Переменные напряжения
Способность материала противостоять действию переменных нагрузок называют сопротивлением усталости.
При переменных напряжениях для расчета на прочность деталей машин в качестве предельного напряжения σlim или τlim принимают соответствующий предел выносливости: σR - при изгибе, σRp - при растяжении (сжатии), τR - при кручении.
На рис.2,а в системе координат NС , σmax нанесены экспериментальные точки, соответствующие предельным числам циклов Nc Ljm,при которых произошло разрушение на различных уровнях напряжений (σ1 - σ4) стальных образцов.
В предельных значениях Nc Ljm неизбежен большой разброс, и поэтому для большей достоверности результатов на каждом уровне нагружения для проведения стандартных испытаний берут не менее десяти одинаковых образцов.
Первый испытывают при (0,5 … 0,6) σв, ( на каждом новом образце) уменьшая напряжения, пока образец не проработает 107 циклов нагружения, которое для стальных образцов считается базовым NO. По результатам испытаний строят кривую усталости.
При напряжении σ5 разрушение не возникло, и это отмечено стрелкой.
Полученную совокупность экспериментальных точек обрабатывают методами математической статистики.
На основании расчетов строят кривую выносливости (усталости) АВ с заданной вероятностью неразрушения (на рис. 2, б кривая усталости АВ показана без зкспериментальных точек).
Эту кривую называют также кривой Велера по фамилии баварского инженера, получившего первые кривые усталости.
Испытания показывают, что с ростом Nc уменьшается абсолютная величина dσ/dNc и обычно кривая выносливости имеет горизонтальную асимптоту.
Наибольшее напряжение цикла, которое с заданной вероятностью неразрушения может выдержать деталь или образец при практически неограниченном числе циклов Nc, называется пределом выносливости и обозначается σR для образца и σRD для детали. Для образцов и деталей при коэффициенте асимметрии цикла R = -1 пределы выносливости при нормальных напряжениях обозначаются σ-1 и σ-1D, а при касательных напряжениях - τ-1 и τ-D.
<= [1] [2] [3] [4] [5] [6] =>