Анализ свойств, качеств композиции СХМ, выявление закономерностей и средств формообразования
Дата
Работу выполнил ст. гр. / /
№ зачетной книжки …………………..
Работу принял доц., к.т.н. Смехунов Е.А. / /
Зав. кафедрой проф., д.т.н. Ермольев Ю.И. / /
Ростов-на-Дону
2004
Практическая работа № 1
«Анализ свойств, качеств композиции СХМ, выявление закономерностей и средств формообразования»
Цель работы:Приобретение навыков в сравнении и оценке различных композиций машины одного назначения.
Задания: 1. Изучение и краткое изложение в отчете основных положений связанных с анализом композиции машины.
2. Определение и формулировка назначения, функций заданного типа машин -3 -5 образцов, общей тенденции конструирования (тип агрегатирования, ступень уровня развития, необходимость оператора и др.).
3. Выбор двух лучших, наиболее
выразительных, разных по подходу к формообразованию и т.д. (с
объяснением). В случае простых машин анализируются все образцы.
4. Развернутый анализ тектоники и объемно-пространственной структуры конструкции.
5. Выявление основных свойств и качеств композиции.
6. Анализ средств композиции, используемых в конструкции.
7. Составление отчета.
1. Перечень оборудования, инструментов, наглядных пособий, информационных материалов
1.1. Информационная база изображений СХМ (компьютерный класс кафедры СХМ и О).
1.2. Проспекты фирм-производителей СХМ.
1.3. Макеты и натуральные образцы СХМ.
1.4. Чертежно-мерительный инструмент.
1.5. Миллиметровка – лист формата А4.
2. Предварительные сведения
В техническом задании на машину
формулируются различные требования, в том числе назначения, относящиеся
к основным функциям и к безопасности, эстетические и эргономические.
Функциональные требования достаточно стабильны, например, потери за
зерноуборочным комбайном не должны превышать 1,5%, лапы культиватора
должны подрезать 100% сорняков, тяговое усилие трактора на рабочих
скоростях должно быть постоянным и т.д. Внешний вид машины определяется
функциональным назначением, то есть сконструировать классический плуг с
другой компоновкой корпусов, колес, механизмов невозможно. Форма
основных рабочих элементов также определена технологическим процессом.
Поэтому дизайнер прорабатывает функционально-второстепенные СЕ: раму,
навеску (в пределах рассчитанной прочности), колеса, дополнительные
элементы, цветовое решение. Выбирается стиль (энергонасыщенный, фундаментальный, легкий, спортивный, деловой, представительский, …), придается соответствие моде (у автомобилей кузов седан сменился формой комби
– «зубило», а затем более мягкая и выразительная
капсула). В СХМ дизайнеры широко используют в качестве модных элементов
детали новых отделок как нюансы: покрытия, светоотражатели, фары и
новые разработки для комфортности и удобства управления и обслуживания:
воздухоочистители, кондиционеры, кресла, пульты, шумо-виброизоляция, дисплеи и др.
Композиция (расположение, соединение,
структура) – расположение основных элементов и частей в
определенной системе и последовательности, способы соединения
составляющих в одно целое.
Категориями композиции являются
тектоника и объемно-пространственная структура. Категории отражают
наиболее общие и существенные связи и отношения в композиции.
Тектоника есть зримое отражение работы конструкции и материала в форме.
Встречаются конструкции неоправданно
лишенные тектонической ясности и не информируют о том, как работает
конструкция, каково распределение усилий, - это формы ложные в
тектоническом отношении. Дело в том, что взаимообусловленность
конструкции и формы, выраженная в конкретном материале, - это наиболее
существенное качество, предопределяющее композицию каждого изделия и
работу над нею.
Композиция удачно спроектированного
изделия обладает рядом специфических свойств, характерных для
высокоорганизованной, гармоничной формы. Гармония
- соразмерность, сочетаемость, соответствие разных частей изделия друг
другу и целому, вызывающая ощущение прекрасного, пропорционального,
цельного и многообразного, умеренного, в ряде случаев грациозного и др.
К основным свойствам и качествам композиции относят:
- целостность формы;
- соподчинение элементов;
- уравновешенность;
- равновесие;
- симметрия, асимметрия;
- динамичность и статичность;
- единство.
3. Правила составления и содержание отчета
Отчет составляется на листах формата А4 в соответствии со стандартом на текстовые документы (ЕСКД, ГОСТ … … .).Титульный
лист на эту и все другие работы оформляется по типу с. 4. В правом
верхнем углу – учетный номер. Студент вписывает номер группы и
через тире свой номер по списку, например, КК 51 - 5.
В отчет заносятся: 1. Цель и задачи работы.
2. Объяснение терминов.
3. Схема и технический рисунок, предпочтительного варианта конструкции.
4. Ответ на задания 1 – 6.
5. Заключение.
4. Контрольные вопросы
1. Какие требования предъявляются к конструкции машины в ТЗ?
2. Какой тип формообразования реализован в анализируемой машине?
3. Какие категории композиции вы знаете?
4. Какие средства композиции вы знаете?
5. Какие свойства композиции вы знаете?
6. В чем выражается художественная идея создания конструкции ?