Цель работы: Изучение методов эргономической оценки и анализа конструкции кабины сельскохозяйственной машины.
Задания: 1. Уяснить функции машины и оператора и познакомиться со всеми органами управления, индикации и контроля.
2. Измерить параметры рабочего пространства оператора, органов управления, дать анализ, оценку и свои заключения об их соответствии антропологическим нормам.
3. Составить отчет.
4. Выполнение структурной схемы рабочего места с размерами в двух плоскостях.
1. Перечень оборудования, инструментов, наглядных пособий, информационных материалов
1.1. Образцы сельскохозяйственных машин.
1.2. Эргономические таблицы, данные в лекциях.
1.3. Мерительный и чертёжный инструмент.
Для выполнения работы надо хорошо представлять себе эргономические основы конструирования. Все, что связано в машине непосредственно с человеком, должно быть адаптировано к нему, обеспечивать комфортные, а в случае невозможности максимально приемлемые условия работы, защиту от вредных воздействий, возможность легкого и доступного воздействия на органы управления и другого соответствия эргономическим нормам. Перед выполнением работы необходимо изучить соответствующий лекционный материал.
3. Порядок выполнения работы и оформления отчета
3.1. Выписать цель и задания работы.
3.2. Кратко описать назначение, конструкцию машины.
3.3. Описать рабочее место оператора, назначение органов управления и средств индикации.
3.4. Составить (вычертить) структурную схему рабочего места с размерами в двух плоскостях.
3.5. Дать письменную оценку рабочего места по следующим признакам, заняв положение оператора и сравнить с эргономически обоснованными размерами, приводимыми в справочниках:
а) является ли рабочее место достаточно просторным?
б) обеспечивает ли расположение приборов и органов управления удобное положение человека при работе?
в) существует ли другое удобное для работы положение?
г) размещены ли органы управления в пределах досягаемости с учетом положения тела оператора при работе?
д) правильно ли размещены ручки и рукоятки с учетом требуемых для их перемещения усилий и движений со стороны оператора?
е) соответствует ли расположение приборов, органов управления, последовательности и частоте выполнения операции?
ж) являются ли педали необходимыми органами управления?
з) удобна ли конструкция, расположение и размер педалей?
и) соответствует ли форма, величина и материал органов ручного управления прилагаемому усилию?
к) допустимы ли прилагаемые усилия с точки зрения Ваших физических возможностей?
л) требуется ли по условиям работы применение индивидуальных средств защиты (спецодежда, обувь, рукавицы, очки, шлемофоны)?
м) препятствует ли применение индивидуальных средств защиты восприятию информации и выполнению движений при работе?
н) соответствует расположение приборов и органов управления хорошей обзорности или нет?
о) размещены ли органы управления на оптимальном расстоянии в поле зрения?
п) соответствует ли психологическая и физическая нагрузка при работе возможностям мужчин и женщин, молодых и пожилых работников?
Напоминаем, что ответ дается с двух позиций: ощущений эксперта, в качестве которого ведет оценку студент и соответствия эргономическим нормам.
3.6. Заключение.
В качестве контрольных вопросов на собеседовании будут использоваться вопросы по п. 2,5.
<Назад> |