Прочность
П.Г. Гузенков " Детали машин" , § 1.1
В.Н кудрявцев "Детали машин" , § 4.1
Г.Б. Иосилевич "Прикладная механика", § 5.4
Нагрузки на детали машин и возникающие в них напряжения могут быть постоянными и переменными во времени.
В зависимости от условий нагружения и соответствующих им моделям разрушения - статического, малоциклового и усталостного, применяют методы расчета деталей машин на прочность и выносливость.
Прочность - способность детали сопротивляться изменению формы и разрушению под действием приложенных нагрузок.
Это важнейший критерий работоспособности деталей машин. Наиболее распространенный метод оценки прочности деталей машин заключается в сравнении расчетных (рабочих) параметров, возникающих при действии эксплуатационных нагрузок с допускаемыми, обеспечивающими надежную работу деталей в определенных условиях эксплуатации и заданного срока службы.
В задачу расчетов деталей на статическую прочность входит ограничение напряжений рамками, соответствующими упругим деформациям. В случае появления остаточных деформаций, не восстанавливается обоснованная расчетами форма детали, что приводит к потере ее работоспособности.
В системе сравнительных оценок прочности участвуют: предельное-σlim, допускаемое-[σ], расчетное-σ напряжения и коэффициенты запаса прочности допускаемый-[S] и расчетный-S.
Предельному напряжению σlim соответствует, полученное экспериментально напряжение, при котором материал детали разрушается.
Материалы бывают пластичные (сталь) и хрупкие (чугун).
Под пластичностью понимается способность материала получать большие остаточные деформации без разрушения.
В качестве мер пластичности используют:
δ - относительное остаточное удлинение образца после разрыва;
ψ - относительное остаточное уменьшение площади поперечного сечения в шейке после разрыва.
Пластичность является важным конструкционным свойством. Опыты показали, что детали из малопластичных материалов (δ ≤ 5 %; ψ ≤ 6 %) плохо сопротивляются переменным нагрузкам.
Максимальное напряжение на диаграмме, которое способен выдержать образец из пластичного материала, называют пределом текучести : физический σТ, (τТ). Во всех случаях при расчетах принимают обозначение σТ - при растяжении, сжатии, изгибе и τТ - при кручении.
[1] [2] [3] [4] [5] [6] =>