрения?

п) соответствует ли психологическая и физическая нагрузка при работе возможностям мужчин и женщин, молодых и пожилых работников?

Напоминаем, что ответ дается с двух позиций: ощущений эксперта, в качестве которого ведет оценку студент и соответствия эргономическим нормам.

3.6. Заключение.

4. Контрольные вопросы

В качестве контрольных вопросов на собеседовании будут использоваться вопросы по п. 2,5.

<Назад>

< Вперёд >