Метод. пособие по ОСНОВАМ ИНЖЕНЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ


А.И. Никашин, Б.Г. Заверняев, Е.А. Ефремова, Г.А. Прокопец


Пособие знакомит с современной системой высшего профессионального образования, организацией учебного процесса в вузе. В пособии приводятся рекомендации по рациональному планированию рабочего дня, выработке умения слушать лекции, подготовке к зачетам и экзаменам, тренировке памяти и быстрого воспроизведения информации. Рассмотрены приемы конспектирования лекций, чтения книг, ведения личной картотеки. Освещаются некоторые этапы развития методологии творчества, раскрывается понятие творческой новизны. В пособии приведены упражнения по развитию творческого воображения, практические задания и контрольные вопросы для самопроверки.

Пособие предназначено для студентов инженерных вузов.


скачать архив

Срдержание


ВВЕДЕНИЕ

(А.И. Никашин, Г.А. Прокопец)

Часть 1. НОРМАТИВНАЯ БАЗА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(А.И. Никашин)

1.1. Основное содержание Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

1.2. Основное содержание устава ДГТУ

1.3. Права и обязанности студентов

1.4. Правила внутреннего распорядка

1.5. Стипендиальное и социальное обеспечение студентов

Контрольные вопросы и задания

Часть 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

(А.И. Никашин, Г.А. Прокопец)

2.1. Образовательный стандарт

2.2. Специальности факультета «Технология машиностроения»

2.3. Учебный план специальностей

2.4. Виды учебных аудиторных и внеаудиторных занятий

2.5. Распорядок и продолжительность учебных занятий

2.6. Системы контроля знаний

2.7. Допуск к зачетам и экзаменам, отчисление из ДГТУ

2.8. Восстановление и переводы из другого вуза

Контрольные вопросы

Часть 3. ИНФОРМАЦИЯ В УЧЕБЕ И ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(Е.А. Ефремова)

3.1. «Информационный взрыв». Методы концентрации и хранения информации

3.2. Комплекс научно-технической библиотеки ДГТУ

3.3. Справочно-библиографический аппарат, порядок пользования им

3.4. Культура использования информации и работы в библиотеке

Рекомендуемые упражнения к главе 3

Контрольные вопросы

ЧАСТЬ 4. ФИЗИОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА УМСТВЕННОГО ТРУДА

(Б.Г. Заверняев)

4.1. Особенности строения и функции головного мозга

4.2. Основные процессы и принципы внешней нервной деятельности

4.3. Распределение функций в коре головного мозга и между полушариями

4.4. Рациональная организация и режим умственного труда и отдыха

4.5. Планирование самостоятельной работы студента

4.6. Память, ее классификация и функционирование

Контрольные вопросы

ЧАСТЬ 5. ИНТЕНСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЗНАНИЙ

(Б.Г. Заверняев)

5.1. Психологические способы оптимизации умственной деятельности

5.2. Активизация памяти

5.2.1. Запоминание

5.2.2. Приемы, усиливающие запоминание

5.2.3. Сохранение, забывание и повторение

5.2.4. Воспроизведение и припоминание

5.3. Конспектирование

5.3.1. Конспектирование лекций

5.3.2. Конспектирование книг

5.3.3. Личная картотека и работа с ней

5.4. Рациональное чтение

5.4.1. Виды чтения, недостатки традиционных способов

5.4.2. Быстрое чтение

5.5. Виды, уровни сложности процесса решения учебной задач

5.6. Технические, инженерные задачи и научные проблемы

5.7. Научно-исследовательская работа студентов

5.8. Стратегия подготовки и сдачи экзамена

Контрольные вопросы

Часть 6. ТВОРЧЕСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(А.И. Никашин)

6.1. На подступах к методологии творчества

6.2. Системный анализ и понятие творческой новизны

6.3. Практикум по развитию творческого воображения

Литература






 
 

Наши работы