ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ
«Машины и технология обработки металлов давлением»
А.И. Никашин, Б.Г. Заверняев, Е.А. Ефремова, Г.А. Прокопец
Пособие знакомит с современной системой высшего профессионального образования, организацией учебного процесса в вузе. В пособии приводятся рекомендации по рациональному планированию рабочего дня, выработке умения слушать лекции, подготовке к зачетам и экзаменам, тренировке памяти и быстрого воспроизведения информации. Рассмотрены приемы конспектирования лекций, чтения книг, ведения личной картотеки. Освещаются некоторые этапы развития методологии творчества, раскрывается понятие творческой новизны. В пособии приведены упражнения по развитию творческого воображения, практические задания и контрольные вопросы для самопроверки.
Пособие предназначено для студентов инженерных вузов.
(А.И. Никашин, Г.А. Прокопец)
Часть 1. НОРМАТИВНАЯ БАЗА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(А.И. Никашин)
1.1. Основное
содержание Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном
образовании»
1.2. Основное содержание устава ДГТУ
1.3. Права и обязанности студентов
1.4. Правила внутреннего распорядка
1.5. Стипендиальное и социальное обеспечение студентов
Контрольные вопросы и задания
Часть 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ
(А.И. Никашин, Г.А. Прокопец)
2.1. Образовательный стандарт
2.2. Специальности факультета «Технология машиностроения»
2.3. Учебный
план специальностей
2.4. Виды учебных аудиторных и внеаудиторных занятий
2.5. Распорядок и продолжительность учебных занятий
2.6. Системы контроля знаний
2.7. Допуск к зачетам и экзаменам, отчисление из ДГТУ
2.8. Восстановление и переводы из другого вуза
Контрольные вопросы
Часть 3. ИНФОРМАЦИЯ В УЧЕБЕ И ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(Е.А. Ефремова)
3.1. «Информационный взрыв». Методы концентрации и
хранения информации
3.2. Комплекс научно-технической библиотеки ДГТУ
3.3. Справочно-библиографический аппарат, порядок пользования им
3.4. Культура использования информации и работы в библиотеке
Рекомендуемые упражнения к главе 3
Контрольные вопросы
ЧАСТЬ 4. ФИЗИОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА УМСТВЕННОГО ТРУДА
(Б.Г. Заверняев)
4.1. Особенности строения и функции головного мозга
4.2. Основные процессы и принципы внешней нервной деятельности
4.3. Распределение функций в коре головного мозга и между полушариями
4.4. Рациональная организация и режим умственного труда и отдыха
4.5. Планирование самостоятельной работы студента
4.6. Память, ее классификация и функционирование
Контрольные вопросы
ЧАСТЬ 5. ИНТЕНСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЗНАНИЙ
(Б.Г. Заверняев)
5.1. Психологические способы оптимизации умственной деятельности
5.2. Активизация памяти
5.2.1. Запоминание
5.2.2. Приемы, усиливающие запоминание
5.2.3. Сохранение, забывание и повторение
5.2.4. Воспроизведение и припоминание
5.3. Конспектирование
5.3.1. Конспектирование лекций
5.3.2. Конспектирование книг
5.3.3. Личная картотека и работа с ней
5.4. Рациональное чтение
5.4.1. Виды чтения, недостатки традиционных способов
5.4.2. Быстрое чтение
5.5. Виды, уровни сложности процесса решения учебной задач
5.6. Технические, инженерные задачи и научные проблемы
5.7. Научно-исследовательская работа студентов
5.8. Стратегия подготовки и сдачи экзамена
Контрольные вопросы
Часть 6. ТВОРЧЕСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(А.И. Никашин)
6.1. На подступах к методологии творчества
6.2. Системный анализ и понятие творческой новизны
6.3. Практикум по развитию творческого воображения
Литература